Фракция «Ак жол»
рассматривает проект Строительного кодекса как важный и нужный документ.
С его
разработкой бизнес связывает надежды на улучшение регулирования отрасли,
переход к более современным и динамичным решениям, в т.ч. основанным на
цифровых инструментах.
В то же время,
начиная с его внесения в Парламент, в 2023-24 г.г. отраслевые бизнес-ассоциации
и эксперты регулярно подвергали жёсткой критике правительственный проект,
вплоть до требований вернуть его без рассмотрения.
Однако Рабочая группа Мажилиса проделала огромную работу, о которой рассказали наши коллеги. Фактически, документ переделан на 60-70% и снял некоторые принципиальные претензии.
Тем не менее, в Демпартию «Ак жол» обращаются Ассоциация застройщиков, Союз строителей, производители стройматериалов, дорожные строители.
Суммируя их
позиции можно отметить следующее.
1. По сути,
представленный Кодекс, вопреки ожиданиям отрасли, не предложил новаторских
решений, а во многом представляет собой механическое сведение действующих
законов и подзаконных актов.
Более того, по ряду вопросов происходит откат к подходам, ранее признанным устаревшими, многие статьи вместо упрощения усложнены и раздроблены.
2. Вопреки
требованиям о модернизации подходов, их приведению к требованиям времени, - нет
норм, посвященных развитию «умных городов», цифровой городской среды,
энергоэффективности, зелёного строительства, нет концепции устойчивого развития
населённых пунктов.
Отсутствует концепция системной реновации устаревшего жилого фонда и массивов, обновления инфраструктуры.
3. Вместо
баланса рабочих процессов, в документе произошёл критический перекос в сторону
администрирования и избыточной бюрократизации. Вводятся новые формы надзора,
дополнительные согласования.
Образованы параллельные и дублирующие друг друга формы контроля, например – государственный архитектурно-строительный контроль, общественный контроль и слушания, авторское сопровождение, технический надзор, профилактический контроль без посещения, различные аккредитации, сертификации, реестры – всё это ложится на сроки согласований и себестоимость реализации проектов.
Главой государства постоянно ставится вопрос дебюрократизации бизнес-процессов, сокращения адмбарьеров, перевода контрольных функций в цифровой и бесконтактный формат – но здесь происходит обратное движение.
4.Нормы о саморегулировании дублируют отдельный закон, но в иной редакции, что создает правовые коллизии по ряду вопросов.
5.Отдельная тема –
введение единого гарантийного срока для объектов строительства 5 лет.
Это требование
противоречит:
- Техническому регламенту «О безопасности зданий и сооружений», где срок действия сертификатов соответствия стройматериалов составляет 3 года;
-Противоречит отраслевым Рекомендациям межремонтных сроков конструктивных элементов автомобильных дорог, где сроки по разным видам дорог составляют 1, 2 и 3 года.
- Противоречит гарантийным срокам заводов-производителей технического оборудования и материалов, которые определяются ГОСТами и техническими условиями.
- Введение единого гарантийного срока не учитывает соблюдение или несоблюдение требований обслуживания инженерных сетей, кровли, конструкций; своевременного проведения регламентных работ со стороны самих собственников.
Считаем необходимым приведение этого вопроса в соответствие к техническим регламентам и стандартам. Мы, конечно, можем записать самые благие пожелания, но они должны опираться на реальную материально-техническую базу.
6. Есть также замечания и пожелания по периодичности корректировки планов детальной планировки (ПДП), применению параметрического метода, разделения обязательного и добровольного применения нормативной документации;
Требуется замена
повторяющихся «специальных технических условий» типовыми решениями в
обязательных технических документах по идентичным решениям и т.д.
Всё сказанное не умаляет большой работы, проделанной нашими коллегами в рабочей группе, скорее наоборот – показывает, насколько сырой документ им приходится перерабатывать практически с нуля.
Напомню, что
сказал Президент К.Токаев в нынешнем Послании: «Надо заниматься не усложнением
законодательства, а его адаптацией к нуждам предпринимателей…
Важным инструментом защиты бизнеса от избыточных проверок должен стать Реестр обязательных требований. Требуется ускорить его полноценное внедрение с дополнительной ревизией норм на соответствие Предпринимательскому кодексу» - цитата окончена.
Считаем, что все предложенные в законопроекте меры административного давления также нужно просмотреть на соответствие Предпринимательскому кодексу, там явно есть перегибы. Порядок наводить нужно, но можно и так зарегулировать отрасль, что и строить станет некому.
Ввиду наличия этих и других замечаний от строительного бизнес-сообщества, фракция «Ак жол» воздержится от его поддержки в первом чтении. Постараемся вместе с коллегами доработать его в нужном ключе до второго чтения.
Благодарю за
внимание