16
Октября

Главное, не выйти на себя: почему в Казахстане не разрешают парламентские расследования - Караван

https://www.caravan.kz/society/glavnoe-ne-vyjti-na-sebja-pochemu-v-kazahstane-ne-razreshajut-parlamentskie-rassledovanija/

Почему в Казахстане блокируют инициативу депутатов?

Партия «Ак жол» несколько раз предлагала в этом году провести парламентские расследования по самым наболевшим проблемам в стране. Но каждый раз – выстрел в пустоту. Потому что такая институция в наших законах не предусмотрена. А почему? Что или кто именно против?

Разбирался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Впервые акжоловцы предложили законодательно учредить парламентское расследование в уже дремучем 2013 году. Но столкнулись с сопротивлением. По словам юриста Фархата Шаймерденова, тогда против выступили все силовые органы и глава правительства Серик Ахметов (позже его осудили за коррупцию). Чего-то испугались?

Попытки лидера «Ак жола» Азата Перуашева продавить законопроект вновь – опять мимо: премьеры меняются – запрет остается. В республике происходят странные события, которые вызывают вопросы у граждан… Но нет. И еще раз нет!

Возможно, потому что «Ак жол» тогда не прописала закон по всем правилам?


Додумалась. Прописала. В 2020-м направила документ тогдашнему премьер-министру Алихану Смаилову (до этого он служил министром финансов РК, а после премьерства возглавил Высшую аудиторскую страны). То есть знал, что происходит в стране? Или что-то скрывал от соотечественников?

Мрак в конце тоннеля?

Тогда Алихан Асханович заявил, что парламентарии «превышают свои полномочия, выходят за рамки своей компетенции… Внедрение данного института свойственно парламентским республикам. Согласно Конституции, Казахстан – унитарное государство с президентской формой правления. Тем самым предусматривается президентский контроль за деятельностью исполнительной ветви государственной власти».

Дальше бла-бла-бла… И в финале: «В парламенте уже функционирует механизм контроля, предусматривающий избрание и освобождение от должностей, лишение неприкосновенности, решение вопроса о доверии правительству».

Хотя по фактам эти меры были предусмотрены только после решений судов. В общем, правительство опять «выписало тормоза» акжоловцам.

2023 год. Фракция в мажилисе настаивает на парламентском расследовании причин пожаров в природном парке «Семей орманы». Догадались, каким был ответ?

Комментарий юриста Алексея Шмидта:

— В этом случае я не уверен, что депутаты могли бы найти прямых виновников этой трагедии. Возможно, у них были «свои» люди в регионе? Тогда это могло бы помочь официальному следствию. Видимо, следствию такая помощь не понадобилась? Сами справились. А то, что правительство блокирует институт парламентского расследования, на мой взгляд, говорит о его слабости. Есть подозрения, что тогда мажилисмены «случайно» выйдут на очень важных персон.

В том числе и на своих же коллег?

— Не исключаю и такой вариант. Концепция президента Токаева – «Сильный президент, влиятельный парламент, подотчетное правительство» – подразумевает усиление роли законодательного органа. Но без этого права расследования я не вижу перспектив его усиления. Надеюсь, когда-то его узаконят. Если после реформы парламента в следующем году – нормально. Но, если честно, пока это нереально…

Есть поручения президента – есть их неисполнение?

Осень 2023 года. Наконец-то «Ак жол» смастерил новый вариант законопроекта о парламентском расследовании. Местами длинно. Местами вызывает вопросы. Но там есть совершенно очевидные намеки. В пояснительной записке к законопроекту есть ссылки и на послание президента Токаева народу Казахстана, и на международную практику.

1 сентября 2023 года президент Токаев  в своем послании «Экономический курс справедливого государства» подчеркнул, что «нам предстоит на деле воплотить в жизнь принципы «слышащего государства… И здесь особая роль отводиться парламенту». Кто-то это не услышал? Или не захотел услышать?

Кто именно? Пока нет ответа.

Справка «Каравана»

В России действует федеральный закон от 27 декабря 2005 года «О парламентском расследовании Федерального собрания РФ». В Узбекистане действует закон «О парламентском контроле», в котором регламентированы вопросы проведения парламентского расследования – для изучения фактов или событий, посягающих на наиболее важные интересы общества и государства, способных оказать негативное воздействие на основы безопасности, устойчивое развитие страны.

И в этом случае соседи нас опередили!

Что предлагают акжоловцы

Цель парламентского расследования: «защита гарантированных Конституцией РК прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение палатами парламента контроля деятельности правительства, центральных государственных органов, органов местного управления, органов квазигосударственногосектора, выявления причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования… А также оказания содействия в устранении их причин и условий».

Дальше. «Парламентскому расследованию подлежат факты грубого нарушения гарантированных Конституцией прав и свобод человека… Факты причинения значительного ущерба общественным интересам в результате принятия некомпетентных решений государственных органов».

Срок расследования – не более года. А то, что основанием для начала парламентского расследования могут быть и какие-то решения Констуционного суда РК, Высшей аудиторской палаты, депутатов мажилиса или сената – вопрос? Есть проблема – разобраться должны все заинтересованные органы. Разве нет? Все же в рамках Конституции РК? Или не совсем?

А вот тут – внимание!

Согласно законопроекту «Ак жол» —  что не подлежит парламентскому расследованию. Это «деятельность президента РК, а также госорганов, ему непосредственно подотчетных; деятельность суда по осуществлению правосудия; деятельность органов прокуратуры и специальных органов. В случае принятия судом к производству дела, касающегося фактов и обстоятельств, расследуемых в соответствии с настоящим законом, парламентское расследование приостанавливается до вынесения судебного решения. Факты и обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением (приговором) суда не могут ставиться под сомнение».

Немного занятных историй

Самое громкое парламентское расследование грянуло в 1972 году в США. Тогда по поручению президента Ричарда Никсона в отеле «Уотергейт» организовали незаконную прослушку руководства демократической партии. Расследование Конгресса установило причастность к ней главы государства. Итог: первая в истории Америки отставка президента.

1992 год. В Италии с подачи журналистов началась масштабная полицейская операция «Чистые руки». Парламент перед этим провел свое расследование. И разоблачил систему коррупции среди политиков и бизнесменов, включая депутатов и бывших премьер-министров. Результат: около 1500 арестовано. Несколько десятков чиновников свели счёты с жизнью. Или их просто устранили, чтобы молчали?

2016 год. «Панамские документы». Опять с подачи журналистов произошла утечка информации из юридической фирмы Mossack Fonseca. Почти в полусотне стран парламенты начали собственные расследования. И выявили схемы, которые известные мировые политики, большие чиновники и крупные бизнесмены использовали для сокрытия своих активов. Итог: налоговые нарушения и полукриминальные финансовые схемы привели к сотням отставок и арестов по всему миру.

Из самого свежего: Европарламент начал свое расследование (опять с подачи журналистов) по фактам коррупции в самом Европарламенте.

Наконец, 21 октября экс-президент Франции Николя Саркози сядет на пять лет за решетку. Журналисты выявили, а парламентское расследование подтвердило, что президентскую выборную кампанию главы 5-й республики профинансировал ныне покойный лидер Ливии Муаммар Каддафи.

Список можно продолжать. Примеров – хоть отбавляй.

Почему все-таки нет?

Как считает юрист Алексей Шмидт, акжоловцам отказывают в проведении парламентских расследований еще и потому что в нашем законодательном органе всего 98 депутатов. В отличие от европейских – там может быть несколько сотен народных избранников. «Если они начнут расследованиями заниматься – им времени не хватит на законотворчество. А это их прямая обязанность. Им за это зарплата идет».

Юрист Фархат Шаймерденов:

— Я частично согласен с коллегой. Но есть несколько тем, по которым мажилисмены могли помочь и правительству, и силовикам разобраться с некоторыми проблемами, которые иногда вызывают недоумение.

— Например?

— Финансовые пирамиды. Про их организаторов, уверен, знали и в МВД, и в Генпрокуратуре. Да, кто-то «присел», но кто-то успел сбежать. Не исключаю, что у этих проходимцев была «крыша»… Криптовалютчики. Схема та же. Резкий скачок потребления электроэнергии трудно не заметить. Опять подозрение на «крышу». А она бесплатной не бывает. Дальше: приписки в аграрном секторе. Это искажение официальной отчетности, подделка документов. Кто-то ответил за это? На это есть соответствующие статьи в разных кодексах. Не буду вдаваться в детали, но по этому же принципу депутаты могли бы проводить расследования по таким вопросам, как неэффективные госпрограммы и нацпроекты, госзакупки, ценообразование, тарифы в ЖКХ, вывод капиталов за рубеж. Особая тема – расходование средств местными исполнительными органами. Это вообще самая черная дыра. Черней не бывает. Там триллионы тенге пропадают. А сколько удалось вернуть?

— Фархат Калимуллаевич, вы намекаете, что депутаты могли бы зайти в тему глубже, чем силовые органы?

— У нас ничего исключать нельзя. И это тоже. Но пока уровень коррупции в госорганах высокий, об институте парламентских расследований сегодня можно только теоретизировать.