30
Января

К 100-летию Казахской Республики - А.Перуашев, С.Аккулы

Наступивший 2020 год будет насыщен знаменательными датами, начиная со 175-летия Великого Абая, 750-летия Золотой Орды, 25-летия Конституции и т.д. В их ряду стоит и 100-летие Казахской Республики; сперва – автономной, но в итоге приведшей к образованию независимого государства в лице современной Республики Казахстан. 

Учитывая, что этому событию предшестовала короткая, но яркая жизнь национальной автономии «Алаш», а также тот факт, что признавшие советскую власть лидеры Алаш Орды принимали непосредственное участие в создании Казахской (Киргизской) АССР, - есть повод говорить об эволюционной связи, преемственности Казахской Республики и национальной автономии Алаш.


Удивительно, но и спусти три десятилетия после крушения тоталитарной идеологии, в официальной историографии независимого Казахстана заслуга создания Казахской Советской Республики приписывается исключительно большевикам, в лице А.Джангельдина, С.Сейфуллина, Т.Рыскулова и других, являвшихся принципиальными противниками Алаш Орды. Между тем, помимо казахской автономии «Алаш», национальные государства и автономии в до-советский период образовались в Финляндии, Украине, Грузии, Азербайджане, Башкирии и т.д. Поэтому создание национальных образований было скорее вынужденным шагом, на фоне пробудившегося самосознания крупных народов пост-царской России, нежели собственной инициативой большевиков. Не тоталитарная  идеология, а собственное стремление к свободе стало решающим фактором в создании национальных республик. И достойную лепту в этот процесс внесли деятели «Алаш» А.Букейхан, А.Байтурсынулы, М.Дулатулы, А.Ермекулы, Н.Торякул (Тюрякулов), С.Кожанулы (Ходжанов) и многие другие. 

Оспаривая этот факт, последователи советской версии утверждают, будто «лидеры «Алаша» не заявляли о стремлении к независимости», или «ограничивались автономией в составе России». Другие считают Алаш «необъявленной автономией», утверждая, что «объявление автономии Алаш отложили» [1], а было лишь «её Правительство Алаш Орда»[2]. По этой логике, имелся орган власти (правительство Алаш Орда), но самого предмета власти (автономии Алаш) – не существовало.

Между тем, протокол ІІ Всеказахско-киргизского съезда от 12 декабря 1917 г. однозначно свидетельствует об образовании национально-территориальной автономии («Ұлттық Жерлі Автономия»), которой было присвоено название «Алаш», и органа её управления в лице народного совета Алаш Орда. Кроме того, съезд обязал Алаш Орду в дальнейшем созвать Национальный курултай и представить проект Конституции Автономии Алаш[3, т.ХІ, с.252]. Именно поэтому Алаш Орда называлась «Временным (до созыва Курултая) Народным Советом». В тот же день это решение было опубликовано Алимханом Ермекулы в газете «Сарыарқа», а в марте 1918 года о создании автономии «Алаш» было официально уведомлено и правительство большевиков (об этом см.ниже).

Автономию Алаш образовал съезд полномочных представителей народа, причём большинство из делегатов (43 из 81) были ранее избраны депутатами Всероссийского Учредительного собрания от казахов, а остальные 38 делегатов представляли 10 областей, 1 губернию и 3 волости, где казахи являлись большинством населения, в т.ч. Семипалатинскую, Акмолинскую, Тургайскую, Уральскую, Сырдарьинскую, Ферганскую, Семиреченскую области, Букеевскую орду Астраханской губернии, Мангистауский уезд и Амударьинский отдел Закаспийской области, Джизакский уезд Самаркандской области, Бийский, Барнаульский и Змеиногорский уезды Алтайской губернии [3, т.Х, с.438].

Позднее, на вопрос «Верховного правителя России» А.Колчака «Кем избрана Алаш Орда, когда и какой российской государственной властью она утверждена в своих правах?», А.Букейхан ответил: «Алаш Орда избрана полномоченным общекиргизским съездом и ни в какой санкции не нуждается»[5, т.ІІ, с.84]. Подчеркнём, что сам глава Алаш Орды был избран на демократической основе из трёх альтернативных кандидатов.

Из 15 членов Алаш Орды восемь являлись юристами с петербургскими, и московскими дипломами, опытом работы судей и адвокатов; четверо – бывшие депутаты І и ІІ Государственной думы.

В сентябре 1918 г. в г.Уфе, Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания признал Автономию Алаш, а Алаш Орду – её Правительством[3, т.ХІ, с.237-239]. На фоне подобных исторических фактов называть Алаш «необъявленной автономией» - не что иное, как грубая фальсификация национальной истории. Да, будучи прагматиками и зная стремление новых властей контролировать территории, лидеры «Алаш» старались не форсировать противоречия с ними. Поэтому они неоднократно заверяли и Временное правительство, и Уфимскую директорию, и адмирала Колчака об ограничении своих притязаний рамками автономии.

Но при этом автономия понималась ими шире, чем территориально-культурное образование. Например, на І Сибирском областном съезде А.Букейхан заявил: «Я представляю себе нашу Российскую республику в виде только федерацией штатов... Если наша Российская республика разобьется на отдельные штаты, от этого только получится счастье людей...» [3, т. Х, с. 129]. А в последовавшей статье «Жалпы Сібір сиезі» («Общесибирский съезд»), напрочь опровергается и тезис о том, что лидеры «Алаш» якобы «не заявляли о стремлении к независимости». Алихан Букейхан пишет: «Казахская нация и другие народы, занимающие исконные территории в Сибири, временно присоединятся к Сибирской автономии...Чтобы безболезненно отделиться от пут великой державы при помощи Сибири, будет разумно сперва примкнуть к ней, а затем, достаточно окрепшись, отделиться от нее в суверенное государство(выделено нами – авт.)»[3, т.Х, с.189].

В другой статье «Қазақ депутаттары», лидер «Алаш» высказался предельно чётко: «Если выстоим, впереди нас ждёт великая радость. Если не сейчас, то в недалёком будущем сыны Алаша создадут собственное государство» («Тірі болсақ, алдымыз үлкен той. Алаштың баласы бұл жолы болмаса, жақын арада өз тізгіні өзінде бөлек мемлекет болар»)[3, т.Х, с.88]..

Лидеры «Алаш» были реалистами и государственниками. Именно эти качества позволили им в сложнейших условиях распада империи, гражданской войны и террора, сохранить верность национальным интересам и добиться зачатков государственности для своего народа. О настойчивости казахских лидеров можно судить по ответной телеграмме Советскому правительству от 21 марта 1918 г.: «Мы, члены Алаш Орды, обсудив слова Народного комиссара по делам национальностей Сталина об Алашской Автономии, постановили признать Советское правительство... и сообщаем, что на основании постановления Общеказах-киргизского съезда, состоявшегося 5-13 декабря в Оренбурге, немедленно провозглашаем Алашскую Автономию»[3, т.Х, с.438].      

Вслед за тем в Москву были отбиты ещё две телеграммы с условиями взаимного признания из 14 пунктов. Однако большевики прервали переговоры, и в ходе начавшейся гражданской войны, Алаш Орда оказалась вовлечена в военные действия, создала свои вооружённые силы (по данным Б.Абдыгалиулы – две бригады и восемь кавалерийских полков) и взаимодействовала с белыми частями против красных в ряде крупных операций в Сибири, Западном и Восточном Казахстане, Костанае и Жетысу. Кстати говоря, способность мобилизовать и снабжать боевые действия воинских частей в несколько тысяч сабель – показывает административную состоятельность автономии Алаш в условиях всеобщего хаоса и распада прежней системы управления.

Вот как описывал ту ситуацию Мустафа Шокай в статье «Советская власть и киргизы»: «Если казахи в начале охотно шли на признание центральной советской власти..., то это потому что при честном выполнении большевиками своих... обещаний,... в казахской степи ... осуществилось бы полное автономное управление. Но большевики пренебрегли началами «буржуазной» честности, и казахи оказались обманутыми. Не возлагали казахи никакой надежды и на сибирского диктатора (А. Колчака – прим.авт), который сразу же стал коситься на т.н. «инородцев». Казахи... вынуждены были сделать в конце концов выбор между сибирской реакцией и российской соввластью»[5, т. ІІ, с. 84].


Фото 1. Телеграмма руководства Алаш Орда местным органам Алаш (уездным комитетам) о взаимном признании автономии Алаш и Советского правительства, 16 апреля 2018 г.


Фото 2. Одна из телеграмм, отправленных правительством Алаш Орда председателю СНК РСФР В. Ленину в ходе переговоров о взаимном признании автономии Алаш и Советскогот правительства, 21 апреля 1918 г.

Х.Габбасулы, который в 1918 г. от имени Алаш Орды вёл переговоры с Советами, вспоминал: «В начале ноября 1918 г. Букейхан приехал в Семипалатинск и созвал совещание... Букейхан доложил обстановку и поставил вопрос как быть в ситуации, когда политические события развиваются в направлении реставрации монархического строя. В этой обстановке рассчитывать на самоопределение нации нельзя. Поэтому необходимо связаться с Советской властью... В связи с этим нами был послан в Москву Байтурсынулы»[12, т. ІІ, сс. 9-10].

Исторические документы, обнаруженные в архивах, свидетельствуют, что преобразованию автономии Алаш в Киргизскую (Казахскую) АССР далее предшествовали длительные (декабрь 1919 - август 1920 гг.) переговоры членов Алаш Орды с вождями Советской власти по определению статуса и территории будущей автономии. Как отмечала проф. Д. Аманжолова, «Алашординцы мобилизовали все организационные и интеллектуальные ресурсы, чтобы добиться от центра (Кремля) согласия на образование республики в границах, которые они отстаивали со времен организационного оформления автономизма в 1917 г.(выделено нами – авт.)»[13, с.360]. Вот какой эпизод, произошедший накануне подписания Декрета о Киргизской АССР, рассказал бывший член Алаш Орды А. Ермекулы, который на совещании СНК РСФСР выступил с докладом о территории будущей республики:

«В.И. Ленин в конце первого совещания, прошедшего под его председательством, посоветовал нам обсудить со Сталиным вопрос об образовании автономии, ознакомиться с готовым проектом, имеющимся у него, и согласовать с ним все свои соображения.

Все участники совещания вышли в коридор на перерыв. Казахская делегация состояла из 15 человек. Ждали Алихана Букейхан. Алеке (А.Букейхан), беседуя наедине с Лениным, задержался в кабинете.Вскоре, примерно через минут 1520, вышел и он. Ему сообщили, что мы ждём его, чтобы зайти к И. Сталину.

Алихан, обойдя всех нас холодным взглядом, процедил: «Что решит Сталин? Нет у него ни мыслей, нет ни знаний, следовательно, какой у него может толковый проект? Не лучше ли нам самим что-нибудь сообразить!?!». И направился к выходу. Все остальные, шокированные услышанным, последовали за Алиханом из Кремля»[6, с. 12].

По его словам, А. Букейхан и В. Ульянов-Ленин были знакомы со студенческих лет, т.к. в 1893 г. вместе сдавали экстерном курс юридического факультета [6, с.25]. Неизвестно, о чём они говорили оставшись тет-а-тет. Но через неделю, 26 августа 1920 г., председатель СНК РСФСР В. Ленин подписал Декрет об образовании Киргизской АССР [6, с.12]. Именно эта республика, с 1925 г. вернувшая себе имя «Казакская», стала той правовой и территориальной платформой, на базе которой спустя 70 лет наш народ обрёл Независимость и современную государственность.


Фото 3 и 4. Постановления о восстановлении имени Қазақ и о его написании на русском языке как «казах»

Таким образом, можно констатировать, что Киргизская (Казакская) АССР была образована не на пустом месте. Прежде всего, она была результатом стремления казахов к самостоятельности, что прекрасно иллюстрирует телеграмма зам.председателя Алаш Орды Х.Габбасова В.Ленину и И.Сталину от 21.04.1918: «Вопрос автономии киргизских областей являеся вопросом жизни и смерти киргизскаго народа... Но пренебрежение естественному праву народа со стороны местных Совдепов не прекращается, гонения киргизских организаций, аресты членов их восстанавливают киргизскую массу [против себя], углугляют национальный антагонизм... Весь киргизский народный Совет (Алаш Орда – прим.авт), выполняя непреклонную волю киргизскаго народа, считает за долг принять все меры возможно скорому осуществлению идеи автономии...».

Заслуга лидеров Алаш в том, что они сформулировали и самоотверженно отстаивали выбор своего народа, посвятив этому делу все свои интеллектуальные и физические силы. Декрет об образовании Киргизской АССР от 26.08.1920 г. явился актом признания этой воли и плодом многолетнего труда лучших представителей казахской  интеллигенции, составивших основу Алаш Орды. Достаточно сказать, что при обсуждении такого чувствительного вопроса, как закрепление границ автономии, в основу доказательной базы и аргументации казахской делегации легли результаты научных экспедиций 1897-1901 г.г. Ф.Щербины и 1902-1903 г.г. С.Швецова, по изучению характера расселения и хозяйственного уклада местного населения, в которых самое деятельное участие принимал А.Букейхан. Эти и другие данные, приведённые в докладах А.Ермекулы на заседаниях Совнаркома, убедительно доказали историческую принадлежность земель казахскому народу. В результате им удалось отстоять практически все земли, провозглашенные ІІ Общенациональным съездом казахов в 1917 г., а территория вновь образованной Киргизской АССР оказалась идентичной территории автономии Алаш [13, с. 361].


Фото 5. Карта территории Казакской АССР 1920-1929 гг., которую отстояли лидеры «Алаш» в 1920 г.

Исходя из этих и других архивных данных, также следует признать, что хотя заслуги местных большевиков в образовании КазАССР неоспоримы (особенно в организационной части), но изначальный и решающий импульс этому событию придали совсем другие фигуры. Более того, под предлогом борьбы с «буржуазным национализмом», казахские большевики в 1920-1940 г.г. целенаправленно истребили подлинных инициаторов Республики - лидеров «Алаш»; и способствовали установлению самого бесчеловечного и жестокого режима, загубившего две трети народа Великой степи. Запоздалое прозрение и храбрость в попытках спасти соотечественников от голодной смерти в письмах Сталину - были уже не более, чем криком отчаяния этих, по-своему талантливых и сильных людей. Но тех, кто мог бы встать рядом - они сами уничтожили в неистовстве «классовой борьбы».

Преобразование, эволюция автономии Алаш в советскую республику осуществилось при ключевой роли самих алашординцев (А.Байтурсынулы, А.Ермекулы, Г.Алибекулы и др.) под неформальным, но безусловным руководством А.Н. Букейхана. Заявляя о том, что нам «всё равно, какого цвета власть – красная или белая, лишь бы она признала право казахов на самоуправление», А.Байтурсынулы выразил главную позицию лидеров Алаш. Их историческая роль и заслуга заключалась в том, что вопреки всем попыткам «Уфимской директории», «Верховного правителя» А. Колчака и прочих удушить зачатки казахской национальной государственности, - члены Алаш Орды приложили титанические усилия, чтобы не упустить исторический шанс, выпавший на их долю. «Перед нами стоит огромная ответственность, за которую последующие поколения либо будут благодарить нас, либо проклинать. Осознай это, народ мой казах!» - призывал А.Букейхан [3, т.Х, с.88]. В сложнейших условиях они продолжали последовательно выполнять миссию, возложенную современниками. Оказавшись вроде бы в безвыходной ситуации, заставили считаться с собой, нашли мужество пойти на компромисс с Советами и отстояли основу для возрождения национального государства.  В свою очередь, создание Казахской и других республик было не внезапным «подарком» от Советской власти, а проявлением ею прагматизма, признанием влиятельности национальных движений и их руководителей. Поэтому попытки приписать образование Казахской Республики, как и последующее обретение ею Независимости, исключительно решениям Советов - искажают исторческие факты, принижают волю народа и мужество его лидеров.  

Автономия Алаш, образованная народным волеизъявлением в декабре 1917 г., в августе 1920 г. эволюционировала в Казахскую Республику (АССР), которая в 1936 г. получила союзный статус, а 16 декабря 1991 года провозгласила государственную Независимость. Поэтому 2020 год – это исторически и политически важная дата 100-летия Казахской Республики. Мы, дети Алаш, обязаны отдать должное мужеству своих предков, для которых это начинание стало делом всей жизни.

Напомним, что весной 2019 года партия «Ақ жол» обратилась с таким предложением к Правительству Республики. Оттуда ответили, что вопрос требует изучения. Насколько нам известно, Правительство запросило мнение НИИ Истории и этнографии им.Ч.Валиханова при Министерстве образования и науки РК. Ответ института от 24.04.2019 в основном опирался на официальную (советскую) версию, и тем не менее, гласил: «Считаем крайне важным 100-летие Казахской Республики... Предложение А.Перуашева об официальном применении термина «100-летие Казахской Республики» полностью поддерживаем».

То-есть, даже штатные историки высказались «за».

А государственные органы пока по-прежнему молчат.

Азат Перуашев,

председатель Демократической партии «Ак жол», депутат Мажилиса Парламента РК,

Султан Хан Аккулы,

директор НИИ «Алаш» ЕНУ им. Л.Н. Гумилева.

Список источников:

  1. Были ли лидеры «Алаш-Орды» борцами за независимость Казахстана? Интервью исследователя этой темы, доктора исторических наук, профессора ДиныАманжоловой. Читать здесь:  https://camonitor.kz/32814-byli-li-lidery-alash-ordy-borcami-za-nezavisimost-kazahstana.html
  2. «Айқын», 15.02.2019.
  3. Бөкейхан Ә. Шығармалары – Сочинения. – Астана: «Алашорда» Қоғамдық қоры, 2018. – 15 томов.
  4. Бисембиев К. Б. Идейно-политические течения в Казахстане в конце ХІХ – начале ХХ вв. – Алматы, 1961. – С. 363.
  5. Шоқай М. Шығармаларының толық жинағы: Он екі томдық. – Алматы: Дайк-Пресс, 2012.
  6. Макенбаев Қ., Садуакасов Қ. Алты Алаштың ардағы – Әлімхан Ермеков. – Жезказган, 1992. – С. 44.
  7. Госархив Томской области: Ф. 3, Р. 552, Оп. 1, Д. 774, Лл. 56, 71, 73-74
  8. Заки Валиди Тоган. Борьба народов Туркестана и других восточных мусульман-тюрков за национальное бытие и сохранение культур. Книга І. – Уфа: «Китап», 1994. – 400 с.
  9. ГА РФ: Ф. Р-667, О. 1, Д. 16, Лл. 1-22.
  10. АП РК: ф. 811, оп. 23, д. 193, лл. 52-54
  11. «Қазақ». №№ 91, 98-99, 24 декабря 1914, 23, 26 января 1915.
  12. Движение Алаш: Сборник материалов судебных процессов над алашевцами. Трехтомник. – Алматы: ФФ «Ел-шежіре», 2011. – Т. ІІ. – 377 с.
  13. Аманжолова Д. На изломе. Алаш в этнополитической истории Казахстана. – Алматы: Издательский дом «Таймс», 2009. – 412 с.
  14. Абдыгалиулы Б. Войско Алаш. Казахские части в составе Белой армии (1918-1920 г.г.) – Астана: Фолиант, 2017. – 416 б.