29
Июль

Куда уходят выделяемые государством средства? - запрос А.Перуашева в МОН РК

Министру образования и науки Республики Казахстан

Аймагамбетову А.К.

Уважаемый Асхат Канатулы!

Через месяц начинается новый учебный год. Как известно, в связи с продолжающейся борьбой с пандемией COVID-19, вторая половина предыдущего учебного года и первую четверть начинающегося было решено провести в режиме дистанционного обучения. Демократическая партия «Ак жол» поддерживает эти решения, так как здоровье детей ни при каких обстоятельствах не должно подвергаться риску.

В тоже время, вынуждены напомнить о своих неоднократных обращениях в Министерство образования и науки по поводу неудовлетворительного состояния цифровизации в системе образования, отсутствия устойчивого Интернета во многих школах, провалах в реализации цифровых образовательных проектов. Депутатская фракция Демпартии «Ак жол» обращала внимание министерства и Правительства на эти проблемы в своих запросах  11 апреля 2018 г., 30 января, 30 октября и 13 ноября 2019 года.

Недоработки в сфере информатизации образования особенно болезненно проявились в период Чрезвычайного положения в связи с коронавирусом (март-май т.г.), когда при переходе на дистанционное обучение фактически без уроков остались тысячи детей по всей стране. ДПК «Ак жол» отметила этот провал системы образования в выступлении 10 апреля т.г.

Тогда вдруг выяснилось, что все наши сигналы об отсутствии интернета в тысячах сёл и аулов, о недостатках технического оснащения школ, об унизительных лазаниях родителей и учителей на крыши и деревья – правда, а бодрые ответы чиновников – ложь.

У нас по-прежнему есть основания сомневаться в том, что ситуация якобы была исправлена в ходе карантина. При выездах в регионы, депутатам Демпартии «Ак жол» неоднократно приходится выслушивать жалобы родителей на занятия многодетных семей по одному смартфону. Родители благодарны учителям, которые до ночи занимаются с такими детьми индивидуально, а не со всем классом. Но они не благодарны министерству, потому что, зачастую не имея работы, получив отказ на пособие – вынуждены покупать смартфон для учёбы детей в кредит под бешеные проценты.

Но в этих аулах хотя бы есть беспроводной интернет.

А во многих других населённых пунктах интернета просто нет.

Министерство разрешило там проводить занятия в обычном порядке уже с первой четверти – но берёт ли оно на себя и ответственность за возможные заражения?

И не служит ли это решение прикрытием провалов в информатизации системы образования?

Государство делает всё для развития образования, по предложению министерства выделяет гигантские суммы, даже занимает их за рубежом, увеличивая внешний долг всей страны. И всё – ради того, чтобы дети получали современные знания, чтобы процесс обучения был полноценным в любой ситуации. В конце концов, право на бесплатное школьное образование гарантировано Конституцией. Но как видим, система не выдержала первый же серьёзный стресс-тест.

Тогда куда уходят выделяемые государством средства, за что платит и бюджет, и все налогоплательщики? Это далеко не риторические, а вполне конкретные вопросы.

В 2017 году Республика Казахстан привлекла Займ Международного Банка Реконструкции и Развития на финансирование проекта «Модернизация среднего образования».

Целью проекта является выравнивание качества образования между сельскими и городскими школами, в рамках чего было принято решение об оснащении 5-ти тысяч сельских школ мультимедийным оборудованием. Планировалось, что все сельские школы будут оснащены компьютерами и оргтехникой, а главное - для всех сельских школ с низкой скоростью интернета планировалась поставка ЦОДов (Центр обработки данных), которые должны обеспечить беспроводной интернет.

Период реализации проекта: 2018-2022 годы.
Сумма проекта: 67 млн.долларов США. Займ предоставлен со сроком погашения – 17 лет, ставка вознаграждения – Libor+переменный спрэд, единовременная комиссия – 0,25% от суммы займы, комиссия за резервирование – 0,25% в год на неосвоенный остаток средств займа.

Во исполнение проекта, приказом министра МОН № 443 от 4 сентября 2018 года утвержден состав Группы по управлению проектом, открыт специальный счет, утвержден состав техсовета.

Но! По поступившей к депутатам фракции ДПК «Ак жол», ни по одному из направлений проекта конкурс до сих пор не объявлялся; на приобретение компьютеров и ЦОДов (тех самых, которые обеспечили бы интернет для сельских школ) всё ещё (на третий год проекта) не разработаны даже технические задания.

Между тем, консультантам в прошлом году выплачено 74 млн.тг. в текущем году планируется ещё 86 млн. Операционные расходы составили 23,5 млн., в этом году на них уйдёт ещё 26 млн. Поставки оборудования робототехники в прошлом году не производились, на год нынешний заложили 166,7 млн., и т.д.

Как видим, это не 67 млн.долл США, которые по инициативе МОН, Казахстан взял в долг у МБРР. Но проблема не только в неосвоении всей суммы.

Одним из условий займа, которые были отмечены выше, является комиссия за резервирование – 0,25% в год на неосвоенный остаток средств займа.

Элементарные расчёты показывают, что более 150 тысяч долларов США в год (а с 2018 года – уже 300 тысяч долларов) Казахстан платит из карманов налогоплательщиков за то, что МОН третий год не обеспечивает сельские школы модернизацией и беспроводным интернетом. И это не считая процентов по займу.

Между тем, начиная с 2016 года местным исполнительным органам Правительством уже были направлены трансферты из республиканского бюджета на сумму 27,2 млрд.тенге из них:

- 12 млрд. тенге на приобретение 26 317 комплектов мультимедийного оборудования для 6152 школ;

- 12,1 млрд. тенге на обеспечение интернетом скоростью 4-10 Мбит/сек для 7160 школ;

- 4,4 млрд. тенге на подключение 7160 школ к цифровым образовательным ресурсам.

То-есть, на те же цели, что и займ МБРР. Было бы интересно узнать, как освоены эти средства местными управлениями образования, какие затраты фактически произведены. Результаты сегодня видит всё общество, включая сельских школьников и их родителей.

Но и это ещё не всё. Видимо понимая отсутствие реальных результатов, Министерство образования и науки недавно вновь (теперь уже под предлогом ситуации с COVID) обратилось к Правительству за финансированием «в целях обеспечения стабильной работы организаций образования с использованием дистанционных образовательных технологий», т.е. на то же самое. Да, теперь эти цели названы по-другому, но речь идёт по-прежнему об оснащении школ оборудованием для цифровизации учебного процесса, доступности школьных занятий on-line, через беспроводной интернет.

На них планируется направить ещё 74 млрд. 200 млн.тг. из бюджета.

Подождите, а как же неосвоенный займ 67 млн.долл.США (27 млрд. 700 млн.тг. по текущему курсу)? А ранее выделенные регионам 27 млрд. 200 млн.тг на те же самые цели? А 300 тыс.долл.США, или 124 млн.тг штрафа за неиспользование займа МБРР?

Почему никто не спрашивает за эти деньги? Тот, кто пытается завалить проблемы деньгами – просто недооценивает талант наших коррупционеров. Они способны освоить любые миллиарды, а потом попросят ещё. По нашему мнению, такие таланты надо ловить за руку, а не доверять новые народные миллиарды.

В связи с вышеизложенным, Демократическая партия «Ак жол» просит Вас ответить на следующие вопросы:

  1. С чем связано неисполнение указанного займа МБРР (67 млн.долл.США), кто из ответственных лиц МОН был его инициатором, из чьих средств оплачивается неустойка по неиспользованным средствам (150 тыс.долл.США в год, или 300 тыс.долл.США на текущий момент), кто и какую ответственность понёс за срыв реализации проекта модернизации сельских школ.
  2. Как были освоены средства, выделявшиеся местным управлениям образования на информатизацию школ с 2016 г. (27,2 млрд.тг), проводилась ли вашим министерством или иными органами проверка их использования. Как МОН оценивает достигнутые результаты, и если положительно, – то кто   должен ответить за провалы в дистанционном обучении в период карантина.
  3. Зачем МОН РК обратилось за дополнительным финансированием (74,2 млрд.тг.) из резерва Правительства Республики, если у вашего ведомства находятся в распоряжении 27 млрд.тг, привлечённых по внешнему займу на те же цели, за неиспользование которых государство платит сотни тысяч долларов США неустойки?
  4. Рассматривает ли МОН обеспечение всех школьников гаджетами (планшетниками или смартфонами) для дистанционного обучения, в рамках запрошенного дополнительного финансирования ведомства?

Ответ прошу предоставить в установленном Конституционным законом «О Парламенте и статусе его депутатов» порядке и сроки.

С уважением,

Председатель Партии

Депутат Мажилиса,

Азат Перуашев