Министру образования и науки Республики Казахстан
Аймагамбетову А.К.
Уважаемый Асхат Канатулы!
Через месяц начинается новый учебный год. Как известно, в связи с продолжающейся борьбой с пандемией COVID-19, вторая половина предыдущего учебного года и первую четверть начинающегося было решено провести в режиме дистанционного обучения. Демократическая партия «Ак жол» поддерживает эти решения, так как здоровье детей ни при каких обстоятельствах не должно подвергаться риску.
В тоже время, вынуждены напомнить о своих неоднократных обращениях в Министерство образования и науки по поводу неудовлетворительного состояния цифровизации в системе образования, отсутствия устойчивого Интернета во многих школах, провалах в реализации цифровых образовательных проектов. Депутатская фракция Демпартии «Ак жол» обращала внимание министерства и Правительства на эти проблемы в своих запросах 11 апреля 2018 г., 30 января, 30 октября и 13 ноября 2019 года.
Недоработки в сфере информатизации образования особенно болезненно проявились в период Чрезвычайного положения в связи с коронавирусом (март-май т.г.), когда при переходе на дистанционное обучение фактически без уроков остались тысячи детей по всей стране. ДПК «Ак жол» отметила этот провал системы образования в выступлении 10 апреля т.г.
Тогда вдруг выяснилось, что все наши сигналы об отсутствии интернета в тысячах сёл и аулов, о недостатках технического оснащения школ, об унизительных лазаниях родителей и учителей на крыши и деревья – правда, а бодрые ответы чиновников – ложь.
У нас по-прежнему есть основания сомневаться в том, что ситуация якобы была исправлена в ходе карантина. При выездах в регионы, депутатам Демпартии «Ак жол» неоднократно приходится выслушивать жалобы родителей на занятия многодетных семей по одному смартфону. Родители благодарны учителям, которые до ночи занимаются с такими детьми индивидуально, а не со всем классом. Но они не благодарны министерству, потому что, зачастую не имея работы, получив отказ на пособие – вынуждены покупать смартфон для учёбы детей в кредит под бешеные проценты.
Но в этих аулах хотя бы есть беспроводной интернет.
А во многих других населённых пунктах интернета просто нет.
Министерство разрешило там проводить занятия в обычном порядке уже с первой четверти – но берёт ли оно на себя и ответственность за возможные заражения?
И не служит ли это решение прикрытием провалов в информатизации системы образования?
Государство делает всё для развития образования, по предложению министерства выделяет гигантские суммы, даже занимает их за рубежом, увеличивая внешний долг всей страны. И всё – ради того, чтобы дети получали современные знания, чтобы процесс обучения был полноценным в любой ситуации. В конце концов, право на бесплатное школьное образование гарантировано Конституцией. Но как видим, система не выдержала первый же серьёзный стресс-тест.
Тогда куда уходят выделяемые государством средства, за что платит и бюджет, и все налогоплательщики? Это далеко не риторические, а вполне конкретные вопросы.
В 2017 году Республика Казахстан привлекла Займ Международного Банка Реконструкции и Развития на финансирование проекта «Модернизация среднего образования».
Целью проекта является выравнивание качества образования между сельскими и городскими школами, в рамках чего было принято решение об оснащении 5-ти тысяч сельских школ мультимедийным оборудованием. Планировалось, что все сельские школы будут оснащены компьютерами и оргтехникой, а главное - для всех сельских школ с низкой скоростью интернета планировалась поставка ЦОДов (Центр обработки данных), которые должны обеспечить беспроводной интернет.
Период реализации
проекта: 2018-2022 годы.
Сумма проекта: 67 млн.долларов США. Займ
предоставлен со сроком погашения – 17 лет, ставка вознаграждения – Libor+переменный спрэд,
единовременная комиссия – 0,25% от суммы займы, комиссия за резервирование – 0,25% в год на неосвоенный остаток
средств займа.
Во исполнение проекта, приказом министра МОН № 443 от 4 сентября 2018 года утвержден состав Группы по управлению проектом, открыт специальный счет, утвержден состав техсовета.
Но! По поступившей к депутатам фракции ДПК «Ак жол», ни по одному из направлений проекта конкурс до сих пор не объявлялся; на приобретение компьютеров и ЦОДов (тех самых, которые обеспечили бы интернет для сельских школ) всё ещё (на третий год проекта) не разработаны даже технические задания.
Между тем, консультантам в прошлом году выплачено 74 млн.тг. в текущем году планируется ещё 86 млн. Операционные расходы составили 23,5 млн., в этом году на них уйдёт ещё 26 млн. Поставки оборудования робототехники в прошлом году не производились, на год нынешний заложили 166,7 млн., и т.д.
Как видим, это не 67 млн.долл США, которые по инициативе МОН, Казахстан взял в долг у МБРР. Но проблема не только в неосвоении всей суммы.
Одним из условий займа, которые были отмечены выше, является комиссия за резервирование – 0,25% в год на неосвоенный остаток средств займа.
Элементарные расчёты показывают, что более 150 тысяч долларов США в год (а с 2018 года – уже 300 тысяч долларов) Казахстан платит из карманов налогоплательщиков за то, что МОН третий год не обеспечивает сельские школы модернизацией и беспроводным интернетом. И это не считая процентов по займу.
Между тем, начиная с 2016 года местным исполнительным органам Правительством уже были направлены трансферты из республиканского бюджета на сумму 27,2 млрд.тенге из них:
- 12 млрд. тенге на приобретение 26 317 комплектов мультимедийного оборудования для 6152 школ;
- 12,1 млрд. тенге на обеспечение интернетом скоростью 4-10 Мбит/сек для 7160 школ;
- 4,4 млрд. тенге на подключение 7160 школ к цифровым образовательным ресурсам.
То-есть, на те же цели, что и займ МБРР. Было бы интересно узнать, как освоены эти средства местными управлениями образования, какие затраты фактически произведены. Результаты сегодня видит всё общество, включая сельских школьников и их родителей.
Но и это ещё не всё. Видимо понимая отсутствие реальных результатов, Министерство образования и науки недавно вновь (теперь уже под предлогом ситуации с COVID) обратилось к Правительству за финансированием «в целях обеспечения стабильной работы организаций образования с использованием дистанционных образовательных технологий», т.е. на то же самое. Да, теперь эти цели названы по-другому, но речь идёт по-прежнему об оснащении школ оборудованием для цифровизации учебного процесса, доступности школьных занятий on-line, через беспроводной интернет.
На них планируется направить ещё 74 млрд. 200 млн.тг. из бюджета.
Подождите, а как же неосвоенный займ 67 млн.долл.США (27 млрд. 700 млн.тг. по текущему курсу)? А ранее выделенные регионам 27 млрд. 200 млн.тг на те же самые цели? А 300 тыс.долл.США, или 124 млн.тг штрафа за неиспользование займа МБРР?
Почему никто не спрашивает за эти деньги? Тот, кто пытается завалить проблемы деньгами – просто недооценивает талант наших коррупционеров. Они способны освоить любые миллиарды, а потом попросят ещё. По нашему мнению, такие таланты надо ловить за руку, а не доверять новые народные миллиарды.
В связи с вышеизложенным, Демократическая партия «Ак жол» просит Вас ответить на следующие вопросы:
Ответ прошу предоставить в установленном Конституционным законом «О Парламенте и статусе его депутатов» порядке и сроки.
С уважением,
Председатель Партии
Депутат Мажилиса,
Азат Перуашев