Правильная и честная таможенная политика – это не только способ регулиро- вания внутреннего рынка, но и форма защиты отечественного производства, его сти- мулирования. Например, чтобы пригнать и перепродать автомобиль нужно всего че- тыре человека, тогда как в производстве автомашин задействованы тысячи людей. Это работники на металлургическом и металлопрокатном производстве, мотористы, стекольщики, резинотехническая отрасль, текстильщики, электронщики и, наконец, сборщики. Это вопрос создания новых рабочих мест, вопрос экономической безопас- ности страны.
Действующие сегодня процедуры таможенного оформления не выполняют эту важнейшую функцию. Система непрозрачна, она позволяет уходить от реального на- логообложения и таможенных сборов, коррумпированные чиновники на таможне и их приближенные годами получают незаконные доходы, вынуждая предпринимате- лей работать по своим схемам, в том числе – через занижение реальной стоимости товаров. Достаточно вспомнить инициативу по обнародованию цен на таможне и на рынках. Таможенники заявляли, что предприниматели наживаются на потребителях, завышая цены на импортную продукцию в несколько раз. Но в действительности, продукция только оформлялась по заниженным ценам, а немалая часть от её реаль- ной стоимости оседала в карманах проверяющих.
Однако у этой проблемы есть и другой аспект. Участники внешнеэкономической деятельности, уплачивая часть платежей проверяющим в карман, а не в бюджет, занижают себестоимость своей продукции и делают неконкурентоспособной отече- ственную продукцию. Ведь местные предприятия выплачивают все положенные на- логи, платежи и сборы. По этой причине мы в свое время фактически убили легкую и текстильную промышленность, многие предприятия в подотраслях пищевой промыш- ленности. Дошло до того, что в селах перестали сажать огурцы и помидоры, потому что китайские дешевле. Конечно, отчасти эта ситуация на руку потребителю. Однако так дальше продолжаться не может. Без собственного производства любая страна будет обречена на экономическую зависимость, проедание природных ресурсов и окажется в экономическом тупике.
Кроме того, впуская товары по демпинговой цене, наши таможенники нарушают основные принципы Таможенного союза. Нужно учитывать, что таможенные сборы по всему периметру ТС, включая наши посты, отныне поступают в «общий котел» Та- моженного союза, и искусственное занижение платежей наносит ущерб финансовым интересам не только Казахстана, но и наших союзников по ТС.
Бизнес в этих схемах соучаствует, и у него зачастую нет иного
выбора. Пред- приниматель либо будет ввозить товар по тем правилам, которые
ему диктуют, либо его
просто не пустят
в этот сектор, или того хуже – посадят и разорят. В прессе более чем
достаточно сигналов о том, что малый и средний бизнес во внешнеэкономиче-
ской деятельности сегодня совмещен с
реальными рисками для предпринимателя. И тогда уже выбор стоит не между «платить или не платить», а между «платить или посадят».
В таком положении люди, конечно становятся
сговорчивее, и нередко та- моженные органы искусственно создают подобные ситуации, вместо того, чтобы их
устранять.
Наглядный пример от наших участников ВЭД: при проезде грузового автотран- спорта через Хоргос, на китайской стороне стоят весы, определяющие общий вес, а на нашей – вес по осям. Как правило, при взвешивании на казахстанском переходе выявляется разница в 400-500 кг от веса, зафиксированного на посту КНР. Этот пере- вес уже может расцениваться как попытка провоза контрабандного груза, что влечёт уголовную ответственность предпринимателя. А может и не расцениваться, в зави- симости от стремления перевозчика разрешить проблему без уголовной ответствен- ности. Просто поставьте себя на его место!
И вместо того, чтобы отрегулировать этот технический вопрос с китайской сто- роной, наши доблестные таможенники упорно продолжают выявлять мнимых «кон- трабандистов», а затем проводить с ними «воспитательные» беседы.
Подобные поводы для придирок изобретаются постоянно. Не случайно, по не- официальным сообщениям от предпринимателей, помимо всех официальных сборов и платежей, коррупционные поборы при прохождении через данный пост одной авто- машины с товаром за последние полгода увеличились в два раза.
Еще одна странность: внедренная в Казахстане система управления рисками (СУР) изначально была нацелена на выборочный контроль по отношению к недобро- совестным предпринимателям, и общее снижение проверок добросовестного бизне- са. Если предприниматель работает добросовестно, его бизнес должны проверять не чаще, чем один раз в 3-5 лет.
Но в случае с таможенными процедурами СУР дала обратный результат: вме- сто сокращения проверок, теперь здесь под тотальный контроль попали практически все.
Заверения сотрудников таможенных органов о том, что в их сфере все пред- приниматели – потенциальные нарушители, для меня лично звучат неубедительно. Возьмите хотя бы вышеприведенный пример с разницей по весам, когда из любого перевозчика наши таможенники, при желании, могут сделать уголовного преступни- ка.
Просто любую систему наши талантливые чиновники способны переориенти- ровать так, чтобы был повод вмешиваться в деятельность бизнеса. Вообще важ- но иметь в виду, что процедура никогда не является панацеей от коррупционных проявлений. Сколько бы мы ни изобретали процедур, в любом случае – чиновник найдет, как повернуть их в свою пользу. Единственная панацея от коррупции – это сокращение прямых контактов между проверяемым и проверяющим. Необходим ско- рейший переход на международную систему таможенного оформления по принципу так называемого Единого окна. Она позволит ввести предварительное таможенное декларирование, внедрить информационную систему по приему платежей, исклю- чить какие-то неофициальные «уединения» и «переговоры» сотрудников таможни с проверяемыми. Даже такие страны как Сенегал внедрили эту схему в течение одного года, и скорость оформления грузов у них в 5 раз выше, чем у нас. В Евросоюзе авто- транспорт оформляется не более 40 минут – у нас эта процедура может длиться на протяжении полного рабочего дня.
Скорость и
четкость прохождения логистических процессов,
включая таможен- ные
процедуры, для нас вообще ключевой вопрос. Именно
на такие преимущества Казахстана рассчитан мега-проект «Западная
Европа-Западный Китай»: на то, что
товары через нашу страну доставлять станет быстрее
и дешевле, чем морем. Для этого
нужны не только классные дороги, но и
мощные таможенные пункты, способ- ные
быстро и без проволочек пропускать сотни автотрейлеров
в день.
Скорость – важнейший фактор успеха для современного бизнеса. За счёт ско- рости оборота товаров компании предприниматель может получить больший доход, чем при более высокой цене, но с низкой оборачиваемостью. Поэтому скорость влия- ет и на снижение цен на потребительском рынке.
Но пока и здесь больше вопросов, чем ответов. Яркий пример – введенный год назад запрет на растаможивание груза на приграничных СВХ. Уполномоченные структуры требуют, чтобы предприниматели проводили полное таможенное оформ- ление только по месту назначения груза. При этом если говорить про ТНП, то такие грузы из Китая, как правило, сборные. Одну часть груза ждут в Алматы, вторую – в Кокшетау, третью – в Петропавловске. В итоге отвечающая за доставку транспор- тно-логистическая компания вынуждена доставлять груз в конечный пункт, там за- вершать оформление, и только затем товары везут к остальным заказчикам, порой
То есть вопрос не только в прохождении таможенного поста на границе, ме- нять нужно всю процедуру таможенного оформления. Поскольку чем больше она за- тягивается, тем ущербнее для страны и наших граждан, тем чаще предприниматели ищут «неофициальный» выход из замкнутого круга. А те из них, кто пытается открыто противостоять этой административной машине оказываются просто смяты. У всех на памяти пример, когда женщину, рассказавшую о поборах на таможне, осудили к дли- тельному лишению свободы «за контрабанду».
Попытки улучшить таможенные процедуры предпринимались неоднократно, в том числе – и предыдущим руководством таможенного комитета. Здесь, на мой взгляд, проблема в том, что слово «улучшить» бизнес и таможенники понимают по- разному.
Поэтому, более правильно говорить об упрощении процедур. Государству нуж- но научиться предоставлять услуги, которые будут удобны для бизнеса, а не вынуж- дать его искать обходные пути. Только в этом случае таможенные пошлины будут идти прямиком в бюджет.
Определенные надежды предприниматели связывают с назначением Мажита Есенбаева на пост председателя комитета таможенного контроля. Хотя есть и скеп- тическое восприятие: к сожалению, многолетний опыт свидетельствует о том, что на- чальство сменяется, а проблем не убывает.
Тем не менее,
зная г-на Есенбаева много лет как открытого и принципиального
человека, мы готовы помочь ему наладить двусторонний диалог с бизнесом. Так, в ближайшее время
запланирована встреча нового председателя Комитета с пред- принимателями на
таможенном посту «Хоргос», для того, чтобы на месте обсудить перечисленные и другие спорные вопросы.