19
Октября

Выступление А.Перуашева на форуме политических партий Китая и Центральной Азии в рамках Международной конференции по проекту нового Шёлкового пути

 
г.Пекин, 16 октября 2015 года
 
Уважаемые дамы и господа.
Все мы сейчас дружно поддерживаем инициативу 'Один пояс, один путь', ссылаемся на его историческое и цивилизационное значение. Это действительно важно.
Но насколько правильно поддерживать проект, не вникая в детали? Любой из нас видел много красивых лозунгов и программ, но всегда ли они получались именно так, как их представляли?
Напомню слова американского публициста Амброза Бирса, который в 'Словаре Сатаны' дал такое определение слову 'политик': 'Политик - это человек, который умеет обещать красивое будущее; а когда оно не наступило – не менее красиво объяснить, почему так получилось'. Мне не хотелось бы соответствовать такому определению, не хотелось бы оправдываться, почему мы говорили одно, а получилось другое.
Нас пригласили сюда, как партии, которые смогут поддерживать и продвигать инициативу нового Шёлкового пути (Один пояс, один путь) в своих странах, среди своих избирателей и госорганов.
Но тогда нужно разобраться в практических положениях этой инициативы. Например, когда некоторые коллеги говорят, что ее основная цель - создание коммуникаций и инфраструктуры - я бы не сводил все только к этому. Потому что инфраструктура без наполнения - пуста, а наполнить ее должны конкретные люди, предприятия и продукция. Вопрос в том, какие это будут люди, чьи предприятия и чья продукция?
 
В этом отношении мне очень импонирует один из ключевых тезисов, озвученных вчера на встрече с нами председателем КНР г-ном Си Цзинпином - о том, что инициатива 'Один пояс, один путь' будет отвечать не только интересам КНР, но и каждой страны-участницы.
На мой взгляд, это основной вопрос. Потому что без соответствия национальным интересам каждого государства никакое начинание не имеет перспективы.
Понятно, что сегодня эти интересы прежде всего касаются доступа к финансовым ресурсам. А КНР выступает одним из немногих доноров, способных оказать финансовую поддержку странам региона. Мы признательны китайским партнерам за эту помощь, и высоко ценим усилия лидеров наших государств по достижению таких соглашений.
Но в дополнение к соглашениям на высшем уровне, мы, как парламентские партии, должны обеспечить и обратную связь с бизнесом и местными обществами, формулировать поднимаемые ими вопросы.
А для этого нам нужно самим разбираться в содержании этой инициативы, которая не сводится только к деньгам и инвестициям.
Нужно понять, какие риски и угрозы содержит ее реализация, и напротив - какие возможности и преимущества она создает.
Первое  - содержит ли проект нового Шёлкового пути решение вопросов безопасности и противодействия терроризму? Возможно, это зона ответственности других объединений - например, ШОС и СВМДА. Но тогда эту зону ответственности нужно зафиксировать. Потому что если известные события на Ближнем Востоке и в Афганистане получат негативное продолжение, то для некоторых наших соседей вопросы развития явно отойдут на второй план.
Другой вопрос - финансирование проектов означает приток огромных средств. В этой связи встает и вопрос  противодействия коррупции. Если выделенные инвестиции будут расхищаться и выводиться из наших экономик - то их влияние на развитие и качество жизни людей может оказаться незначительным. Тогда общественное доверие к проекту и его ожидаемый эффект могут быть подорваны. Буквально месяц назад, в ходе заседания межпарламентской группы Казахстана и Европарламента, я предложил нашим европейским коллегам создать совместную рабочую группу по противодействию коррупции и незаконному выводу денег. Думаю, аналогичный механизм целесообразно проработать и в рамках инициативы 'Один пояс, один путь'.
Помимо прочего, это повысит прозрачность использования инвестиций и степень доверия общества к программе.
Есть и ряд технических вопросов. Если мы говорим о новом Шёлковом пути в практическом смысле, то необходимо определиться с гармонизацией технического регулирования, без чего невозможна совместная реализация производственных проектов. Также возникают вопросы сближения инвестиционного климата и предпринимательских свобод, вопросы равного применения льгот и преференций для бизнеса, обеспечение честной конкуренции.
Вместе с тем, в рамках национальных интересов, предстоит решать задачи локализации проектов, поскольку если на китайские инвестиции будут привлекаться только китайские же компании (как это иногда происходит с иностранными инвесторами), то выгода от инициативы 'Один пояс, один путь' для центральноазиатских государств будет не такой, на которую они могли бы рассчитывать. Соответственно, нужно понимать, какие перемены следует ожидать и в решении проблем безработицы.
Другие возникающие вопросы: идет ли в рамках инициативы речь о зоне свободной торговли? Либо о некоем таможенном пространстве? Подразумевает ли она формирование валютного союза - например, принятие китайского юаня в качестве общей платежной единицы по взаимным расчётам стран-участниц, тем более, что предложения о придании ему статуса резервной валюты уже давно звучат на всех уровнях? А ведь это уже вопросы финансового и банковского регулирования.
Наконец, еще один момент: по многим перечисленным направлениям уже приняты решения, или обсуждаются таковые, в рамках Евразийского экономического союза. Но почему-то на данную сессию не приглашены партнёры из России, хотя они тоже присутствуют на конференции. Между тем, заявляется, что инициатива 'Один пояс, один путь' будет сопряжена с ЕАЭС. В этом плане нужно определиться: является ли инициатива нового Шёлкового пути новым форматом сотрудничества с ЕАЭС, или она рассматривается в качестве альтернативы?
Для Казахстана Россия является важным партнером, у нас самая длинная в мире совместная сухопутная граница. И как говорит Президент Н.Назарбаев, нам нужно находить общий язык с данными Богом соседями - и с Россией, и с Китаем, и со всеми другими странами. Поэтому я предложил бы такие обсуждения проводить с учётом решений и обязательств, уже принятых в рамках ЕАЭС.
Уважаемые коллеги. На начальном этапе любого глобального проекта правильно поставленные вопросы способствуют успеху не меньше, чем готовые ответы. Поэтому я задаю эти вопросы с оптимизмом.
Возможно, мое выступление прозвучало не в лад остальным. Но я хотел бы, чтобы столь важная инициатива дружественного Китая как 'Один пояс, один путь' сыграла ту роль, которую она действительно заслуживает в развитии региона и повышении качества жизни миллионов людей в наших странах. Уверен, что того же желают и инициаторы проекта в лице Коммунистической партии Китая, которых мы искренне благодарим за открытый и полезный разговор. Я желаю успеха нашей совместной работе.
Спасибо.