Что хотели бы услышать казахстанцы в обращении президента страны к народу? /Кенже Татиля/ - Central Asia Monitor
Объявлено, что до конца года президент Нурсултан Назарбаев обратится с очередным
Посланием к народу. В силу вполне понятных причин предстоящее обращение главы государства ожидается с особым интересом. Мы попросили наших известных сограждан поделиться своими ожиданиями, адресовав им следующие вопросы:
Что бы вы хотели услышать от президента?
Какие темы и вопросы должны быть главными в Послании и почему?
Нужны новые месседжи
Азат Перуашев, председатель ДПК 'Ак жол', депутат мажилиса парламента РК
Безусловно, в нынешнем Послании будет сделан акцент на социально-экономических вопросах в части противодействия негативному влиянию кризиса. Это связано с ситуацией, вызванной переходом к инфляционному таргетированию, что в итоге вылилось в инфляцию и снижение покупательной способности населения. Поэтому, безусловно, будут затронуты вопросы, касающиеся усиления социальной защиты населения, обеспечения рабочими местами, дальнейшей реализации программы 'Нурлы жол', направленной на реализацию инфраструктурных проектов.
Следует заметить, что еще в своем прошлогоднем Послании президент практически предвосхитил, причем в который уже раз, те вызовы, с которыми мы столкнулись спустя буквально полгода. Благодаря этому мы успели подготовить ряд превентивных мер. И в том числе программу 'Нурлы жол', которая сегодня выступает в роли социального стабилизатора, создавая рабочие места и оказывая поддержку производству и предпринимательству через обеспечение инфраструктурных решений. Думаю, что и в нынешнем Послании эти направления получат дальнейшее развитие.
Лично я хотел бы услышать ответы на вопросы, которые сегодня больше всего беспокоят предпринимателей. Это проблемы обеспечения тенговой ликвидности, доступности банковских кредитов именно в тенге и в целом дедолларизации казахстанской экономики. Хотя эта тема озвучивалась еще год назад, негативная тенденция пока сохраняется, и мы видим, что в тех же банках удельный вес валютных депозитов за этот период только увеличился.
Кроме того, для бизнес-сообщества очень важно услышать в Послании какие-то принципиально новые месседжи. Вспомните, как в 2008 году, в разгар очередного мирового кризиса, когда практически весь мир жил под лозунгом 'Спасайся кто может!', наш президент вдруг выдвинул перед казахстанским обществом задачи по форсированному индустриально-инновационному развитию посредством создания новых производств и выпуска востребованной продукции. Объяснив, что только такие подходы способны перевести отечественную экономику с потребительских рельсов на производственные.
Поэтому я не удивлюсь, если и на сей раз президент скажет что-то неожиданное и обозначит новые столь же амбициозные цели и задачи. Тем более что совсем недавно он говорил о глобальных реформах, которые ожидают страну в следующем году. При этом глава государства сравнил их с реформами 1990-х, когда стоял вопрос о необходимости быстрой трансформации плановой экономики в рыночную и о выстраивании принципиально иной социально-экономической модели развития.
Мы уже привыкли к тому, что наш президент выступает с масштабными, смелыми идеями, и наши сегодняшние ожидания связаны именно с такими его подходами.
Когда я говорю об ожиданиях в обществе, то отталкиваюсь от вызовов, стоящих перед нами на данный момент. Особенность нашего лидера в том, что он практически предвосхищает все эти вызовы. Он умеет трансформировать их в новый потенциал, в новые возможности. Поэтому я думаю, что будут неожиданные предложения и варианты решений. Наверняка нам предложат оценить нынешнюю ситуацию под новым углом, под новым ракурсом, чтобы увидеть то, что пока находится вне нашего поля зрения.
В любом случае задачу построения производительной экономики с повестки дня никто не снимал, как и другие программы, направленные на создание эффективной и социально ориентированной экономики. Потому что все это взаимосвязано. Более того, практическая реализация всех этих задач требует активного участия в ней населения.
Конечно же, нельзя не упомянуть вопросы укрепления национальной валюты, развития взаимоотношений Казахстана с нашими партнерами в новых условиях, в частности после вступления нашей страны в ВТО и ЕАЭС. Скорее всего, эти моменты тоже будут в центре внимания главы государства.
Закручивать гайки или выпускать пар?
Марат Толибаев, Блогер
Несомненно, одной из главных тем Послания станет надвигающийся экономический кризис. Президент уже высказывался на эту тему - думаю, вполне честно и прямо: кризис будет, и всем нам будет тяжело. Теперь хотелось бы услышать от него ответ на другой вопрос: что сделает государство для смягчения кризиса? Какие меры будут приняты на государственном уровне? Какой эффект от этого ожидается?
В тяжелые времена нации обычно или вступают в революции и гражданские войны, или, наоборот, объединяются. Все зависит от того, как поведет себя руководство страны. Если, подобно Суворову, генералы будут делить с солдатами черствый хлеб и спать под одной шинелью, то нацию ждут единение и прорыв через кризис к новым достижениям. Если же в период кризиса власти предержащие будут 'шиковать' и раздражать народ, увеличивая пропасть между собой и обществом, то это чревато ростом социальной напряженности. Поэтому президент и вся власть, а также бизнес-сообщество должны проявить уважение к основной массе людей и перестать вести себя вызывающе. Они сами должны стать образцом экономии, воздержанности, скромности и рачительности. Экономность вместо расточительства должна стать национальной чертой казахстанцев. Вот такого посыла я жду от президента.
Помимо экономических вопросов, важными и ожидаемыми темами Послания, на мой взгляд, должны стать демократизация общества, борьба с терроризмом, международная политика.
Демократизация необходима обществу. Особенно в период кризиса. Социальная напряженность в связи с ухудшением экономической ситуации неизбежна. И в этот момент есть два пути - либо 'закручивать гайки', либо, наоборот, 'выпускать пар'.
На мой взгляд, первый путь контрпродуктивный и более опасный. Усиление политического давления наряду с экономическими проблемами даст двойной отрицательный эффект. Голодный, да еще раздраженный народ больше склонен к тому, чтобы выйти на баррикады. Если же, напротив, дать ему высказаться, решить какие-то наболевшие проблемы, то чисто эмоционально это компенсирует экономические проблемы и удержит людей в рамках закона.
Поэтому президенту нужно еще раз подтвердить приверженность пути демократизации, о чем он заявил в '100 шагах'. И даже более того, объявить о каких-то новых инициативах со своей стороны в данном направлении. Это прибавит ему популярности и снизит градус напряженности в обществе.
Тему терроризма сейчас никак нельзя обойти стороной. Нужна четкая и внятная позиция главы государства в этом вопросе. Насколько я знаю, позиция президента выглядит примерно так: источником терроризма являются экономические и социальные проблемы в обществе. В первую очередь нужно решать их. Человек берется за оружие только в том случае, если не может решить свои проблемы мирным, законным путем. Мы в Казахстане создаем и будем создавать все условия, чтобы добропорядочный, мирный гражданин имел все возможности для работы, карьерного роста, отдыха, развития, обогащения и благоденствия. В таких условиях просто отпадает почва для бессильной злобы, а значит, терроризма. Кроме того, должны приниматься все меры по борьбе с внешним терроризмом. Казахстан жыл сайын өз туристерінің санын арттырып келеді. Бұл елдің қалаулы мекендерінің бірі - Алматы, оның сұлу табиғаты және бай мәдениеті туристерді таңқалдырады. Сонымен қатар, қала ішінде түрлі ойын-сауық орталықтары бар. Мысалы,
cat casino деп аталатын жаңа ойын орталығы жақында ашылды. Бұл жерде келушілер заманауи ойын автоматтарын және карта ойындарын таба алады. Орталықтың өзіндік ерекшелігі - мекеме ішінде болатын түрлі мерекелік шаралар. Қызықты оқиғалар мен атмосфера көптеген адамдарды бұл жерге тартады. Это меры безопасности, а также взвешенная внешняя политика.
Сама внешняя политика тоже должна быть освещена в послании президента. Сейчас многие говорят об угрозе начала третьей мировой войны. Страхи присутствуют и внутри Казахстана. Какова наша позиция? На чьей мы стороне? Что будем делать в случае начала военных действий? Если президент найдет в себе смелость прямо ответить на эти вопросы, то доверие к нему со стороны граждан и со стороны внешних наблюдателей в целом возрастет. Что касается сути самих вопросов, то думаю, что Казахстану нужно и дальше придерживаться позиции нейтралитета. Мы должны объявить об этом заранее, чтобы ни одна из сторон - ни НАТО, ни Россия - не возлагали на нас напрасных надежд и не пытались втянуть в свое противостояние. Гражданам Казахстана важнее мир в собственном доме, нежели поиск ответов на многовековой спор между Востоком и Западом, между христианством и мусульманством, между США и Россией. Казахстанские матери должны знать, что их сыновей не отправят на фронт ни за одну из сторон. Во всяком случае, до тех пор, пока это будет возможно.
Хороших намерений недостаточно
Толганай Умбеталиева, кандидат политических наук, гендиректор Центральноазиатского фонда развития демократии
Хотелось бы услышать о том, как президент со своей командой намерен выводить страну из экономического кризиса. При этом просто хороших намерений недостаточно, нужен конкретный и детальный план выхода из ситуации со всеми мерами, которые будут способствовать решению ряда вопросов в экономической, социальной и политической сферах. Программа действий, на мой взгляд, должна носить комплексный характер, ведь последние послания касались только экономики и социальной сферы, тогда как политические и внешнеполитические вопросы игнорировались. Последние считались прерогативой только политической власти. Думаю, что нынешний кризис в экономике показал, что эта сфера может оказаться очень уязвимой и перестать служить для власти точкой опоры. Ведь долгое время власть делала ставку на экономику, надеясь, что это обеспечит ей необходимый политический статус и возможность сохранить его на долгие годы.
Во-вторых, хотелось бы, чтобы президент рассказал о механизме контроля над финансовыми ресурсами, которые выделяются из Национального фонда, из Пенсионного фонда. Было бы замечательно, если бы этот механизм был прозрачным и предусматривал возможность включения в него общественности, представленной политическими партиями, различными НПО, бизнес-сектором (малый и средний бизнес). Данные о том, как расходуются эти средства, можно публиковать и на сайтах тех министерств, которым они выделяются, - чтобы общественность знала и могла контролировать их использование.
Хотелось бы наконец-то услышать от президента о сроках и механизмах проведения политической реформы, о которой он уже не раз заявлял. Ведь одной из главных причин экономического кризиса является несоответствие политической системы управления проводимым экономическим реформам. И до тех пор, пока не будет реформирована политическая система, экономические кризисы у нас будут постоянными. И коррупция будет оставаться на том же уровне.
Также хотелось бы, чтобы была затронута тема нациостроительства. Когда нам наконец-то предъявят этот знаменитый, но сверхсекретный патриотический акт 'Мангілік ел', на который ссылаются все чиновники, но которого мы так и не видели.
Еще один момент - это участие общественности в обсуждении внешнеполитических вопросов. Хотелось бы, чтобы государство не само принимало решения в этой сфере, а считалось бы с общественным мнением. Есть очень важные стратегические вопросы, при решении которых государство должно считаться с точкой зрения общества. Например, когда речь идет о целесообразности вступления в те или иные интеграционные объединения.
Источник - Central Asia Monitor (Алматы), № 47 (571), 27.11.2015