Премьер-Министру РК
О.Бектенову
Как известно, государство предпринимает усилия для снижения долговой нагрузки на граждан. По поручению президента К.Токаева, были приняты два закона, реализован ряд других инициатив в защиту финансовых прав физических лиц.
Вместе с тем,
считаем, что в аналогичной поддержке также нуждается малый и средний бизнес.
Начиная с
кризиса 2008-2010 годов, у тысяч предприятий лишившихся возможности обслуживать
кредиты, банки изъяли заложенное имущество.
В тех условиях,
государство выделяло сотни миллиардов для оздоровления экономики, которые на
самом деле ушли на поддержку банковского сектора, а сами банки не торопятся
помогать бизнесу.
Показателем
такого отношения выступает залоговая политика, когда оценка имущества
занижается в разы и даже при этом принимается в залог по коэффициенту
0,7-0,6.
Кроме того, в период председательства Данияра Акишева, Нацбанком, вопреки всем международным банковским нормам, были пролоббированы изменения, позволившие банкам самим заниматься предпринимательской деятельностью через аффилированные ОУСА и управлять изъятыми активами, тем самым увеличив риски рейдерского захвата бизнеса.
Качество такого
«управления» продемонстрировала трагедия в «Алматы-Хостел» в ноябре прошлого
года, как и остающиеся без применения сотни земельных участков,
производственные комплексы, простаивающее и ржавеющее оборудование, здания и
сооружения.
Так, по некоторым сведениям, залоговое имущество должников БРК, переданное в АО «Инвестфонд Казахстана», включая нераспакованное новое оборудование, вместо запуска в производство, распродавалось за рубеж под видом металлолома.
Не случайно в Послании от 1 сентября 2023 года Глава государства потребовал принять меры по возвращению в экономический оборот «замороженных активов» банков на общую сумму 2 триллиона 300 миллиардов тенге.
Причина высокой
долговой нагрузки бизнеса ещё и в неадекватных процентах по кредитам.
Начисленные
банками долги в преобладающей степени состоят не из реально выданных денег, а
из начисленных по ним процентов. Фактически, это – надутый пузырь, который на
самом деле никогда не поступал в экономику.
В период кризиса
фракция «Ак жол» запрашивала Нацбанк о соотношении реально выданных банками
денег и начисленных по ним процентов – но Нацбанк не смог ответить на этот
вопрос, так как при рефинансировании кредитов все набежавшие проценты также
конвертировались в так называемое «тело кредита», т.е. основную сумму.
В результате,
отечественная экономика должна банкам во много раз больше, чем предприятия за
все эти годы видели живых денег.
И этот пузырь будет нарастать и давить на всю страну, пока его не разрубить, как «гордиев узел».
У государства нашлась политическая воля в лице президента К.Токаева – остановить этот беспредел в отношении физических лиц. В частности, при просрочке микрокредитов, банкам и МФО запретили начислять дальнейшие проценты, обязали идти навстречу должникам в улучшении условий кредитования.
Демпартия «Ак жол» считает, что пришло время разработать аналогичный пакет мер по смягчению долговой нагрузки на малый и средний бизнес.
В этой связи,
фракция «Ак жол» предлагает:
1) Ускорить
организационные меры по возврату в экономический оборот изъятого залогового
имущества предприятий.
В рамках этих мер, по аналогии с приватизацией госимущества, рассмотреть такой метод, как передача в доверительное управление с последующим выкупом и другие альтернативные методы.
2) Разработать комплекс мер по снижению долговой нагрузки на МСБ, включая остановку начислений до оздоровления предприятий, реальную оценку залогов, снижение процентов по кредитам, и т.д.
С уважением,
Депутаты Фракции
ДПК «Ак жол»
Е.Барлыбаев
А.Перуашев
Д.Еспаева
Қ.Иса
А.Садыков
Е.Бейсенбаев