15
Май

15.05.2024

Нужна программа по снижению долговой нагрузки МСБ

Премьер-Министру РК

О.Бектенову

Как известно, государство предпринимает усилия для снижения долговой нагрузки на граждан. По поручению президента К.Токаева, были приняты два закона, реализован ряд других инициатив в защиту финансовых прав физических лиц.

Вместе с тем, считаем, что в аналогичной поддержке также нуждается малый и средний бизнес.

Начиная с кризиса 2008-2010 годов, у тысяч предприятий лишившихся возможности обслуживать кредиты, банки изъяли заложенное имущество.

В тех условиях, государство выделяло сотни миллиардов для оздоровления экономики, которые на самом деле ушли на поддержку банковского сектора, а сами банки не торопятся помогать бизнесу.

Показателем такого отношения выступает залоговая политика, когда оценка имущества занижается в разы и даже при этом принимается в залог по коэффициенту 0,7-0,6. 

Кроме того, в период председательства Данияра Акишева, Нацбанком, вопреки всем международным банковским нормам, были пролоббированы изменения, позволившие банкам самим заниматься предпринимательской деятельностью через аффилированные ОУСА и управлять изъятыми активами, тем самым увеличив риски рейдерского захвата бизнеса.

Качество такого «управления» продемонстрировала трагедия в «Алматы-Хостел» в ноябре прошлого года, как и остающиеся без применения сотни земельных участков, производственные комплексы, простаивающее и ржавеющее оборудование, здания и сооружения.

Так, по некоторым сведениям, залоговое имущество должников БРК, переданное в АО «Инвестфонд Казахстана», включая нераспакованное новое оборудование, вместо запуска в производство, распродавалось за рубеж под видом металлолома.

Не случайно  в Послании от 1 сентября 2023 года Глава государства потребовал принять меры по возвращению в экономический оборот «замороженных активов» банков на общую сумму 2 триллиона 300 миллиардов тенге.

Причина высокой долговой нагрузки бизнеса ещё и в неадекватных процентах по кредитам.

Начисленные банками долги в преобладающей степени состоят не из реально выданных денег, а из начисленных по ним процентов. Фактически, это – надутый пузырь, который на самом деле никогда не поступал в экономику.

В период кризиса фракция «Ак жол» запрашивала Нацбанк о соотношении реально выданных банками денег и начисленных по ним процентов – но Нацбанк не смог ответить на этот вопрос, так как при рефинансировании кредитов все набежавшие проценты также конвертировались в так называемое «тело кредита», т.е. основную сумму.

В результате, отечественная экономика должна банкам во много раз больше, чем предприятия за все эти годы видели живых денег.

И этот пузырь будет нарастать и давить на всю страну, пока его не разрубить, как «гордиев узел».

У государства нашлась политическая воля в лице президента К.Токаева – остановить этот беспредел в отношении физических лиц. В частности, при просрочке микрокредитов, банкам и МФО запретили начислять дальнейшие проценты, обязали идти навстречу должникам в улучшении условий кредитования.

Демпартия «Ак жол» считает, что пришло время разработать аналогичный пакет мер по смягчению долговой нагрузки на малый и средний бизнес.

В этой связи, фракция  «Ак жол» предлагает:

1) Ускорить организационные меры по возврату в экономический оборот изъятого залогового имущества предприятий.

 В рамках этих мер, по аналогии с приватизацией госимущества, рассмотреть такой метод, как передача в доверительное управление с последующим выкупом и другие альтернативные методы.

2) Разработать комплекс мер по снижению долговой нагрузки на МСБ, включая остановку начислений до оздоровления предприятий, реальную оценку залогов, снижение процентов по кредитам, и т.д.

С уважением,

Депутаты Фракции ДПК «Ак жол»

Е.Барлыбаев

А.Перуашев

Д.Еспаева

Қ.Иса

А.Садыков

Е.Бейсенбаев