Мегаполис (Алматы), № 12 (669), 07.04.2014
Год назад лидер парламентской фракции «Ак жол» Азат Перуашев предложил учредить в Казахстане институт парламентского расследования. Во многих цивилизованных государствах мира такой вариант угнетения вороватых чиновников, госструктур и частных компаний, погрязших в коррупции, действует давно и эффективно. Похоже, эту формулу контроля власть предержащие и олигархи у нас встречают в штыки: инициатива не получила поддержки ни от правительства, ни от коллег по мажилису. Сговор тайного лобби?
Напомню содержание предыдущих серий. Азат Турлыбекович предложил внедрить парламентское расследование, чтобы понять, куда утекают деньги из государственной казны. И в интервью сделал оговорку: «Не скажу, что такое лобби есть. Есть люди, которые считают, что у парламента и без того достаточно полномочий. Есть «правительственный час», когда министры отчитываются перед депутатами, есть депутатские запросы. Но в итоге ощущение, что это беседа глухого с немым. И не только с министрами: госпрограммы проваливаются, деньги исчезают куда попало, никто никакой ответственности не несёт… Нельзя же доводить народ до кипения? Мы, депутаты мажилиса, должны знать и понимать, что происходит».
Тогда же г-н Перуашев озвучил темы, которые могли бы попасть под парламентское расследование: деятельность социально-предпринимательских корпораций, пенсионная реформа, система госзакупок, исполнение госбюджета, реализация госпрограмм – всё то, где вращаются миллиарды тенге. И где они чудесным образом исчезают.
– Азат Турлыбекович, похоже, ваша идея «зависла»? Значит, всё-таки кто-то против вашего предложения? Похоронили уже?
– Было поручение спикера мажилиса создать рабочую группу. Но никто её ни разу так и не собрал. Нет обратной связи. Хотя вопросов за год накопилось ещё больше. Могу только предположить: кто-то чего-то боится. С главой палаты у нас разночтений нет. Возможно, проблема в том, что надо накопить ещё большую критическую массу.
– Тогда вообще парадокс: деньги из госпрограмм исчезают миллионами и миллиардами, уходят в офшоры, монополисты всё глубже залезают в карманы налогоплательщиков, финполовцы и другие силовые структуры не в силах остановить эти потоки. Могу предложить ещё кучу вариантов для ваших расследований. Критическая масса уже давно накоплена!
– В нашей фракции всего 8 человек – этого мало, чтобы заставить чиновников реагировать. Министры не хотят признавать, что госпрограммы провалены. На запросы нашей фракции отвечают отписками. Я не вижу личной ответственности членов правительства. Максимум – попытки выдать желаемое за действительное. Обман сплошной!..
На исходе марта финполиция высказала своё недовольство тем, как госорганы республики реализуют антикоррупционную программу. Поскольку все их шаги «связаны с некачественным и формальным исполнением отдельных мероприятий… Представляют дежурные отписки о проводимой работе». Упомянуты Минфин, Минобороны, Минобразования, Минтранс, Минкульт, другие ведомства. Это отметил в своём докладе в ходе заседания общественного совета по вопросам противодействия коррупции и теневой экономике начальник информационно-аналитического департамента финпола Олжас Бектенов. Дальше ещё гуще: «Акиматы областей, городов Алматы и Астана в целях реализации отраслевой программы разработали собственные региональные планы противодействия коррупции. Анализ этих планов показал, что при их разработке… ограничиваются дублированием мероприятий, указанных в правительственном плане. Без учёта специфики регионов».
Иными словами, бастыки всё видят и всё понимают. Но ничего не предпринимают. По идее силовики уже вовсю должны рыть землю, хотя во многих случаях даже не надо копать глубоко – правонарушения и преступления на поверхности. Однако, видимо, реально существует некое лобби из членов правительства и представителей силовых структур, которые не заинтересованы в парламентском расследовании. Возможно, потому, что иные из них сами «повязаны»? А если акжоловцы и коммунисты начнут копать глубже?
Например, по деятельности отечественных компаний, которые продолжают выводить капиталы в офшоры (не случайно же финполиция заявила в марте, что начнёт плотно ими заниматься?). Сколько миллиардов долларов уже сбежало из страны? Наверное, не каждый генерал или банкир ответить сможет. Нет ответа. Но если парламентское расследование заработает, думаю, кому-то из членов корпуса «А» станет плохо. По одной только программе «Занятость-2020» вопросов больше, чем реально трудоустроенных. Кстати, эта программа, если верить Генеральной прокуратуре, так и не снизила уровень преступности. Тут всё понятно: чем безработному заработать, как не криминалом, если других рабочих мест нет?..
Агентство по регулированию естественных монополистов разработало законопроект по повышению прозрачности тарифообразования. О, сколько вам открытий чудных светит, г-н Оспанов, если вдруг мажилисмены начнут расследовать то, о чём вы догадывались и знали, но не решались озвучить!..
Похоже, парламентского расследования ждёт-не дождётся программа модернизации жилья, строительство трассы Западная Европа – Западный Китай, госзакупки (тут, похоже, поле сильно недопаханное), организация различных праздников на региональных уровнях и бездна других фактов на миллиарды тенге и долларов.
Может, проще переименовать коррупцию в лоббирование личных интересов и перевести её из Уголовного кодекса в Административный?