«Ак жол»: Законопроект о долевом участии в жилищном строительстве написан в интересах ограниченного круга крупных компаний г. Алматы и Астаны, и за его пределами остаются средние строительные фирмы и малый бизнес
28 октября 2015 года, пресс-служба ДПК «Ак жол»
Законопроект о долевом участии в жилищном строительстве написан в интересах ограниченного круга крупных компаний г. Алматы и Астаны, и за его пределами остаются средние строительные фирмы и малый бизнес – об этом сегодня на пленарном заседании Мажилиса заявила Екатерина Никитинская в ходе обсуждения законопроекта о долевом участии в жилищном строительстве в первом чтении. Ниже приводится полный текст выступления.
Уважаемые коллеги.
Необходимость законопроекта «О долевом участии в жилищном строительстве» не вызывает сомнения, тем более, что проект преимущественно направлен на повышение защиты прав и интересов дольщиков. С этих позиций, фракция «Ак жол» считает, что законопроект концептуально заслуживает поддержки в первом чтении. Однако, хотелось бы акцентировать внимание коллег на ряде серьезных вопросов, которые требуют дополнительного рассмотрения перед вторым чтением.
Во-первых, предлагаемая разработчиками система квалификационных требований к застройщикам создает угрозу монополизации рынка жилищного строительства. Так, в рамках первого способа жилищного строительства застройщик, для допуска к реализации проекта, должен построить 18 тыс. кв. м. за последние 3-5 лет. По нашим расчетам практически все региональные компании не будут соответствовать данному требованию.
При втором способе - финансировании жилищного строительства БВУ - его использование также возможно преимущественно крупными компаниями. На практике кредитование таких проектов коммерческими банками осуществляется в размере не частичной, а 100% его стоимости объекта. Стоимость залога соответственно должна превышать стоимость проекта не менее, чем в два раза, т.е. речь идет о миллиардных суммах.
При третьем способе строительства с использованием собственных средств и средств дольщиков, в качестве квалификационного требования к застройщику определено наличие построенных 60 тыс.кв. м жилья, что под силу только крупным застройщикам г. Астаны и Алматы. Кроме того, законопроект при регламентации способа привлечения дольщиков – «наличием каркаса» не учитывает той особенности, что в регионах жилые дома строятся, в основном, из кирпича с облицовкой и сборного железобетона. При таком виде строительства стоимость каркаса составляет 60% от всей стоимости жилого дома, а не 40-45% как предполагается разработчиками.
Возникает ощущение, что законопроект написан исключительно в интересах ограниченного круга крупных компаний г. Алматы и Астаны. И за его пределами остаются средние строительные фирмы и малый бизнес, работающий на подряде у таких региональных фирм. А это - угроза потери работы, по меньшей мере, для 60 тыс. человек.
При сужении рынка, наличии только крупных игроков и отсутствии конкуренции высока вероятность повышения стоимости квадратного метра, что сделает жилье еще менее доступным.
В итоге, страна может недополучить около 1 млн. кв. метров жилья или около 20 тыс. квартир для наших граждан.
Во-вторых, в законопроекте четко не распределены функции между застройщиком, уполномоченной компанией, генеральным подрядчиком, в результате - нет однозначно определенных источников и порядка финансирования каждого из участников жилищного строительства. Не установлена ответственность компаний, перезагруженных банковскими займами. Между тем, законопроект определен левередж на уровне 7, т.е. соотношение заемных и собственных средств устанавливается как соотношение 7:1. Общеустановленное значение финансовой устойчивости составляет 1,5. Все это создает предпосылки для использования различного рода мошеннических схем.
В-третьих, не закреплена ответственность Фонда Гарантирования жилищного строительства. Кроме того, как уже было сказано выше, законопроектом предъявляются требования к опыту работы застройщика, однако они отсутствуют в отношении Фонда гарантирования жилищного строительства, его сотрудников и руководителей. Между тем, при наступлении гарантийного случая, обязанность по завершению строительства переходит к Фонду.
Все это потребует серьезной работы депутатов и Правительства над законопроектом между первым и вторым чтением.
Спасибо за внимание.