Для многих людей с национальным мышлением статья Нурсултана Абишевича «Семь граней Великой Степи» стала настоящим откровением.
В представлении не только наших современников, но и ряда предыдущих поколений, национальная история воспринималась как бесконечная череда трагедий и лишений, через которые проходит казахский народ.
Это сформировало общее мнение о страданиях, как неизбежной судьбе казахов.
В принципе, для такого видения действительно достаточно исторических оснований: это и Великий голод, носивший характер геноцида; и нашествия джунгар, эпоха Ақтабан шұбырынды, политические репрессии 30-х, жертвы лидеров движения «Алаш» на пути к национальному освобождению, Желтоксан и гонения на казахскую молодежь в 80-х...
Осмысливая этот поток невзгод, человек прежде всего задумывается об элементарном выживании. Видимо поэтому, мы до сих пор представляем национальную историю как борьбу «не на жизнь, а на смерть»; а национальные приоритеты – как поиск выхода из исторического тупика и бесконечных бедствий. Прогресс, технологии, взаимодействие цивилизаций – всё это отодвигается на задний план в концепции исторического мученичества.
Но Нурсултан Абишевич показал и другое видение прошлого, с точки зрения концепции исторического позитивизма.
Для меня и многих коллег такой взгляд неожидан и необычен. Но Президент обосновывает каждое своё утверждение, опираясь на конкретные исторические данные и поручая провести научные исследования там, где таких данных недостаточно.
Некоторые из этих примеров давно и хорошо известны, но лишь Нурсултан Абишевич свёл их воедино и предложил рассмотреть в подобном ключе. Например, всадническая культура и коневодство – всем нам давно известная, привычная обыденность; элемент быта, который вроде бы существовал всегда. Сегодня использование лошади в хозяйстве порой даже кажется неким архаизмом.
Но ведь действительно, как и показал Елбасы, вплоть до века промышленной революции и внедрения парового двигателя в XIX веке, даже в самых развитых странах лошадь оставалась основной производственной силой и в сельском хозяйстве, и в быту, и в производстве, включая механизмы на лошадиной тяге. Если применение лошадей исчисляется тысячелетиями, то сменившие их электричество и двигатель внутреннего сгорания «правят» всего пару веков. С исторической точки зрения, как минимум 90% предыдущей хозяйственной истории человечества связано с доминированием лошадиной силы.
А между тем, приручение лошади, как и культура всадничества, берут начало на территории нашей страны; и сделали это наши пращуры.
Сильное влияние на развитие тогдашних технологий оказало и использование лошадей в военном деле, создание боевой конницы. Например, для изготовления доспехов, кольчуги, щитов – понадобилось умение производства железного листа, прута и проволоки. Эти навыки также одними из первых в мире освоили наши прародители.
Со школьной скамьи мы знаем, что один из мировых центров древней металлургии находился на территории нашей страны, открыты и исследованы древние плавильные печи в Восточном, Северном и Центральном Казахстане. Но мы никогда не задумывались, что для своего времени это была невиданная, взрывающая мозг технологическая революция, на уровне волшебства.
Причём, речь шла не просто о производстве металлов, но и об изготовлении из них уникальных изделий: не ограничиваясь доспехами и оружием, наши предки делали конскую сбрую (включая изобретение уздечки, седла и стремени), хозяйственные инструменты, украшения. Исследователь научного прогресса Линн Уайт отмечал, что «Изобретение стремени сыграло в человеческом развитии революцию, равную изобретению самолёта или автомобиля».
Кстати об украшениях - не зацикливаясь на утилитарных предметах, предки казахов посвящали время и мастерство высокому искусству, наполненному сакральными смыслами. Многие народы только столетия спустя достигли уровня ювелирных украшений, изготовлявшихся на территории Казахстана ещё в V-VI веках до н.э.. А ведь развитие художественного искусства – показатель и материальное выражение духовного развития этноса.
Отдельная тема – уровень городской инфраструктуры. Наряду с кочевыми цивилизациями, протоказахи (прямые предшественники казахов, тюркские племена, из которых затем и сложился казахский народ) строили множество городских поселений и настоящих городов, с высоким уровнем благоустройства. Городское строительство было массовым и достаточно комфортным для своего времени. В начале 90-х я летел на неспешном АН-24 из Алматы в Талдыкорган вместе с моим большим другом и историком Куандыком Какильбаевым, и за короткий полёт он показал с высоты больше двадцати остатков древних городищ только вдоль одного этого маршрута!
С детских лет все мы знаем о древних городах Тараз, Койлык, Отырар, Сауран, Сыганак… Не так давно обнаружен город Бозок рядом с Астаной. По этим городам тысячи лет протекал Великий Шёлковый путь, сходились Запад и Восток, взаимодействовали мировоззрения, культуры и технологии. И именно предки казахов были основными «акционерами», гарантами и покровителями этого котла цивилизацией, в который стекалось и выплавлялось все самое лучшее и передовое для своего времени.
Многие из нас вместе с родителями или одноклассниками бывали на их развалинах, подбирали черепки и наконечники стрел. И своими глазами видели остатки древних водопроводов, канализационных систем, бань… Но почему-то никто не додумался сравнить инфраструктуру тюркских городов с европейскими городами того же времени, где водопроводы и бани были редкостью, а канализация и вовсе приятным исключением…
Нет смысла пересказывать статью, но по цельному впечатлению она заставляет думать и сопоставлять многое, мимо чего мы раньше проходили, не замечая тех граней, на которые обратил внимание Нурсултан Абишевич. И эти сопоставления безусловно, поднимают национальный дух и чувство гордости за свой народ, который, оказывается, славен не только кровавыми победами, но и открытостью, силой интеллекта, новшествами, повлиявшими на формирование всей общечеловеческой цивилизации, её хозяйственных укладов и качества жизни.
Мне думается, что главный смысл этого документа даже не в истории, а в том, какое влияние, какой посыл она даёт нашим современникам и будущим поколениям. В нашем глобальном, открытом всем ветрам и новшествам мире, молодые поколения казахов, и шире – казахстанцев, могут уверенно расти и творить, не оглядываясь на чужой скепсис, поскольку за ними стоит национальная идентичность и мощный генетический потенциал их предков - творцов истории и цивилизаций.
Им нет нужды сомневаться в своих природных способностях, талантах и гибкости мышления; нет нужды бояться впервые делать то, чего ещё никто не делал до них: напротив, склонность к новаторству, смелость и лидерство сидят у них в генах и завещаны им собственными предками.
Раньше мне нередко доводилось слышать в адрес национально-мыслящих людей обвинения в ксенофобии, негативизме, зацикленности на трагедиях. Но статья Президента кардинально меняет повестку дня национальной тематики: отныне человек, декларирующий национальные интересы, утверждается как прогрессивная, творческая, жадная до открытий и способная к инновациям личность.
Уверен, что исторический позитивизм, блестяще выведенный и обоснованный в труде «Семь граней Великой степи», станет реальной опорой для будущих поколений, залогом их грядущих открытий и побед.
Азат Перуашев