Азат Перуашев: «Нужно менять не законы, а нерадивых чиновников» - газета «Караван»
Построить более 40 тысяч арендных квартир преимущественно для многодетных, неполных семей и семей с низкими доходами поручил правительству Президент Казахстана. А также разработать для этих категорий граждан льготный механизм предоставления жилищных займов под 2–3 процента годовых через систему жилстройсбережений.
Лидер партии “Ак жол” не первый год поднимает тему строительства социального жилья – общежитий и арендных квартир для малообеспеченных семей. Однако прежний состав правительства не поддержал его идею.
Должно ли такое жилье выдаваться без права приватизации? Смогут ли малообеспеченные семьи потянуть арендное жилье?
Нельзя обрекать на бомжевание в бараках!
– Мы действительно поднимаем тему социального жилья не первый год. В 2013 году, когда правительство предложило исключить из Закона “О жилищных отношениях” право граждан на бесплатные 10 соток для индивидуального жилья, именно фракция “Ак жол” выступила с жесткой критикой этой инициативы и добилась ее отмены, – рассказывает Перуашев. – Уже тогда мы исходили из того, что государство призвано обеспечить хотя бы минимальные условия тем, кому коммерческое жилье просто не по карману.
В 2014 году мы обратили внимание правительства, что госпрограммы жилья не включают сельскую местность, хотя именно там сосредоточены и многодетные семьи, и малообеспеченные, предлагали восполнить этот пробел.
Затем, в 2017 году, исходя из усиливающихся тенденций урбанизации фракция предложила дополнить жилищные программы строительством малогабаритного жилья и общежитий, ориентированных на сельскую молодежь. Дело в том, что такое жилье дешевле обычного на 30–40 процентов, что делает его гораздо доступнее и для приобретения, и для аренды.
В тот момент мы не нашли понимания. Но
“Пять социальных инициатив” Нурсултана Абишевича вывели тему общежитий на государственный уровень. Выступление Президента на XVIII съезде партии “Нур Отан” актуализировало и строительство арендных квартир для малообеспеченных, прежде всего – многодетных семей. По официальным данным, в стране насчитывается более 340 тысяч многодетных семей, и 111 тысяч из них относятся к малоимущим.
Да, мы строим рыночную экономику, в которой успех и качество жизни зависят от каждого.
Но даже рыночная экономика не отменяет обязательств государства по поддержке незащищенных слоев общества: тех, кто по объективным причинам не способен себя обеспечить самым необходимым.
Поэтому социальное жилье, бесспорно, нужно, а остроту проблемы обусловил недостаток внимания в прежние годы. В акиматах числится порядка 1,5 миллиона очередников. А согласно госпрограммам, по стране планируется вводить около 100 тысяч квартир в год. То есть нынешние очередники закончат получать жилье только через 15 лет. И ведь каждый год к ним добавляются тысячи других нуждающихся – новые многодетные семьи,
выпускники детских домов, престарелые, инвалиды...
Кроме того, из аулов в города ежегодно переезжают сотни тысяч (!) граждан, в основном молодежь. За те же 15 лет их наберется еще 2–3 миллиона.
Работы, чтобы купить квартиру, у них пока нет, образования, чтобы найти работу, тоже. Стать в очередь на квартиру им невозможно, так как нет прописки.
Но ведь это наши с вами сограждане, наши люди. Их нельзя обрекать на бомжевание в бараках. Поэтому строительство социального жилья является хоть и не идеальным, но все же выходом, меньшим из зол. Именно по этому пути пошли многие развитые страны. Поручения Нурсултана Абишевича о
строительстве студенческих общежитий и возведении 40 тысяч арендных квартир для многодетных семей способны значительно оздоровить нынешнюю ситуацию.
Что касается того, должно ли такое жилье предоставляться
без права выкупа, то я бы предложил подходить дифференцированно. Да, общежития желательно не приватизировать. Молодежь должна стремиться жить лучше, получать образование и находить работу.
Общежитие – это только временная, на пять, максимум десять лет, возможность освоиться, не мыкаться по вокзалам и случайным ночлежкам. Встав на ноги, молодые люди должны двигаться дальше, собственным трудом обретать более комфортабельное жилье.
А вот социальное жилье, выделяемое инвалидам, многодетным, сиротам, наверное, было бы правильным дать возможность, при желании, выкупать на определенных условиях. Здесь огромную помощь может оказать инициатива главы государства о разработке для таких граждан льготных жилищных займов под 2–3 процента.
“Умный город”
– В развитых странах для реализации подобных программ, как правило, привлекается бизнес. Готовы ли казахстанские предприниматели помочь государству в решении проблемы?
– Думаю, что государственно-частное партнерство могло бы стать важным фактором продвижения социального жилья. Ведь это именно тот случай, когда государство решает задачи развития, а деловые люди инвестируют средства и извлекают прибыль.
Сегодня местами бизнес уже
строит общежития и сдает их желающим без лишнего шума. Есть немало примеров, когда условия проживания и порядок там обеспечены на должном уровне. Но вопросы санитарных норм и требований безопасности на таких объектах, думаю, все же нуждаются в системном внимании со стороны государства. Поэтому прежнее пренебрежение госорганов к этому сегменту жилищного строительства непростительно.
Второй момент в том, что без государственной поддержки оно не покрывает всей потребности и не решает ряда других задач, таких как создание в зоне доступности рабочих мест, детских садов, медицинского обслуживания, школ, магазинов, остановок общественного транспорта и т. д.
На прошлой неделе мы с коллегами посетили новый район в австрийском городе Вене, который возводится по принципу “умный город”.
Так вот, основным требованием планирования там является обеспечение не менее 60 процентов жителей рабочими местами в районе проживания.
Аналогичные нормы выдерживаются и в первом канадском “smart city” – Куэйсайде, возле Торонто. Уже первая очередь жителей в 5 000 человек там обеспечена 3 900 рабочими местами, это 78 процентов!
И бизнес чувствует эти тенденции явно лучше чиновников. После нашего запроса в 2017 году к нам обратился ряд застройщиков, предложивших свои проекты. Они, не дожидаясь указаний от госорганов, сами
захотели первые этажи в социальном жилье отдавать под малый и средний бизнес: швейные и мебельные цеха, детсады, пекарни, кондитерские и прочее. Выходили на нас предприятия и вузы, заинтересованные в
малогабаритном жилье.
У них всех единственная просьба к госорганам: выделять участки желательно вблизи объектов-партнеров – вузов, предприятий, торговых или медицинских центров и т. д., под персонал которых и строилось бы жилье.
И самое главное – обеспечить инфраструктуру (водо-, энерго-, теплоснабжение, центральную канализацию). Остальные вопросы вполне решаемы. Если бы при этом государство помогало вузам, медицинским учреждениям (с участием самого государства) еще и с финансированием соцжилья, то вопрос достаточно скоро потерял бы нынешнюю драматичность.
Деньги или жилье?
– Известный социолог Гульмира Илеуова недавно заявила, что многодетным семьям лучше давать не жилье, а минимальную зарплату – 42 тысячи тенге. Иначе в одну комнату набиваются по 5–7 человек, и это не лучше тех условий, в которых они живут сейчас. Что на это скажете?
– Каждый имеет право на свое мнение. Но мне кажется, это скорее позиция благополучных городских жителей, далеких от реалий бездомной семьи. Что дадут 42 тысячи зарплаты? За эти деньги можно взять в аренду ту же самую комнату в общежитии или однокомнатную квартиру, но уже у частника. И будут туда так же набиваться по 2–3 семьи родственников, да еще и хозяева периодически повышать аренду или выгонять жильцов, когда вздумается. Думаю, что сами многодетные предпочли бы жилье.
Но г-жа Илеуова, безусловно, права в том, что рождение и воспитание детей – такой же труд, который требует адекватной оценки государства. Кроме того, поддержка не должна превращаться в иждивенчество, в отношении здоровых и полных сил граждан она должна носить рыночный и возмездный характер.
– Какие изменения нужно внести в законы, чтобы социальное жилье стало реальностью?
– Особых изменений, на мой взгляд, не нужно. В действующем законодательстве имеются строительные нормы и правила (СНиП) и для малогабаритного жилья, и для общежитий. При необходимости их можно доработать в текущем режиме. Менять нужно не столько законы, сколько отношение чиновников к своим прямым обязанностям.
Например, сразу же после озвученной депутатами
инициативы о малогабаритном жилье категорически против нее высказался председатель комитета по делам строительства мининвестиций. Хотя, повторю, нормы для этого типа жилья в действующем законодательстве никто не отменял. Но чиновник, видимо, предпочитает, чтобы миллионы казахстанцев и дальше по 15 лет ждали крыши над головой. И я не знаю, как он сегодня выполняет 'Пять социальных инициатив' главы государства, если за год до них публично заявлял, что не допустит строительства общежитий.
Другой пример – когда министерство образования начало сетовать на отсутствие типовых проектов общежитий. Мы направили изъявившие готовность строить такое жилье компании с их проектами к руководству ведомства. Но в итоге и там все закончилось ничем.
Так что менять нужно, повторю, не законы, а отношение чиновников к своим обязанностям. Или самих чиновников.
Что касается предпринимателей, они готовы строить социальное жилье при адекватном отношении госорганов. Скажу больше: при наличии свободных средств бизнесу было бы выгоднее даже не продавать такие объекты, а именно
сдавать в долгосрочную аренду.
Ведь низкая себестоимость социального жилья приводит к тому, что в аренде она покрывается в обозримый период, а дальнейшие поступления представляют чистую прибыль.
Поэтому застройщику выгоднее оставлять такой объект за собой, превратив его в источник постоянного дохода. Но, подчеркну, для этого нужно, чтобы у предпринимателя были свободные средства для продолжения работы.
И я думаю, что в интересах государства придать этим начинаниям системный характер – как в обеспечении инфраструктурой, заместительным финансированием (взамен выпавших из оборота инвестиций), так и в формировании современных требований, которым должно соответствовать такое жилище.
Алматы