31
Июль

Приобщение к экономике по принципу справедливости - 'Казахстанская правда'

Газета «Казахстанская правда», 31 июля 2012 г.
Для ДПК «Ак жол» социальные вопросы  имеют приоритетное значение: среди важнейших задач, обозначенных в нашей предвыборной платформе, большинство (6 из 10) посвящены именно социальной сфере. 
Состоявшись как выразительница взглядов интеллигенции и национального предпринимательства, партия «Ак жол» исходит из того принципиального положения, что конечной целью как бизнеса, так и экономического развития вообще, не может быть просто зарабатывание денег, обогащение само по себе. 
Позволю себе напомнить слова, сказанные мной на предвыборных теледебатах 12 января т.г. на канале «Хабар»:
«Главное богатство Казахстана – это не нефть, газ, металлы или даже пшеница. Наше главное достояние – наш умный, добрый, красивый и образованный народ.
Экономика, которая развивается просто ради прибыли – не имеет смысла. Всех цветов не перенюхаешь, все денег не заработаешь, всех красивых девушек не перецелуешь».
Тогда слова про цветы и девушек вызвали оживление в аудитории, их позже цитировали некоторые журналисты. Но главными были всё же не они, а следующее:
 
«Развитие экономики имеет смысл только в том случае, если оно направлено на улучшение жизни миллионов людей, на сокращение разрыва между богатыми и бедными, на обеспечение интеллектуального образования, достойной работы и гуманного здравоохранения; на обеспечение тысяч семей доступным жильем и жизненными перспективами».
 
Таким образом, партия «Ак жол» рассматривает экономику прежде всего как способ наилучшим образом решать задачи социального развития.
Поэтому я с полным основанием могу утверждать (и состоявшееся обсуждение на Пленуме центрального совета партии это подтвердило), что выдвинутая Президентом Республики Н.А.Назарбаевым программа Социальной модернизации поддерживается партией «Ак жол» как стратегическое направление дальнейшего развития Казахстана.
Очевидно, что социальное развитие невозможно без достижения соответствующего экономического уровня - важнейшего ресурса удовлетворения человеческих потребностей. Неслучайно Глава государства говорит об определении оптимального баланса между экономическими успехами и обеспечением общественных благ.
«Все изменения социальной сферы должны соответствовать уровню развития и возможностям казахстанской экономики» - настаивает он.
 
Тем самым, поднятые вопросы имеют концептуальное значение не только для социальных, но также и для глобальных экономических и политических процессов в стране, так как предъявляют новые требования к определению базовых целей и задач развития Казахстана, формируют новую систему ценностей, отвечающую требованиям времени и национальным интересам нашего народа.
 
ДПК «Ак жол» позитивно расценивает приведённый Главой государства комплекс приоритетов социальной модернизации, как крайне важную платформу взаимодополнения усилий общества и госорганов по созданию благополучного, справедливого и прогрессивного государства в нашей стране.
В этой связи мы особо приветствуем задачу, вынесенную Н.А.Назарбаевым в главную цель  социальной модернизации: формирование общества всеобщего труда, - как принципиальное условие поступательного движения Казахстана к благополучию и прогрессу. Утверждение Президента о том, что «В конечном счёте, все ценности мировой цивилизации, все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, а не виртуальными финансовыми институтами. Поэтому именно реальный производительный труд мы и должны поставить в основу нашей политики социальной модернизации» - стало крайне показательным для меня не только в глобальном, но и в личном плане, как для человека из бизнеса, представителя реального сектора экономики.
Ведь сегодня, в условиях ненадежности валют и финансовых систем, становится всё более очевидно, что лучшей гарантией экономического роста может быть только производственная деятельность. Хотя бы потому, что первичной мерой стоимости выступают даже не деньги, а сама стоимость, т.е. реальная продукция.
 
Необходимо отметить, что многие другие положения программы социальной модернизации также созвучны и близки мыслящей интеллигенции и людям дела – всем тем, кто составляет кадровую основу партии «Ак жол».
 
Как партия парламентской оппозиции, исходя из общности базовых ценностей и стратегических интересов наших избирателей, мы заявляем о принципиальной поддержке выдвинутой Президентом Н.А.Назарбаевым Программы социальной модернизации и действенном участии в её реализации со своей стороны.
 
***
В то же время, считаем необходимым  поставить ряд дополнительных вопросов, которые, на наш взгляд, имеют прямое отношение к данной программе, влияют на её эффективность, но не нашли пока должного отражения в планах по её реализации, озвученных ответственными госорганами.
 
1.                  Партия «Ак жол» считает, что одной из важнейших задач программы социальной модернизации должно стать сокращение разрыва в уровне жизни между бедными и богатыми гражданами нашей страны.
 
К сожалению, рядовые казахстанцы не понаслышке знают об этой проблеме. Более того: Глава государства отмечает, что «Объективно Казахстан вплотную приблизился к качественному уровню социального развития среднеевропейских стран… Но существенным вопросом является то, насколько эффективно наши граждане используют плоды стабильности и благополучия…».
Что имеется в виду? На мой взгляд то, что несмотря на показатели ВВП на душу населения (которые подошли к уровню европейских), реальную жизнь в нашей стране трудно назвать «европейской». И основная причина – именно в нарастающем разрыве между бедными и богатыми.
Этот разрыв де-мотивирует предпринимателей и развращает молодёжь, имеет своим следствием явление социального инфантилизма, о котором Президент сказал, что оно «способно стать тормозом модернизации», поскольку «возвело в абсолют неверные формулы достижения благополучия – «меньше работать – больше получать».
Даже по оценкам отечественных экспертов (А.Кошанов, зав.центром теории социально-ориентированной экономики института экономики Министерства образования и науки РК), децильный коэффициент (превышение доходов богатых над доходами бедных) у нас достигает почти 30-кратного (!) показателя, тогда как в развитых странах не превышает 5.
Иными словами, при всём внешнем благополучии нашего ВВП и близости его показателей к европейским, по уровню благосостояния среднего казахстанца мы отстаём от европейцев почти в 6 раз.
Сокращение этого отставания, обеспечение более равномерного распределения национального благосостояния, на взгляд партии «Ак жол», должно стать одним из приоритетов для госорганов в реализации программы социальной модернизации. Именно создание «Общества Всеобщего Труда» формирует альтернативу дальнейшему расслоению на богатых и бедных, не только через вовлечение граждан в трудовую деятельность, но и через включение их с систему перераспределения национального дохода.
Приобщение каждого казахстанца к успехам национальной экономики возможно как через работу в крупных компаниях или бюджетных организациях, так и через неправительственный сектор, массовые структуры малого и среднего бизнеса.
Главное при этом - чтобы сама система перераспределения работала прозрачно и справедливо. Однако, это невозможно без решения ряда сопутствующих задач, прежде всего связанных с одной стороны – с пресечением незаконного обогащения; а с другой – с эффективной борьбой с бедностью и массовым созданием новых рабочих мест.
 
2.                  Говоря о всеобщем вовлечении граждан в производительный труд, надо иметь в виду, что государство не может и не должно обеспечивать работой всё население. Как отметил сам Н.А.Назарбаев, «…государство – не бесконечный донор, а партнёр, создающий условия для роста благосостояния граждан… Только в этом случае казахстанское общество сможет преодолеть инерцию патернализма».
На практике это означает создание тысяч и тысяч рабочих мест в негосударственном секторе, придание частному предпринимательству массового и повсеместного характера.
Основная часть форм государственной поддержки предпринимательства реализуется через банковские кредиты. Тем самым выгодополучателями от таких программ являются прежде всего частные банки, а лишь затем – предприниматели. Поэтому отечественные банки даже в кризис не намерены снижать аппетиты, и если у большинства европейских банков сегодня маржа составляет не более 2% (по средствам, привлечённым на свободном рынке), то отечественные банкиры, даже на государственных деньгах хотят иметь не меньше 5%.
Любой производственный бизнес, при средней рентабельности в обрабатывающей отрасли 10-15%, взяв в казахстанском банке кредит по 12-18%, практически попадает в кабалу, он будет вынужден работать исключительно на интересы банка. Самому предпринимателю в лучшем случае остаётся просто выживать. При таких условиях массовое вхождение в производственный сектор начинающих предпринимателей крайне малоперспективно.
Более того, даже получение кредитов в банках, как показали исследования фонда «Сандж», зачастую связаны с вымогательствами и унижениями предпринимателей. Весьма показательно, что по депутатскому запросу партии «Ак жол» на эту тему, Национальный банк РК практически самоустранился от наведения порядка в подотчетной сфере и ответил формальной отпиской.
Тем не менее, думаю, что утверждение Президента о том, что «…все ценности мировой цивилизации, все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, а не виртуальными финансовыми институтами» - не просто красивые слова, а призыв к выстраиванию новых, более справедливых и сбалансированных отношений между производством и финансовыми институтами.
Необходимо разработать и внести поправки в законодательство, ограничивающие аппетиты банков и защищающие законные права и интересы потребителей рынка финансовых услуг. Причем, эти меры будут способны затронуть не только предпринимателей, но и тысячи заёмщиков по потребительским и ипотечным кредитам, т.е. получат широкий социальный эффект. Партия «Ак жол» предлагает включить эти меры в программу социальной модернизации.
 
3.                  Главным каналом, по которому происходит неравномерное (дискриминационное) перераспределение доходов, ведущее к социальной несправедливости - является коррупция. По оценке известного экономиста К.Берентаева, ежегодно через систему государственных закупок в виде взяток уходит от двух до трех миллиардов долларов.
Конечно, коррупция не ограничивается только госзакупками. Сегодня всевозможные поборы и «откаты» стали повсеместным явлением, их виды и «ставки» открыто обсуждаются в прессе. Например, в интернете сообщается, что в некоторых  регионах участников тендеров заставляют заранее подписывать с организаторами торгов «меморандумы» об отчислении 10-20 и более % от суммы тендера.
 
Помимо деформирования системы перераспределения, это крайне отрицательно сказывается на развитии предпринимательства, поскольку ограничивает справедливую конкуренцию и выступает формой дополнительного «налога», значительно сокращающего законные доходы предприятий и их работников. Растущие аппетиты коррупционеров приводят к тому, что занятие бизнесом становится убыточным и теряет всякий смысл, поскольку коррупционный налог «съедает» ожидавшуюся прибыль от исполнения контрактов, требуя порой от предприятий работать себе в ущерб. В итоге, малый и средний бизнес озабочен нынче не созданием новых рабочих мест и вовлечением граждан в производительный труд, а собственным выживанием.
Сохранение этого положения приводит к увеличению разрыва между богатыми и бедными, росту социальной дезинтеграции; а самое главное - к дискредитации производительного труда и трудовых доходов, что в корне противоречит главной идее программы социальной модернизации «20 шагов к Обществу Всеобщего Труда».
 
Кроме того, набирает силу тенденция по выводу всё новых структур из-под действия законодательства о госзакупках и соответствующего контроля. Сначала это были национальные компании, недавно – Нацбанк и Стабилизационные фонды при акиматах, сегодня поступают сигналы и об очередных желающих увести свои ведомства «в тень» и развязать себе руки в распоряжении государственными средствами.
 
У этой проблемы есть и другая, не менее тревожная сторона. Богатства, добытые незаконным способом, в основной массе выводятся за рубеж, путём проведения закупок через оффшорные зоны, приобретения дорогой зарубежной недвижимости и т.д. Причём, оценки К.Берентаева об объемах взяток в 2-3 млрд.долларов здесь выглядят явно заниженными. Так, по данным газеты «Время» (03.05.2012), только одна группа коррумпированных чиновников, действовавших на таможенных постах «Коргас» и «Калжат», вывела из РК на счета иностранных компаний сумму около 2 млрд.долларов США.
Всего же, по данным международных экспертов за годы независимости из Казахстана было выведено в оффшоры 168 млрд.долларов США (Курсив, 26.07.2012). 
 
Всякий раз, когда в отчёте Счётного комитета об исполнении бюджета министерствами и ведомствами встречаются данные о том, что госорган закупил продукцию по ценам в 3-4 раза дороже рыночных и провел платежи через оффшорную зону (а таких фактов предостаточно) – надо понимать, что речь идёт именно о выводе коррупционного капитала.
Сюда же следует отнести вывод из Казахстана  средств по фиктивным банковским кредитам под несуществующие залоги, на чём специализировался небезызвестный М.Аблязов.
 
Эти средства навсегда теряются для нашей страны, они не инвестируются, не вкладываются в производственный оборот, не создают продукции и прибавочной стоимости. Тем самым реальный объем ВВП уменьшается на сумму выведенных капиталов, а распределению на душу населения подлежат гораздо меньшие числа, чем те, что проходят в официальной статистике.
Зато увеличивается социальный разрыв и сокращаются ресурсы для производительного труда и развития экономики. 
 
Считаем, что противодействие коррупции, в том числе путём очищения  и реабилитации государственной службы, возвращения в сферу госзакупок всех операторов государственных средств, формирования массовой идеологии неприятия коррупционеров –  должно стать составной частью программы социальной модернизации.
 
4.                  Социальная модернизация в ходе своей реализации потребует обеспечения справедливого и независимого правосудия. Существующие проблемы в этой сфере вынуждают искать альтернативные формы решения споров, на что обратил внимание Президент, говоря о развития медиации.
Но и судебные, и альтернативные процедуры невозможны без реализации принципа социальной справедливости и соблюдения подлинного равенства сторон.
Для партии «Ак жол» вопросы социальной справедливости и равноправия граждан являются одним из приоритетов. Только за первое полугодие т.г. фракцией «Ак жола» в Парламенте поднимались вопросы обеспечения равных прав наших граждан при реализации программы газификации (когда мы настояли на включении в  эту программу Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей); равенства прав ветеранов ВОВ при получении финансовой помощи в разных регионах; равноправия абитуриентов, независимо от языка обучения, при конкурсе на государственные гранты для учёбы в вузах; равноправия новорожденных при получении пособия по рождению их матерями и т.д.
Одни только перечисленные мной примеры показывают, как много есть вопросов в данной сфере. В этой связи полагаем, что важной частью социальной модернизации должен стать комплекс мер по обеспечению реального равноправия наших граждан, начиная с рассмотрения дел в судах и заканчивая государственными программами развития.
 
Другой стороной этого процесса должна стать программа гуманизации общеуголовного законодательства, с переносом акцентов на финансовые инструменты наказания, прежде всего по делам, не связанным с угрозой для жизни и здоровья граждан.
Проводимая по поручениям Главы государства масштабная работа по декриминализации экономических и хозяйственных правонарушений показала, что в этой сфере существует большое поле для расширения процесса.
Возмещение нанесённого ущерба наряду со взысканием 2-х и более кратных финансовых штрафов может оказать гораздо большее воспитательное воздействие на правонарушителя, чем тюремный срок, после которого человек превращается в законченного преступника.
Решительное сокращение тюремного «населения» и переход к финансовым мерам взыскания, помимо прочего, способны сократить проникновение в общество элементов криминальной психологии и принести экономию бюджетных средств, направляемых ныне на содержание лиц, находящихся в местах лишения свободы. Немаловажным является также возвращение в экономику тысяч трудоспособных граждан.
 
Обеспечение справедливого суда, соблюдение подлинного равноправия сторон и гуманизация законодательства должны стать правовой базой социальной модернизации.
 
5.                  Социальная модернизация должна учесть происходящие процессы в духовной жизни общества, гарантировать укрепление светского характера государства и системы образования, минимизировать социальные предпосылки экстремизма и религиозного радикализма.
Процессы социальной модернизации, направленные на прогрессивное вовлечение граждан в общественно-полезный труд, могут столкнуться с определёнными вызовами асоциального поведения и ложных ценностей псевдо-религиозного и даже экстремистского характера. К сожалению, мы видим, насколько глубоко проникают подобные настроения, и первыми их жертвами становятся именно молодые люди.
Президент Н.Назарбаева на недавнем совещании по борьбе с терроризмом и экстремизмом говорил о том, что «… в стране радикальные экстремистские элементы оказывают полномасштабное давление на государство и общество в целом… Так, только за 2011-2012 годы произошло свыше ста преступлений, связанных с терроризмом и экстремизмом. Их жертвами стали десятки граждан и сотрудников правоохранительных органов».
 
Поэтому так важно использовать программу социальной модернизации на преодоление подобных угроз, на формирование позитивного общественного настроя и массовое неприятие ложных ценностей, несвойственных нашему народу и навязываемых нашим гражданам извне.
 
Экстремизм появляется там, где существуют социальные предпосылки в виде неравенства, несправедливости, безработицы и отсутствия жизненных перспектив. Предложенная Президентом программа социальной модернизации «20 шагов к Обществу Всеобщего Труда» даёт реальную альтернативу этим вызовам. Наша задача – вдумчивая реализация этого конструкта.
 
***
 
Все высказанные мной предложения, связанные с сокращением разрыва между богатыми и бедными, развитием массового предпринимательства, противодействием коррупции,обеспечением честного правосудия,  и многие другие – в конечном счёте, направлены на практическое содействие Программе социальной модернизации в строительстве прогрессивного, справедливого и благополучного общества в нашей стране.
Исходя из этого парламентская фракция «Ак жола» будет выстраивать свои подходы в законотворческой  деятельности, а при необходимости – готовить соответствующие законопроекты в Парламенте.
Азат Перуашев