Вполне вероятно, что в самое ближайшее время Парламент примет ряд
законов, которые должны будут привести к бурному росту малого и среднего
бизнеса. По предложению Нурсултана НАЗАРБАЕВА, новые предприятия будут освобождены от налогов на несколько лет, что позволит им встать на ноги.
Интересно, что именно об этих мерах уже не раз говорил лидер парламентской фракции партии «Ак жол» Азат ПЕРУАШЕВ, в конце года выступивший с
официальным запросом о введении так называемых «налоговых каникул». В
интервью газете «Время» депутат Мажилиса объясняет, почему государство
должно поддержать бизнес именно сейчас.
- Азат Турлыбекович, Ваш запрос Правительству с предложениями о введении налоговых каникул для новых малых и средних предприятий прозвучал
практически накануне Дня индустриализации, в ходе которого Глава государства и поручил освободить вновь создающийся бизнес от налогов в первые
3-5 лет деятельности. Можно ли назвать это простым совпадением?
- Конечно это не совпадение. Тем, кто интересуется экономикой не от случая к
случаю, а профессионально, должно быть хорошо известно, что ещё в 2011 году, на
открытии сессии парламента, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поручил
правительству ввести запрет на проверки МСБ в первые 3 года деятельности.
Партия «Ак жол» уже тогда немедленно откликнулась на эту инициативу и предложила выполнить поручение Президента не только формально, но и содержательно.
Ведь в нашей практике необоснованные проверки – это только верхушка коррупционного айсберга. Поводом для них нередко служат абсурдные обязанности предпринимателей, которые наваливаются на него с момента регистрации. Предпринимателю,
вообще-то, в первые годы надо помочь выжить, встать на ноги, а потом уже что-то с
него требовать. В реальности же налагаемые обязательства, напротив, тянут бизнес
ко дну, не дав ему освоиться на рынке, обзавестись надежными поставщиками и стабильными потребителями, вернуть вложенные в дело инвестиции.
К сожалению, не только отечественная, но и международная практика показывает, что в первые годы не выдерживают конкуренции и прекращают свою деятельность до 90% вновь созданных малых и средних предприятий. Для бизнеса это
означает безвозвратные потери вложенных средств. А ведь с точки зрения здравого
смысла, что-либо требовать с бизнеса (те же налоги) можно только тогда, когда предприниматель не только вернул вложенное, но и заработал прибыль.
Поэтому, в развитие инициативы Президента Назарбаева, мы уже в сентябре
2011 года предложили не просто отменить проверки нового бизнеса в первые 3 года,
но и вообще освободить малый и средний бизнес от налогов на этот же срок. Никакого ущерба для бюджета эта инициатива не несёт: если создающийся МСБ не освободить от налогов, то через год 90% из этих ИП и ТОО закроется, и бюджет в любом
случае ничего с них не получит.
Если же помочь им встать на ноги, то окрепнув и наладив работу, они смогут
платить налоги не с мизерных оборотов, как в начале деятельности, а как полноценные предприятия. И, самое важное – таких полноценных, состоявшихся предприятий
будет выживать тогда не 10-15%, а все 30-40%.
Насколько нам известно, аналогичные подходы применяются в США, Китае, Германии и других странах с успешным малым и средним бизнесом, где срок освобождения новых предприятий от налогов доходит до 5 лет.
Аналогичные меры предпринимают и наши партнеры по Таможенному союзу:
уже и российский президент в декабрьском послании федеральному собранию поручил ввести двухлетние налоговые каникулы для новых предприятий, работающих
в производственной сфере. При этом он привёл тот же самый довод, о котором говорим мы последние три года: что речь идёт о новых предприятиях, которых «…пока
просто нет, а значит - не будет и выпадающих доходов бюджета. И наоборот:
создадим условия для таких предприятий – такие доходы появятся».
Нурсултан Назарбаев дал близкое по смыслу поручение ещё три года назад. Но даже оно было выполнено со скрипом: министерство экономического развития и торговли РК подготовило законопроект об освобождения малого бизнеса от проверок лишь в мае 2012 г.! Выступая на конференции по вопросам налогового администрирования в Комитете по финансам и бюджету Мажилиса я тогда же возмутился, что 9 месяцев госорганы раздумывали, вместо того, чтобы просто выполнять слова Президента. Но даже при этом, от проверок освободили только малый бизнес, т.е. торговлю и услуги. А производство, которое начинается именно со среднего бизнеса, по-прежнему оставили под прессингом. И в своём запросе накануне Дня индустриализации партия «Ак жол» повторно поставила вопрос об исполнении поручений главы государства не ради «галочки», а по их реальному смыслу, то-есть не просто запретив проверки, но и убрав основания для этих проверок, введя налоговые каникулы для начинающегося бизнеса. Поэтому никакого совпадения тут нет, есть всего лишь профессиональное отношение к своим обязанностям и поручениям президента.
- Нужно изучать любой зарубежный опыт и брать из него самое лучшее. И в то же время, мы должны уделять особое внимание изменениям в странах ТС. Мы призываем правительство со всей серьёзностью относиться к новым инициативам наших соседей по Таможенному союзу, поскольку до сих пор именно более либеральная налоговая политика являлась одним из немногих конкурентных преимуществ казахстанских предпринимателей в этом объединении. Но сегодня в России либеральные подходы в налоговом администрировании начинают опережать нашу практику: там давно отказались от статьи за лжепредпринимательство, определён орган, обладающий правом толкования норм налогового законодательства, теперь вводится режим налоговых каникул. Кроме того, Россия уже обошла Казахстан в вопросе по налоговым спорам, где у нас действует срок давности 5 лет, тогда как в России – 3 года. Это значит, что российские предприятия уже сегодня меньше подвержены давлению и манипуляциям налоговых органов. У нас же, если мы просто запретим проверки на 3 года, налоговики смогут проверить предприятия и задним числом, через 3, 4 или 5 лет. Поэтому мы говорим не только о запрете проверок, но и об отмене налогов на новый бизнес. Отставание в этих вопросах может очень дорого обойтись казахстанской экономике. Мы считаем, что за такими изменениями в странах Таможенного союза мы просто обязаны следить.
- Можно ли только за счет введения налоговых каникул поднять МСБ на
новый уровень?
- Безусловно, нужна не одна мера, а комплекс мер. Ещё одно предложение из этого ряда – введение процедуры банкротства для физических лиц и малого бизнеса. Недавно Мажилис принял законопроект «О реабилитации и банкротстве», где правительство отклонило подготовленный партией «Ак жол» раздел, касающийся банкротства физических лиц. Наша фракция отказалась поддержать этот закон и высказала своё возмущение позицией правительства. Ведь что такое банкротство физических лиц? Это возможность выжить тем людям, кто не рассчитал свои силы, взял ипотеку или кредит на бизнес и не смог оплатить. А ведь таких людей после кризиса немало. Да, они обязаны отдать залоги и гасить долги. Но даже отбирая у них в пользу банков или других кредиторов заложенное имущество – нельзя ведь людей просто выбрасывать на улицу, как сегодня и происходит. Нельзя превращать наших граждан в бомжей, нужно обеспечить им хотя бы минимальные условия существования - пусть арендованную комнатку в общежитии, какое-то питание детям. Не убивать же их теперь! А правительство говорит, что такой механизм возможен только при введении всеобщего декларирования доходов, которое планируется на 2016-2017 г.г. Но до 2016 года людям, которых сегодня за долги выбрасывают на улицу вместе с детьми, – этим людям нужно где-то пережить три зимы! Если родители ошиблись и виноваты – не отправлять же теперь их детей замерзать и голодать?! Это же наши граждане, наши люди. Для сравнения – в России, где тоже нет пока всеобщего декларирования, разработка закона о банкротстве физических лиц уже завершается, скоро его направят в парламент, Госдуму то-есть. У этой проблемы есть и другая сторона. К физическим лицам относятся и индивидуальные предприниматели, которые составляют 70% субъектов частного бизнеса в нашей стране. Они тоже кредитуются в банках. Но когда человек знает, что если его бизнес встретит трудности, то у него заберут последнюю квартиру, а семью выгонят на улицу – будет ли он так рисковать? Да ведь ему будет проще сидеть дома, ничего не делать и получать пособие по безработице. Отказывая в принятии норм по банкротству физических лиц, мы тысячи людей де-мотивируем, отталкиваем, вместо вовлечения в трудовую деятельность, о чем говорил Глава государства в программе социальной модернизации и статье «20 шагов к обществу всеобщего труда». И если в России примут закон о банкротстве физических лиц, то наши те граждане, которые хотят стать предпринимателями, имеют для этого способности – они пойдут брать кредиты в российских банках, открывать бизнес в России и поднимать её экономику, но не свою. Просто потому что там у них и их детей будут гарантии выживания даже в случае неудач, от которых никто не застрахован. А мы таких гарантий давать не хотим. Поэтому фракция «Ак жол» заявила, что несмотря на позицию правительства, будет готовить свой проект закона «О банкротстве физических лиц» на тех принципах, которые я назвал. И мы будем вносить его, не дожидаясь 2016-го года. Хотя правительство снова может дать на него отрицательное заключение, но это будет отдельный разговор. Но что примечательно – на том же Дне индустриализации Глава государства также критически высказался в адрес закона о банкротстве, упрекнув правительство, что туда не вошли нормы по защите малого и среднего бизнеса. Так что я не удивлюсь, если теперь наш раздел о банкротстве физических лиц и индивидуальных предпринимателей внесут теперь уже в Сенате.
Михаил КОЗАЧКОВ, Астана