23 ноября партия «Ақ жол» проводит конференцию «Актуальность идей движения «Алаш» в XXI веке». О целях и задачах данного мероприятия мы попросили рассказать главу партии Азата Перуашева. - Идеи «Алаша» имеют, прежде всего, практическое значение Азат Тұрлыбекұлы, что подтолкнуло вас к проведению этого мероприятия? - Действительно, мы инициировали проведение этой конференции. Демократическая партия Казахстана «Ак жол» всегда заявляла себя одним из последователей движения «Алаш». Это подчеркивается и в предвыборной платформе, и в других документах нашей партии. Мы считаем, что очень важно распространять и примерять к требованиям нынешнего дня идейное наследие видных деятелей «Алаша», которые и сегодня могут служить примером служения народу и стремления к лучшему. Как известно, в текущем году движению «Алаш» исполняется 95 лет. Этот юбилей имеет совершенно точную дату — на проходившем в г. Оренбурге с 5 по 13 декабря 1917 г. втором всеказахском курултае был создан Национальный совет — первое в современной истории казахское правительство Алашорда. Таким образом, 13 декабря 1917 года — день образования Алашорды. Этому юбилею и посвящена научно-практическая конференция «Актуальность идей движения «Алаш» в модернизации казахстанского общества в XXI веке», которую мы проводим в эти дни при поддержке Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. К участию в нашей конференции приглашены ведущие алашеведы, известные ученые, общественные деятели, представители творческой интеллигенции, студенты вузов, журналисты. Двери конференции открыты для всех интересующихся данной тематикой. Пользуясь предоставленной возможностью, сообщаю, что конференция начнет работу 23 ноября, в 10.00, в Астане, во Дворце «Тілеп Қобыз» на ул. ханов Керея и Жанибека, 18.
- В таком случае расскажите о целях и задачах этой конференции.
- Отмеченное выше создание автономного правительства Алашорды в начале ХХ века считается расцветом казахского национально-освободительного движения. Лидеры Алашорды воплотили мечту народа о самоуправлении. И хотя жизнь первого казахского правительства оказалась недолгой, она послужила доказательством, что наш народ способен к собственной государственности. К К сожалению, этому правительству не удалось достигнуть поставленных целей эволюционным путем. Но самая главная заслуга деятелей «Алаша» в том, что, создав полнокровные партию и правительство в то крайне нестабильное и трудное время, они вышли на защиту коренных интересов своего народа и сделали все, что было возможно, чтобы стать поддержкой и опорой всех казахов. Думаю, что несмотря на юридическую реабилитацию руководителей Алашорды, мы, к сожалению, до сих пор по достоинству не оценили всего сделанного ими. Получившее большое историческое значение появление движения «Алаш», его идеи и программы имели целью становление национальной государственности. Изучая политическую платформу партии «Алаш» и жизненный путь ее лидеров, можно заметить, что многие их взгляды на политические, экономические, социальные и национальные ценности не потеряли своей актуальности для модернизации казахстанского общества и в XXI веке. Поэтому для нас наследие «Алаша» представляет не только теоретико- исторический интерес, а является, прежде всего, практическим вопросом. Цель конференции — попытаться исследовать востребованность взглядов ведущих деятелей «Алаша» на государственное строительство, социально-экономические и национальные вопросы в современных условиях, изучить существующие концепции и мнения. Другая задача — через освещение идейного наследия «Алаша» побудить общественность к пониманию истинного значения нашей независимости.
Главная идея «Алаша» — модернизация казахской нации по европейской модели
- Извините, я вас прерву. А в каком формате пройдет конференция? - Наследие «Алаша» весьма обширно. Его вряд ли возможно уместить в рамки одной конференции... Именно поэтому мы, систематизируя подходы деятелей «Алаша», решили, что будет правильно рассматривать их на трех тематических секциях. Первая секция будет обсуждать взгляды лидеров «Алаша» на государственность и национальные интересы. Для любой нации главной ценностью является государственность. Как отмечал Алихан Бокейханов, «народ без государства — сирота». Сердцевина идеи «Алаша» — государственная самостоятельность. Сегодняшняя Республика Казахстан — реальное воплощение этой мечты. Руководители «Алаша» считали своей ясной целью постепенное и осмысленное приближение казахского общества к европейскому уровню и лучшим достижениям цивилизации того времени. Известный казахский историк Манаш Қозыбаев отмечал: «В ХХ веке начался новый этап национально-освободительного движения. Во главе его с лозунгом «Проснись, казах» шли реформаторы, мечтавшие о модернизации и европейском пути развития казахского народа в составе демократической России (Әлихан Б., Ахмет Б., Міржақып Д., Мұстафа Шоқай)» («Егемен Қазақстан», 6 декабря 1996 г.). Важны и взгляды деятелей «Алаша», объявивших Туркестанскую автономию, которые рассматривали в качестве примера восточное, японское направление (Мұстафа Шоқай). Если иметь в виду, что и Япония пошла именно по европейскому пути развития с национальной спецификой, то эти подходы, как выясняется, не так уж и отличались. Особое величие лидеров «Алаша» состоит в том, что в то трудное время они сумели избежать как классового антагонизма, так и национальной и социальной вражды. Считаю, что об этом нужно говорить прямо: они искали решения нужд казахов без единой нотки узколобого национализма. Прямо на избравшем правительство Алашорды съезде была заявлена идея национального объединения казахского народа, не ущемляющая, а защищающая права представителей национальных меньшинств. О многом говорит уже тот факт, что из 25 членов в утвержденном составе Временного национального совета Алашорды 10 мест было отдано русским и представителям других национальностей. К сожалению, среди многих русскоязычных казахстанцев до сих пор имеет место настороженное восприятие движения «Алаш» как крайне националистического и изоляционистского, что порождает недоверие к его идейному наследию. Мы должны развеять эти опасения как безосновательные и связанные больше с советской пропагандой и нынешними спекуляциями, чем с действительными взглядами движения «Алаш». Сомнения происходят от незнания. И действительно, вплоть до последнего времени Алашорду по инерции большевистского агитпропа рассматривали преимущественно с точки зрения национального вопроса, как и сама эта тема обсуждалась преимущественно в казахоязычной среде. Именно в «совковом» представлении алашевцы — этакие баи-националисты, полубелогвардейский полубасмаческий образ. Между тем, многие лидеры «Алаша» были высокообразованными интеллигентными людьми, прекрасно владели как родным, так и русским языками, оканчивали учебные заведения в России и писали статьи в русскоязычной прессе. Они, безусловно, были лучшими сыновьями и патриотами казахского народа и никогда не были ксенофобами. При этом ими прямо ставился вопрос о государственном статусе казахского языка, не ущемляя представителей других народов. Думаю, что для адекватного восприятия и популяризации идей «Алаша» важно не только гордиться их знанием, но и приобщать к нему все более широкую аудиторию. Поэтому пришло время активно приобщать к идейному наследию первой отечественной политической партии и русскоязычную аудиторию, и самих казахов вроде меня, получивших образование на русском языке. Тем более, что обширное творческое наследие «Алаша» включает и большой массив русскоязычных документов (публикаций, деловой переписки и т.д.). Для этого на нашей конференции будет дана возможность выслушать ряд докладов и на русском языке, и мы будем придерживаться такого подхода в дальнейшем. Возвращение «Алашу» его подлинного, просветительского и цивилизационного содержания — наш гражданский долг в восстановлении исторической справедливости и преодолении одного из самых стойких стереотипов тоталитарной системы. Идеология «Алаша» — это не идеология разделения казахстанцев по национальному признаку, а идеология прогрессивного, цивилизованного, проевропейского развития страны на основе государственой самостоятельности (автономии). Не менее важна для нас и тема второй секции — «Экономические взгляды лидеров Алашорды». Интеллектуальный уровень рассмотрения экономических вопросов в программе партии «Алаш» и правительства Алашорды вызывает уважение даже с высоты сегодняшнего дня. По этому компоненту программа партии «Алаш» по достоинству стоит в одном ряду с политическими программами ведущих партий того времени. Эта программа, в частности, стремилась закрепить наличие единой и неделимой территории казахского народа, формирование государственности, свободной от колониальной зависимости. Важнейшей задачей ставилось повышение жизни казахского народа до нового качественного уровня. Лидеры «Алаша» осознавали, что в любом государстве для стабильного и успешного жизнеобеспечения крайне важно достижение эффективной экономики. Они рассматривали экономику как основной потенциальный ресурс национального развития. Алашординцы вплотную подошли к проработке глубоких политических и социально- экономических реформ. Поскольку многие из деятелей Алашорды были представителями национальной буржуазии, они понимали, что основой экономического роста должны быть вопросы землепользования, предпринимательства и частной собственности. Поэтому сегодня недостаточно знать только о политических взглядах деятелей «Алаша», необходимо изучать их подходы в конкретных сферах и отраслях, специалистами которых они являлись. Чтобы приоткрыть для себя эту тему, мы попросили сделать соответствующий доклад на нашей конференции известного экономистапрактика, секретаря Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента РК Екатерину Никитинскую. Для становления и закрепления независимости важны как неделимость территории, использование природных ресурсов и постоянное экономическое развитие, так и растущее благосостояние народа и его социальная динамика. Поэтому мы планируем отдельно заострить внимание конференции на подходах лидеров «Алаша» к вопросам социальной модернизации казахского общества (третья секция). Нужно отметить, что благородные устремления «Алаша», ставившего себе целью разбудить, «осовременить» казахское общество, созвучны с нашей сегодняшней повесткой дня. Глава государства Н.А. Назарбаев предложил программу социальной модернизации, концептуальное значение которой очень важно для общественных, экономических и политических процессов в стране. Пленум Центрального совета партии «Ак жол» также поддержал этот вопрос. Потому что эта программа предъявляет новые требования к определению задач развития Казахстана, формирует новую систему ценностей, отвечающую национальным интересам нашего народа.
«Алаш» – за отечественных товаропроизводителей
- Мечтой «Алаша» была реализация национальных интересов. Какие из них не потеряли свою актуальность и сегодня?
- Сегодняшний Казахстан и есть прямое воплощение этой мечты. Почти сто лет назад председатель правительства Алашорды Алихан Букейханов говорил, что «шерсть барана должна стать одеждой казаху, а железо стать пуговицей», и даже в те времена призывал к развитию национального бизнеса, рыночной экономики. Один из лидеров движения «Алаш», просветитель Ахмет Байтурсынов, призывал: «Чтобы не отстать от других, мы должны быть образованными, богатыми и сильными. Для знаний нужно учиться, чтобы стать богатыми, надо заниматься делом, а источник силы — в нашем единстве». Сегодня мы, защищая, например, интересы национального бизнеса в законотворческой работе, сами того не подозревая, часто идем по стопам «Алаша». Просто напомню слова одного из деятелей «Алаша» Санжара Аспандиярова (кстати, из статьи, написанной им на русском языке): «Первый период подавления колонизаторских «отрыжек» прошлого, предоставления всех политических прав ранее угнетенным нациям решен и решен блестяще... Но это еще полдела. Надо закрепить сделанное, ибо экономические взаимоотношения между нациями определяют все остальные отношения... Нужно изучать условия развития народного хозяйства каждой отдельной нации, живущей в Туркестане, ибо эти пути развития для каждой из них совершенно самобытны». Лидеры «Алаша» еще век назад говорили о необходимости индустриального развития Казахстана, переработки местного сырья. Так, Смагул Садуакасов открыто выступил против Голощекина и его псевдоиндустриализации в национальных республиках: «Почему Голощекин не может или, вернее, не хочет идти дальше шерстомоек, тогда как напрашивается и организация суконных фабрик?» — вопрошал Садуакасов в статье «О национальностях и националах». И задает очень уместный вопрос: «Не легче ли железной дороге сразу вывозить из Казахстана готовое сукно, чем два раза таскаться то с вымытой шерстью, то обратно с «московским» сукном из этой шерсти?» Очевидно, что С. Садуакасова уже в то время не удовлетворяла роль Казахстана как сырьевой базы. Кто скажет, что поднятая им проблема не является актуальной и сегодня? Одна только экономическая концепция Смагула Садуакасова, который ушел из жизни молодым, может стать лейтмотивом отдельного исследования. Можно привести и много других примеров из жизни деятелей «Алаша», защищавших интересы республики и национальной экономики. Сегодня, когда наша страна приступила к реализации форсированной индустриально-инновационной программы, мы решили вывести эту тему на конференцию. И надеемся, что доклад доктора экономических наук, профессора Мырзагелды Кемеля вызовет живой интерес у аудитории. В целом же, думаю – мы до сих пор не раскрыли всего идейного потенциала движения «Алаш». Поэтому я и мои коллеги надеемся получить из докладов на предстоящей конференции новые взгляды и новые подходы, способные интеллектуально обогатить и нашу сегодняшнюю жизнь. Как партия реальных дел, «Ак жол» заинтересован, прежде всего, в практическом значении этого мероприятия. Меньше всего хотелось бы его превращения в говорильню для дилетантов. Потому что только дилетанты могут рассматривать «Алаш» как идеологию «изоляционизма», тянущую страну назад, в ХIХ век. Мы же рассматриваем идею «Алаша» как концепцию неустанной модернизации общества, как мотив и технологию развития нашей страны на один ряд с цивилизованными государствами ХХI века. Поэтому нам дорого мнение специалистов, имеющих глубокие знания и прогрессивные подходы к применению и приумножению этих знаний, духовных преемников «Алаша». По этой причине мы пригласили к участию в конференции известных ученыхалашеведов, таких как Дихан Камзабек, Амантай Шарип, Зиябек Кабылдинов, Омар Жалел, Кайрат Сак, Турдыкул Шанбай, президент международного общества «Қазақ тілі» академик Омирзак Айтбай и др. Все они являются профессионалами, много лет занимаются научным анализом творческого наследия выдающихся деятелей движения «Алаш». Мы ждем и выступлений молодых ислледователей, способных представить обществу смелые, новаторские подходы в данной сфере.
- Деятели «Алаша» стояли у истоков сегодняшней независимости Казахстана. Как вы думаете, насколько адекватно признаны их заслуги? - Спасибо за вопрос. Недавно парламентская фракция партии «Ак жол» направила на имя премьер-министра депутатский запрос о том, как правительство собирается отметить юбилейную дату — 95-летие «Алаша». Пять лет назад празднования по случаю 90-летия «Алаша» проходили только на областном уровне, о мероприятиях на государственном уровне нам неизвестно. Возможно, они и не проводились именно из-за деформированного представления о взглядах этих людей, ошибочного недоверия к их идеологии, о чем я сказал выше. К сожалению, мы с большим опозданием — почти на 100 лет! — все еще рассуждаем о признании роли деятелей «Алаша», пробудивших наш национальный дух и политическую волю. Для исправления этой несправедливости, правдивая история и идеологические воззрения «Алаша» должны подробно описываться в школьных учебниках, популярных периодических изданиях. Досадно, что в учебнике по истории Казахстана ей отвели только полторы страницы. Думаю, в каждом областном центре были бы уместны памятники алашординцам, ведь в состав движения входили представители практически всех регионов Казахстана, а также нынешних приграничных районов России и Узбекистана. И подавляющее большинство из них стали жертвами политических репрессий в 30-е годы. В депутатском запросе мы также отметили, что здание, находящееся в Семее, где размещалось правительство Алашорды, необходимо преобразовать в музей. Считаю, что этим мы только отдали бы должное своим предшественникам. Со своей стороны партия «Ак жол» решила профинансировать выпуск 2-томного исследования, подготовленного советником партии Ханбибі Есенқарақызы, где собраны и переведены с арабской графики на современную казахскую письменность материалы, опубликованные в газете «Ак жол», которая была трибуной «Алаша» и выпускалась в 1920-1926 гг. под редакцией одного из выдающихся деятелей движения Султанбека Кожанова. Однако нельзя ограничиваться лишь изданием книг. Какой толк, если они будут лежать и пылиться на полках библиотек? Нужно пробуждать массовый интерес к этой тематике, продолжать дело и идеи «Алаша» во всех сферах — и в государственном строительстве, и в экономике, и в общественной жизни. Конечно, невозможно решить все подобные вопросы на одной конференции. Для продолжения работы в этом направлении ДПК «Ак жол» планирует организовать ежегодный конкурс публикаций среди студентов, молодых ученых и журналистов по тематике «Алаша». В целях расширения аудитории, избавления от необоснованных мифов будет утверждена отдельная номинация конкурса для работ, вышедших в русскоязычных СМИ. Победители конкурсов будут приглашаться для выступления с докладами на наши последующие аналогичные конференции. То есть мы намерены сформировать новую традицию широкого изучения, преемственности и развития подходов, некогда заложенных лидерами этого движения.
Впереди – 100-летие «Алаша»
- Хорошие намерения. Однако, наверное, нелегко одной партии брать на себя всю эту нагрузку?
Я уже отметил, что в этом вопросе мы далеко не одиноки. В частности, в настоящее время мы тесно сотрудничаем с Евразийским университетом, готовы и впредь работать совместно. «Алаш» не является собственностью какой-либо одной организации или партии, мы желаем, чтобы последователей «Алаша» было гораздо больше. В прошлом году партия «Нур Отан» организовала научно-практическую конференцию в честь 145-летия Алихана Букейханова, в работе которой участвовали многие акжоловцы, и я в том числе. Работы в этом направлении предостаточно и для других граждан и организаций. Но я хотел бы обратить ваше внимание на следующее. Через 5 лет, в 2017 году, исполнится 100 лет со дня основания движения «Алаш» и правительства Алашорды. Партия «Ак жол» считает, что эту дату необходимо отмечать на государственном уровне. Причем не в виде тоев или празднеств, а именно через вовлечение широкой общественности в осмысление ценности нашей независимости, наполнение ее глубоким политическим, экономическим и социальным содержанием. Мы рассматриваем предстоящее 100-летие «Алаша» как очень важное историческое событие и призываем правительство, Парламент, другие государственные органы и общественные организации приступить к его подготовке с сегодняшнего дня.