На прошлой неделе с рабочим визитом в Уральске побывал лидер партии «Ак жол», депутат мажилиса Азат Перуашев. Напомним, что раньше он возглавлял Национальную экономическую палату «Атамекен». График посещения у Азата Турлыбековича был весьма насыщенным. За три дня он успел пообщаться с акимом ЗКО Н.Ногаевым, посетить ряд объектов и провести с бизнесменами два «круглых стола», где поделился не только своим видением реализации Послания Главы государства и обсудил ряд проблем развития предпринимательства в регионе и стране, но и затронул другие острые социальные вопросы. Все самое интересное из публичного выступления мажилисмена в нашем материале. Что будет? - Нас ожидает очень тяжелый год. Будут проблемы и с наполнением бюджета, и с наличием средств на те или иные текущие вопросы. Поэтому правительству надо очень четко планировать степень актуальности задач, на которые будут направляться имеющиеся средства, и изыскивать возможности для формирования дополнительных источников бюджетирования, в частности – через развитие бизнеса, успешных предприятий, у которых расширяются доходы, а значит, и налогооблагаемая база. Хочу заметить, что целый ряд вопросов в нынешнем послании президента касается непосредственно развития экономики, индустрии, частного предпринимательства. Партия «Ак жол» изложила ряд предложений по его реализации. Есть и некоторые критические замечания в адрес правительства. К примеру, в 2009 году, давая старт первой пятилетке программы ФИИР, Глава страны поставил задачу, чтобы к сегодняшнему дню казахстанским производством было обеспечено 80% рынка строительных материалов, 50% внутреннего потребления лекарственных препаратов, чтобы 8% в общем объеме экспорта, включая экспорт нефти, металлов, составляла продукция казахстанского сельского хозяйства и многое другое. И где все это? К сожалению, мы не знаем. В связи с этим, наша фракция предложила правительству ввести ежегодные отчеты об исполнении конкретных поручений из Послания. Население должно знать, как это будет исполняться, и кто за это будет отвечать. О глухоте административной - Что интересно, в который раз Президент говорит о поддержке МСБ, однако все преференции у нас, почему-то, касаются только малого бизнеса. Мы объясняем: чтобы бизнес рос, надо и на средний тоже какую-то поддержку распространять. Иначе своих бизнесменов мы фактически выставляем конкурировать с гигантами в ВТО. И это не правильно. Глава государства говорит одно, в реальности – видим другое. Значит, либо кто-то страдает глухотой, в том числе, может быть, административной, либо наблюдается непонимание сути экономических процессов. Ведь по сути, что происходит сегодня? Как только предприятие разрастается и у него появляется возможность наращивать обороты, оно искусственно дробится, чтобы не перейти в средний бизнес и не потерять те льготы, которые даются для МБ. Если бизнес дробится на несколько составляющих, он лишается возможности увеличивать доходы. «Справедливый» НДС - Что касается поддержки казахстанских производителей – это принципиально важная тема. Во всем мире есть требование, когда иностранные недропользователи заходят в страну, они обязаны брать лицензию у производящей компании на то оборудование, которое они у себя используют, и налаживать с местными компаниями производство заменяемых услуг и деталей к нему. То есть постепенно так можно создавать здесь базу, пусть это будет машиностроение, текстиль или что-то другое. Мы потребовали, чтобы был принят закон об офсетной политике, который был в свое время разработан, но потом, почему-то, заторможен. Мы бьемся за введение дифференцированных отраслевых ставок налогообложения НДС, потому что в каждой отрасли разная рентабельность. А у нас НДС платят одинаково: что нефтяники, что пастухи – 12%! Во всем мире эта ставка зависит от отрасли и ее прибыли и может разниться от нуля до 28 процентов. Правительство по этому поводу нам ответило, что, мол, они отказываются вводить дифференцированные ставки НДС, потому что их трудно администрировать. Но подождите, это же работа чиновников налогового комитета! Бизнес – командный вид спорта - В прошлом году мы съездили в Самару, прошли таможенные посты, посетили торговые центры, поговорили с местными дилерами. И что вы думаете? Население казахстанские товары знает и хорошо о них отзывается. Но при этом на полках в магазинах их нет. Дилеры говорят, что казахстанские бизнесмены не хотят работать цивилизованно. Каждый из них действует сам по себе, не желая признавать правила и работать над маркетингом. Мол, отправил груз, платите за него немедленно. Какая компания пойдет на такие условия? Российский рынок большой, у них крупные торговые сети, они работают с определенными дилерами, а не с отдельными поставщиками. А наши пытаются диктовать свои условия. Там еще есть такой важный момент, который тоже надо обязательно учитывать. Дело в том, что у нас по-разному выстроены экономики. В Казахстане очень сильная доля малого бизнеса, а в России МБ такого развития не получил, там большая часть государства в экономике, поэтому крупные компании играют ведущую роль. Что, к примеру, в связи с этим происходит с казахстанским алкоголем? Ему практически объявили торговую войну, хотя если сопоставить взаимные обороты, мы ввозим раз в пять больше. В чем проблема? Оказывается, компания, которая хочет работать в России, должна иметь свой оплаченный капитал на уровне, скажем, 10 млн. рублей. На наши деньги – это 50 млн. тенге, которые надо положить и заморозить. У какого из местных ИП есть такая возможность? Поэтому казахстанским предпринимателям необходимо объединяться в консорциумы, открывать торговые Центры, либо находить там российских партнеров, с которыми можно работать. Бизнес – командный вид спорта. И если мы хотим двигаться на рынки в Россию, надо играть по их правилам. Одиночные заскоки ничего хорошего и системного не дадут! Индустриальная зона – не пустая земля - Индустриальная зона – это вообще суперидея. Я был в такой зоне в Китае, Турции, Германии, США. Ты заезжаешь на территорию, она огорожена, там даже свои таможенники и налоговики работают, построены административные и производственные помещения, где есть вода, электричество и все остальное. То есть ты просто ставишь свое оборудование или арендуешь его и можешь выпускать продукцию. У нас под индустриальную зону отвели 300 гектаров земли, но там нет ничего. Разве это индустриальная зона? Это просто земля, которую надо еще осваивать. Должен быть инвестор, как делают, к примеру, в той же Турции. Компания заходит, все это строит, а потом берет под свое управление. Государство при этом компенсирует расходы на инфраструктуру – что включает проведение всех коммуникаций, но в течение 15-20 лет эта компания управляет данным процессом и получает прибыль. Здесь нужно идти по пути укрупнения бизнеса, объединять свои усилия, для этого есть корпоративная система управления. Самообман с самозанятыми - Все-таки поставщики и торговля «купи-продай» – это тоже бизнес. Вспомните 90-е годы, с чего начался малый бизнес? Когда закрылись заводы, мужчины страдали, лежа дома на диване, а женщины, чтобы прокормить детей, занимали первые 100-200 долларов и ехали в Китай или Турцию, закупали товар, а потом перепродавали его здесь. С этого и пошел малый бизнес, который, по сути, создали женщины. Но проблема в том, что мы не создали условий, чтобы эти люди переходили к собственному производству, потому что опять же поддерживаем малый бизнес, а средний – нет. Приоритет, особенно в рамках Таможенного Союза, должен быть сделан на отечественную промышленность, потому что это еще и проблема безработицы. Если бы людям, которые сегодня мерзнут, торгуя в контейнерах, предложили вернуться на заводы, где гарантированно можно получить жилье, нормально выйти на пенсию, многие сделают это. Такую категорию граждан сегодня называют «самозанятые», но это большой обман статистики. По сути, это безработные люди, которые не делают пенсионных отчислений и, выйдя на пенсию, могут остаться ни с чем. И при этом мы еще подняли пенсионный возраст для женщин. Если женщина в 57 лет не имеет работу, то и до 63 лет она ее не найдет. Это самообман! Поэтому эту проблему должны решать по-другому, не путем поощрения самозанятых, а путем создания крупных производственных предприятий. Рассчитывать на себя - Если говорить про доступность финансирования сельского хозяйства, то, наверное, необходимо все-таки создавать государственный Агропромбанк, потому что сегодня с КазАгро непонятно что происходит. Миллиарды вкачиваются, а что с ними делается, куда эти деньги идут, никому не понятно. У людей, которые там работают, миллионные оклады, премии, а до сельского хозяйства ничего не доходит. Хотя Президент говорит, что надо развивать наш агропромышленный комплекс. Ведь Казахстан, с точки зрения сельского хозяйства, на самом деле – очень перспективная страна. Мы можем прокормить и себя, и миллионы других людей. Но видимо, нынешние инструменты пока недостаточно эффективны. То же самое машиностроение. Оно поднимается в стране за счет государственных вливаний. А это не рыночная экономика. Если завтра государство прекратит политику казсодержания, эти предприятия «накроются». Они не конкурентоспособны сегодня. Насколько бизнесмены готовы двигаться дальше? Если к 2020 году субсидирование прекратится, что станет с этими предприятиями, не останутся ли они в степи горой металлолома? На этот проблемный вопрос, как и на многие другие, у меня нет ответа… Понятно только одно, что никто за нас эту жизнь лучше не сделает. Это наша страна.
Галина КАРЕНСКИХ