Сегодня состоялось заседание межведомственной Комиссии по вопросам предпринимательства под председательством первого заместителя Премьер-Министра А.Смаилова, в ходе которого был заслушан отчет министерства нацэкономики о регулировании предпринимательской деятельности за 2020 год (с докладом выступил первый вице-министр МНЭ Т.Жаксылыков).
Отчет в основном касался проверок: Генпрокуратурой зафиксировано 15 тыс. проверок по особому порядку, 35 тыс. проверок профилактического контроля, 48 тыс. внеплановых. По данным ГП, проверки малого бизнеса сократилось в 7 раз)).
Также приведены данные об анализе регуляторного воздействия по 84 проектам НПА, работе по информатизации, ситуации в сфере саморегулирования.
Я спросил Т.Жаксылыкова, почему в докладе не отражены другие вопросы, ведь регулирование бизнеса - это не только проверки. Это еще и поддержка бизнеса.
Например, парламентская фракция демпартии «Ак жол» еще пару месяцев назад направила Правительству деп.запрос о неисполнении на местах обязательств по субсидированию затрат пассажирских автоперевозчиков для социально-уязвимых категорий граждан. Получили промежуточный ответ, что проблема требует изучения до 27 июня. Между тем, один за другим частные автопарки оказываются в предбанкротном состоянии. Сегодня вышли на забастовку водители в Актобе, где водители получают з/п по 25 тыс тенге, потому что социальные перевозки убыточны, а субсидии так и не поступают. Остановка пассажирских перевозок грозит коллапсом не только для бизнеса, но и для населения, это же очевидно.
А.Смаилов отметил, что недавно Правительство провело совещание, дало необходимые поручения по субсидированию автопарков. НПП эту тему не поднимает, поэтому такое впечатление, что вопрос снят.
На это пояснил, что буквально вчера у меня были представители автопарков, которые стоят на грани разорения, и сегодняшние события в Актобе (а до того обращались автопарки из Нур-Султана, Шымкента, ВКО и др.) - только подтверждают, что проблема не решена.
Договорились, что снова передам и наш депутатский запрос, и нынешнее обращение лично А.Смаилову.
Другой вопрос: почему в докладе о регулировании предпринимательства никак не отражена ситуация с деятельностью мониторинговых групп? Они по своему усмотрению проверяют и штрафуют бизнес, третируют неугодных - а данных об их «проверках» вообще нет. Фактически сегодня «мониторинг» превратился в дополнительный прессинг: чтоб избежать гигантских штрафов, предприниматели вынуждены «отмечаться» - уплачивать регулярную «дань», на местах известны ставки такой дани.
Между тем, деятельность этих групп носит неправовой характер, она не предусмотрена и не урегулирована ни одним законом и прямо противоречит Предпринимательскому кодексу, о чем фракция «Ак жол» неоднократно обращалась с запросами в Правительство и Генпрокуратуру. А правовая неурегулированность приводит к беспределу, вседозволенности и безответственности таких «проверяющих».
По Предпринимательскому кодексу проверки могут проводить только специалисты уполномоченного ведомства, на предмет соблюдения норм которого проходит проверка. Между тем, санэпидемврачи не участвуют в этих проверках соблюдения эпид.норм, их проводят акиматы, полиция, активисты - кто угодно. Санврачи только выписывают штрафы, причем по протоколам, событий которых сами они не видели, не фиксировали. Мы требовали отрегулировать законом эту деятельность и защитить бизнес от беспредела.
Т.Жаксылыков считает, что проблема уже неактуальна благодаря системе «Ashyq». Пришлось напомнить, что по сегодняшним данным эту систему используют только 8 тыс. объектов бизнеса, тогда как субъектов предпринимательства более 1 миллиона. Так что это капля в море. Кроме того,
программа «Ashyq», при всей ее актуальности, нуждается в доработке. Мы поддерживаем ее внедрение, но она пока не оказывает решающего влияния на облавы мониторинговых групп. Скорее всего, сокращение жалоб связано с тем, что бизнес приспособился «отмечаться».
Предприниматели согласились с меньшим злом, чем штрафы – фактически, их обложили дополнительным налогом.
Но это внеправовая практика, которую нужно прекращать и четко урегулировать законом: что могут, а чего не могут требовать такие группы, и как бизнесу защитить свои права.
Тимур Жаксылыков парировал, что посещения мониторинговых групп не являются государственным контролем, это контроль «общественный», а потому его нельзя регулировать/ограничивать законом.
Пришлось напомнить, что бизнес находится под защитой государства, поддержка предпринимательства является государственной политикой. Поэтому все допустимые виды контроля и порядок их проведения предусмотрены Предпринимательским Кодексом.
Если же каждый желающий будет врываться и штрафовать - то такая вакханалия очень быстро или уничтожит экономику, или вытолкнет её в тень.
О развитии экономики можно будет забыть.
Более того, своим утверждением первый вице-министр нацэкономики фактически признал, что деятельность мониторинговых групп является незаконной, раз она противоречит Предпринимательскому кодексу. Второе - если мониторинговые группы являются «негосударственными», то почему их возглавляют госслужащие, а штрафы назначаются в государственный бюджет?
Только потому, что это исключительно государственный контроль, а следовательно он должен проводиться исключительно в рамках закона, где надо четко прописать пределы полномочий мониторинговых групп, чтобы их действия не превращались в самоуправство.
Алихан Смаилов поддержал нас, отметив, что и ему бизнесмены сообщают о беспределе и вымогательстве мониторинговых групп. Он напомнил Миннацэку, что по поручению Президента разрабатывается законопроект об облегчении условий для бизнеса. В этой связи первый вице-премьер поручил подготовить поправки по законодательному урегулированию деятельности мониторинговых групп и защите прав предпринимателей от их перегибов и вымогательств. Если ранее эти группы создавались как временная мера, то сегодня они стали постоянной практикой. В результате их давление на бизнес остается за рамками правового регулирования и это создает условия для злоупотреблений.
На замечание Т.Жаксылыкова, что для этого нужно официальное поручение, А.Смаилов подтвердил, что поручение является официальным и будет оформлено по итогам данного совещания.
А ведь депутаты Демпартии «Ак жол» добивались этого понимания больше года, направили ряд депутатских запросов в Мажилисе.
Будем надеяться, что нас наконец услышали, готовы с таким же упорством поработать над названным законопроектом.