Вчера в центральном офисе Демпартии «Ак жол» состоялось обсуждение проблем признания сделок недействительными. С изложением позиции налоговых органов выступили вице-министр Министерства финансов Ержан Биржанов и зам.пред комитета госдоходов (КГД) Жаныбек Нуржанов.
Как известно сейчас на рассмотрении в Мажилисе находится законопроект по внесению изменений в действующий Налоговый кодекс. Демпартия «Ак жол» направила ряд поправок, которые предусматривают лишение налоговых органов права подавать судебные иски о признаниисделок недействительными и перевод данных дел из гражданского – в административное судопроизводство, для предоставления предпринимателям реальной возможности доказать законный характер своих действий.
Как сообщил Е.Биржанов, налоговыми органами подано более 14 тыс подобных исков, из которых суды удовлетворили более 10 тыс, отказали (т.е. защитили бизнес) в 1 тыс. случаев, остальные иски на рассмотрении. Нужно иметь в виду, что всего плательщиками НДС является около 130 тысяч предприятий, т.е. налоговики подвергли повторному налогообложению уже более чем каждого десятого из них, и эта лавина исков продолжает нарастать.
Минфин получает сигналы о возмущении предпринимателей этой практикой и готов к обсуждению и поиску более приемлемых решений, которые позволили бы обеспечить полноту уплаты налогов с одной стороны, и справедливое рассмотрение претензий бизнеса – с другой. Но при этом сослался, что для проведения полноценных расследований у налоговых органов нет ни возможностей, ни полномочий. В то же время, он указал на значительный рост объёмов обналичивания средств, что свидетельствует об усилении теневых коррупционных оборотов в экономике.
В ходе дискуссии выступила советник председателя Демпартии «Ак жол», юрист и предприниматель Антонина Ан (Жамбылская область), указавшая на неравноправие госорганов и бизнеса в ходе гражданских дел. Она напомнила, что именно для рассмотрения таких споров введено административное судопроизводство.
Передача исков по признанию сделок недействительными в административное (и даже уголовное) производство тем более оправдано, что предусматривает сбор сторонами доказательной базы и выявление всех обстоятельств, включая определение реальных виновных (если претензии обоснованы). В то время как при подаче исков налоговыми органами в гражданском порядке, истинные организаторы схем по уклонению от налогов («обнальных фирм») заведомо выводятся за рамки рассмотрения. В результате, добросовестные предприятия (покупатели товаров, работ и услуг) подвергаются повторному налогообложению, тогда как мошенники (недобросовестные поставщики) безнаказанно продолжают свои манипуляции и ничем не рискуют.
Сегодня в рамках гражданского судопроизводства налоговые органы, не имея полномочий и права на проведение расследований, даже без сбора доказательств, просто возбуждают иски и подают их в суд, а суды, мотивируясь «интересами бюджета», не принимая во внимание доказательства предпринимателей, массово штампуют решения в пользу налоговых органов. Речь идёт не просто об ущербе для бизнеса, но нередко – о сознательном доведении до банкротства. «Я вам покажу решения суда, где на небольшие компании доначисляют налоги и пеня на сотни миллионов, и срок погашения этих доначислений составляет месяц. Откуда у среднего предпринимателя свободные 200-300 миллионов в кармане? Покажите такого! Даже если у него в обороте и основных средствах большие суммы, разом перевести их в кэш и заплатить нереально. А значит – банкротство и закрытие здорового бизнеса» - возмутилась Антонина Анатольевна.
В этой связи она однозначно высказалась за передачу делопроизводства по признанию сделок недействительными органам экономического расследования Агентства финмониторинга.
Зампред КГД Ж.Нуржанов парировал, что добросовестные предприниматели могли бы в свою очередь подать иск на подставивших их контр-агентов в порядке реституции (восстановления положения до сделки), с возмещением понесённого ущерба. Но о таких исках никому не известно.
На это замечание отреагировали другие участники обсуждения, указав на огромную госпошлину при том, что предприятия после многомесячной остановки уже находятся на грани разорения, а результаты таких исков непредсказуемы.
От Союза машиностроителей выступила адвокат Жанна Сейдалина. Она считает, что признание сделок недействительными можно решать в гражданском порядке, но не в целях признания сделок недействительными, а в целях возмещения ущерба государству. По её мнению, это позволит предпринимателям доказывать свою правоту.
Она также подняла вопрос и о признаниинедействительной регистрации юрлиц, где практика и острота проблемы идентична теме недействительности сделок. Жанна Сейдалинавыразила признательность депутатам фракции «Ак жол» за внесённые предложения, но обратила внимание, что даже если в результате наших усилий будет найдено правильное решение проблемы, то за бортом останутся интересы тех тысяч предпринимателей, в отношении которых уже вынесены судебные решения, ведущие их к банкротству. У каждого из них десятки других контр-партнёров, и через год будет идти речь не о 14 тысячах предприятий, а в 2-3 раза больше, а это уже каждый третий налогоплательщик НДС, причём в основном это средний бизнес. В этой связи она предложила провести налоговую амнистию в отношении таких коллег, и как минимум – предоставить им рассрочку на выплаты по таким доначислениям.
Председатель Ассоциации застройщиков Виктор Микрюков поддержал аргументы предыдущих спикеров и предложения Демпартии «Ак жол». Он обратил внимание, что проблема недействительных сделок и отмены регистрации юрлиц наиболее остро касается строительных компаний, которые закупают стройматериалы у сторонних организаций у контрагентов и часто оказываются жертвами таких ситуаций. Микрюков обратил внимание на то, что уже есть случаи, когда источником признания сделок недействительными выступали квазигоспредприятия. По логике вещей, если суд признает их действия недействительными,то квазигоспредприятия надо ликвидировать.Но их никто не ликвидирует и крайним остается частный бизнес. Это нарушает Конституцию, которая говорит о равноправии частного и государственного сектора. Поэтому В.Микрюков категорично высказался в поддержку рассмотрения таких исков в административных судах.
Директор завода ЖБИ из Караганды Леонид Щеглов выразил благодарность Демпартии «Ак жол» за понимание нужд производителей. Их заводу сегодня предъявлены иски на 1 миллиард 851 миллион тенге за фиктивную (недействительную)сделку, совершенную контр-агентом 4-го звена, т.е. контр-агентом контр-агента контр-агента их контр-агента (!). И за одну сделку постороннего субъекта, налоговики доначислили к взысканию весь годовой оборот завода (!) за отчетный период. Как рассказывает Л.Щеглов, у завода сотни контрагентов и поставщиков, их предприятием построены теплотрассы, школы, другие объекты. В годовом обороте сидят материалы (более 50% оборота), зарплата рабочих (около 25% оборота), обслуживаниеоборудования и техники (одних мостовых кранов 25 машин в работе), запчасти, ГСМ, электричество. Те же налоги более 300 млн.тг.. Откуда нам оплатить эти 1,8 млрд? Отобрать годовую зарплату у 250 рабочих? Продать технику? Вернуть поставщикам цемент, щебень, арматуру? Они уже в объектах. Вы же убиваете действующее предприятие.
Откуда нам знать, уплатили ли налоги поставщики поставщиков наших поставщиков? И ведь их никто не трогает, они ходят дальше. Где презумпция невиновности,предусмотренная предпринимательским кодексом и здравым смыслом? А к нам приходят с предложениями всё «развести» за определённую цену. Остановите это беззаконие под названием «признание сделок недействительными»!
Вице-министр Е.Биржанов тут же заявил, что поручит провести проверку по изложенной информации, включая коррупционные предложения неких лиц и предложил Л.Щеглову задержаться после дискуссии.
Адвокат Марат Турлыбаев подчеркнул, что предъявляя иски о фиктивности сделок, налоговики «доят умирающую корову». Он считает, что действующее законодательство теоретически позволяет предпринимателям защищать свои права, но их игнорирует судебная практика. Проблемы не столько в законах, сколько в их применении. Налоговики свою обязанность собирать доказательную базу вешают на суды, даже не проводя проверку. А суды, в силу перегруженноститоже не заморачиваются: из поданных исков 94% решены в пользу фискальных органов. Нужно обязать налоговиков подтверждать свои сомнения материалами проверки. Он также поддержал, что более эффективно было бы решать такие вопросы через административно-процессуальный кодекс, а не через гражданское производство, где судьи завалены десятками дел. Он также предложил провести такое обсуждение с самими судьями. Я пообещал обсудить это предложение с руководством Верховного суда.
Представитель Казахстанской ассоциации предпринимателей Ботакоз Садуова указала, что нормы Налогового кодекса (пп.1 п.10 ст. 19 НК РК), которые даютправо налоговикам подавать иска по признанию сделок недействительными –прямо противоречат ст.157-158 Гражданскому кодексу. В Гражданском кодексе предусмотрено только два основания недействительных сделок: оспоримость (когда сделка может быть совершена, но произведена с нарушениями), или ничтожность(когда сделка заведомо незаконна). Сегодня тысячи исков находится в гражданском судопроизводстве в ходе которых эти основания и необходимые доказательства оспоримости или ничтожности подменяются мнением налоговиков о «способности» или «неспособности» предприятий вести свою деятельность по наличию или отсутствию техники, складов, работников. Но это оценочные суждения, которые не имеют правовой силы и не должны подменять изучение фактических доказательств, которыми в действительности никто не занимается. А признание сделок ничтожными (с преступным умыслом) может признаваться только приговором суда и исключительно в уголовно-процессуальном порядке.
Ботакоз Садуова считает, что рассматривать сделки нужно через уголовно-процессуальный кодекс в рамках уголовного расследования с тем чтобы реально наказывать мошенников и разделять их от добросовестных предпринимателей.
«Мы видим единственное и правильное решение проблемы то, которое предложила фракция «Ак жол»: лишить налоговые органы правом предъявлять иски о признании сделок недействительными, передать это право органам расследования. И горячо его поддерживаем» - добавила Б.Садуова.
Ерлан Кайсенов руководитель «Иртышторг» из ВКО поднял несколько проблем рассматриваемой темы. Во-первых,иски подаются с нарушением срока исковой давности. Для малого бизнеса срок исковой давности предусмотрен 3 года, но его малому предприятию (10-12 сотрудников) предъявили за сделки, совершенные более 4 лет назад. Второй вопрос – подсудности. На их предприятие в ВКО иск подал Павлодарский ДГД, хотя они никогда с Павлодаром не работали. Там объявился контр-агент контр-агента их контр-агента. Но вместо претензий к мошеннику, налоговики решили обратить взыскание на реально действующее предприятие. Скорее всего, просто потому, что у него есть какие-то активы, а те, возможно, «пустышки».
Третий вопрос – регрессный характер применения санкций. Так, на момент сделки их контр-агент по данным самих налоговых органов был добросовестным, более того, местный акимат документально подтвердил, что проданная продукция выращена этим производителем. Но спустя 2 года он совершил сделку с участником другой сделки, которую позже признают недействительной. И на этом основании, налоговые органы «отматывают» время назад и делают крайнимпредприятие «Иртышторг», имевшее дело с их контр-партнёрами за два года до совершения нарушения.
При этом, Верховный суд не принимает к рассмотрению кассационные жалобы предпринимателей на предвзятые решения судов первых инстанций по таким искам.
До того, как необходимые изменения в закон будут приняты, Е.Кайсенов предложил ввести мораторий на предъявление налоговыми органами исков по признанию сделок недействительными.
Налоговый юрист Айжан Балакешова в этот день опубликовала своё обращение к президенту К.Токаеву о губительности для бизнеса нынешней практики признания сделок недействительными. В то же время, она бесполезна и для государства: по её данным, из начисленных по таким искам к уплате в бюджет 190 млрд.тг в бюджет поступило лишь 4 млрд, т.е. 2%.
На нашем обсуждении она также подтвердила, что ДГД заранее накладывает взыскание на банковские счета предприятий,не дожидаясь решения суда и изымает эти средства. А потом предприниматели вынуждены судиться, чтобы вернуть незаконно изъятые средства – в частности, так происходит в г.Алматы.
Эта проблема превратилась в снежный ком, который погребает под собой тысячи действующих предприятий без какой-либо значимой отдачи для бюджета.
Позже Вице-министр Е.Биржанов привел свои данные, что из начисленных 600 млрд тг в бюджет реально поступило 125 млрд тг, т.е. порядка 21%.
Далее выступил председатель Ассоциации налоговых консультантов Сакен Карин который сослался на то что налоговые органы вместо выявления реальных нарушений, подменяют эту работутремя доводами: отсутствие трудовых ресурсов, отсутствие материальных активов, отсутствие импорта материалов. В Нормативном постановлении Верховного суда п.6 обязывает налоговиков до подачи иска провести камеральный контроль и налоговые проверки, чтобы выявить нарушения у поставщиков.
И пока не будут выявляться нарушения у поставщиков – теневая цепочка не разорвётся. Однозначно нужно забрать у налоговиков право подачи исков. Вместо надуманных критериев, нужно ввести принцип деловой цели. Если госкомиссия приняла в эксплуатацию объекты – то такие расходы должны идти на вычеты, это же реальные материалы и работа.
Мадия Кенжебаева, резидент Ассоциации налоговых консультантовзаострила внимание на проблеме отмены регистрации/перерегистрации юридических лиц. Есть случаи, когда учредители уличенных в мошенничестве юрлиц заявляют, что не собирались заниматься предпринимательской деятельностью. Но однако им позволяют снова и снова регистрировать другие предприятия вместо закрытых. Это нужно прекращать.
Другая тенденция: суд СМЭС Алматы признал недействительной перерегистрацию предприятия, у которого уплата налогов составляет в год создания (2018 г.) 343 млн, за 2019 г. 691 млн тг. И как по записке одного участника такое предприятие признают недействительным? Кто тогда заплатил этот миллиард налогов? И почему тогда этот миллиард не идёт в зачёт налогов его покупателей, которым доначислили НДС и КПН?
Бауыржан Бахытбеков из Кызылордывозмущен тем, налоговые органы подают иск в суд о признании сделок недействительными без проведения проверок просто по результатам камерального контроля. При этом,выявленные камеральным контролем недочеты могли быть спокойно устранены предпринимателями самостоятельно, если бы налоговые органы обратили на них его внимание. Где «сервисный подход»? Вы же собираетесь помогать бизнесу, а по факту разоряете – высказался предприниматель.
Ассоциация экспортёров зерна «Kazgrain» сообщила о фактах признания сделок недействительными в отношении 10 крупныхэкспортеров зерна за то, что они приобретали зерно у крестьянских хозяйств. Выясняется, что эти хозяйства закупали зерно, незаконно ввезенное из России, но при этом все подтверждающие документы у этих хозяйств имеются.
Почему налоговые органы, вместо выявления и наказания незаконных импортёров российского зерна, наказывают тех, кто добросовестно его приобретал, доверившись официальным документам?
Прошла бурная и полезная дискуссия. Поблагодарил представителей Минфина за участие в работе круглого стола, которые заведомо знали, что не услышат ничего приятного, тем не менее, пришли и выслушали все комментарии и предложения. Как сообщил Вице-министр Е.Биржанов, он пометил для дальнейшей проработки более 15 предложений и позиций, которые были озвучены участниками. Ряд прозвучавших претензий по конкретным случаям также взят им на заметку (как обвинение Л.Щеглова в вымогательстве налоговиков в Караганде и др.), отдельные примеры будет предложено вынести на рассмотрение Апелляционной комиссии Минфина. Результаты будут представлены в «Ак жол».
Отдельно выговорил представителям Минфина за «пилотные проекты», которые стали способом вводить новые механизмы в обход обсуждения в Парламенте. В конкретном данном случае – речь о т.н. «должной осмотрительности», которая вводит очередную платную услугу НПП, без реальной защиты от фискальных санкций. Налоговые консультации – это конкурентное поле, и вводить там очередную олигополию – антирыночно. В этой связи припомнил чиновникам эпопею с введением обязательной маркировки, которая, как фракция «Ак жол» и предупреждала с 2014 года, постепенно становится налогом на каждого казахстанца в пользу ещё одной частной компании.
Договорились, что через неделю продолжим это обсуждение на аналогичном круглом столе в Караганде.