Азат Перуашев
Подборка некоторых результатов работы Демпартии «Ак жол» в 2024 году, нашедших отражение на моём Телеграмм-канале
● С 1 января был введён фискальный контроль мобильных переводов.
Фракция «Ак жол» раскритиковала это решение, как тотальный контроль за
гражданами и малыми предпринимателями, вместо контроля олигархов (https://t.me/peruash/10687)
После требований Демпартии «Ак жол», министр национальной экономики Байбазаров дал обещание пересмотреть данный вопрос (https://t.me/peruash/10835).
● 23 января - землетрясение в Алматы.
Как показали события,
наша критика предыдущим летом формального характера обучения действий населения
в подобных ситуациях, как и материального положения НИИ Сейсмологии была более
чем обоснованной.
Ниже - цитата
из поста от 5 июля 2023 г.:
«В 2017 году фракция
«Ак жол» направила возмущенный депзапрос правительству о прекратившемся
финансировании сейсмостанций. Финансирование было возобновлено. Но и сейчас
положение коллектива крайне непростое, здание института не ремонтировалось с
1989 года, сейсмостанций и лаборатории замерли в прошлом веке, зарплаты
именитых сейсмологов - ниже учителя в средней школе». (https://t.me/peruash/9407,
https://t.me/peruash/9413).
● 24 января: Система оповещения «даже не почесалась» -
сделать выводы из Алматинского землетрясения – депутатский
запрос фракции «Ак жол» (https://t.me/peruash/10721)
● В ходе разбирательства о причинах провала аварийной системы оповещения во время землетрясения в Алматы
23-24 января, руководство ДЧС города заявило, что «включение сирены создало
бы панику». Поэтому, мол, нужна не сирена, а информирование граждан о порядке
их действий.
Тем самым руководство ДЧС утверждает, будто
существующая система подразумевает только сирену, а оповещение граждан в ней не
предусмотрено.
Между тем, ещё в 2014 г. был принят закон «О
гражданской защите», п.6 ст.5 которого прямо гласит, что при задействовании
сигнала «Внимание всем!» (т.е. сирены), «система оповещения должна обеспечить
многократно повторяемое доведение информации … о порядке действий людей в
сложившейся ситуации».
То есть, сирена служит лишь для привлечения внимания
граждан. Далее должны были передаваться инструкции для населения о порядке их
действий, путях эвакуации, местах сбора и получения медицинской и иной помощи и
т.д.
Поэтому когда руководители ДЧС говорят о необходимости
внедрения системы оповещения - то они всего лишь повторяют требования закона,
действующего уже 10 лет. А они должны были не повторять, а выполнять эти
требования.
Как известно, 25 января президент поручил Антикору
расследовать причины провала аварийной системы оповещения.
Надеемся, что в рамках выполнения его поручения, соответствующие службы обратят внимание и на указанный момент. (https://t.me/peruash/10783)
● 31 января 2024 г. фракция «Ак жол» в
очередной раз потребовала завершить и опубликовать итоги расследования авиакатастрофы 2019 г.
Как сообщают госорганы, вопрос все ещё «рассматривается» (https://t.me/peruash/10770)
● 1 февраля 2024 г. - Мы сделали это!
После многочисленных требований фракции «Ак жол», Комитет госдоходов Минфина с
12 февраля запретил своим региональным департаментам подавать иски о признании сделок недействительными (https://t.me/peruash/10779).
Примеры наших обращений по этой проблеме:
- 31 мая 2023
г. (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/dempartiia-ak-zhol-trebuet-zashtitit-dobrosovestnj-biznes-i-otmenit-priznanie-sdelok-nedejstvitelnmi-po-iskam-nalogovh-organov);
- 3 августа
2023 г. (https://t.me/peruash/9529)
- 27 сентября
2023 г.) https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/zapretit-nalogovm-organam-iniciirovat-iski-o-priznanii-sdelok-nedejstvitelnmi);
- 18 октября 2023 г. (https://akzhol.kz/ru/blog/ak-zhol-trebuet-ostanovit-bespredel-s-priznaniem-sdelok-nedejstvitelnmi) и т.д.
●5 февраля - смена правительства.
Президент
К.Токаев отметил
снижение темпов реформ правительством и акимами, и назвал это недопустимым,
что, видимо, и послужило основной причиной отставки предыдущего кабинета.
Для Демпартии
«Ак жол», как представителя отечественных промышленников и предпринимателей,
крайне важным прозвучало заявление Главы государства о неуклонном курсе на
либерализацию экономики. Более того, как отметил президент, - «Это единственный
путь, способный вывести Казахстан на принципиально новый уровень развития».
8 мая 2024 г. президент К.Токаев подписал соответствующий
Указ «О либерализации экономики».
Напомню, что аналогичное предложение разработать программу либерализации экономики фракция «Ак жол» направляла правительству 19 января 2023 года (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/dempartiia-ak-zhol-predlozhila-razrabotat-kompleksnuiu-programmu-liberalizacii-konomiki-vkliuchaia-prinuditelnoe-droblenie-krupnejshih-bankov#), но предыдущее руководство правительства ответило, что всё и так хорошо. Как видим, президент считает иначе, и мы разделяем такое убеждение (https://akzhol.kz/ru/blog/promshlennost-kak-karkas-nacionalnoj-konomiki).
●Почему мы поддержали кандидатуру Олжаса Бектенова: https://t.me/peruash/10795
● 7 февраля, на заседании нового
правительства президент К.Токаев заявил о недопустимости
повышения НДС.
В этом результате есть и доля упорства
Демпартии «Ак жол», всю осень 2023 г. выступавшей против этой идеи правительства:
-https://t.me/peruash/10829 (23 октября 2023 г.);
-https://akzhol.kz/ru/blog/ak-zhol-zhestko-raskritikoval-plan-pravitelstva-po-uvelicheniiu-nds (13
октября 2023 г.);
-https://akzhol.kz/ru/blog/dempartiia-ak-zhol-vstupila-protiv-povsheniia-nds-i-trebuet-provesti-parlamentskie-slushaniia-po-tomu-voprosu (19
октября 2023 г.);
-https://t.me/peruash/10324 (20 ноября 2023
г.);
- https://t.me/peruash/10829 и др.
● По требованию Демпартии «Ак жол», регионы снижают розничный налог:
После
неоднократных требований фракции «Ак жол» (более 30 запросов депутатов
Демпартии «Ак жол» в Мажилисе и маслихатах всех уровней), области и города
снизили розничный налог на малый и средний бизнес.
-https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/malomu-biznesu-nuzhn-spravedlive-nalogi
(26 апреля 2023 г.);
-https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/dempartiia-ak-zhol-trebuet-ot-akimov-vseh-regionov-ponizit-roznichnj-nalog-dlia-msb-do-2 (14 июня 2023 г.);
-https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/frakciia-ak-zhol-v-tretij-raz-predlagaet-pravitelstvu-akimam-i-maslihatam-ponizit-stavku-roznichnogo-naloga-na-malj-biznes
(15 ноября 2023 г.) и т.д.
В результате, с февраля 2024 г. регионы
начали принимать соответствующие решения о снижении розничного налога:
- Актобе, 13 февраля 2024 (https://t.me/peruash/10833);
- Шымкент, 23 февраля 2024 г. (https://t.me/peruash/10899);
- Петропавловск, 27 марта 2024 г.(https://t.me/peruash/11113);
- Кызылорда, 27 марта 2024 г. (https://t.me/peruash/11102)
- Кокшетау, 28 марта 2024 г. (https://t.me/peruash/11119)
и т.д.
Летом практически все регионы (кроме Алматы) снизили розничный налог, причём с 1 января 2024 г.
●Освобождение 15 предпринимателей в зале суда (https://t.me/peruash/11024)
Демпартия «Ак жол» спасла 15
предпринимателей от тюрьмы.
После публикации в телеграмм-канале
Михаила Козачкова (https://t.me/kozachkow/8582) и встречи с
адвокатами, фракция «Ак жол» направила депутатский запрос Генпрокурору РК о
незаконности привлечения к уголовной ответственности 15 предпринимателей,
пострадавших от вымогательств АО «Казтемиртранс» и сообщивших об этих
вымогательствах в Агентство по противодействию коррупции (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/zashtitit-predprinimatelej-ot-tiurm).
Несмотря на все обстоятельства, транспортная прокуратура требовала посадить
предпринимателей в тюрьму от 3 до 8 лет, с таким обвинением дело поступило и
рассматривалось в суде.
После депзапроса фракции «Ак жол» 13 марта
2024 г., суд приговорил к уголовной ответственности настоящих коррупционеров -
должностные лица АО“Казтемиртранс».
Представители малого и среднего бизнеса (15 человек) от уголовной ответственности освобождены (https://t.me/peruash/11117).
● 15 марта, выступая на Курултае в Атырау
президент К.Токаев поручил дифференцировать
меры наказания для организаторов наркобизнеса – и т.н. «курьеров» или
закладчиков, оступившихся впервые. На тот момент Уголовный кодекс предусматривал
для обеих категорий одинаковую ответственность – от 10 до 12 лет лишения
свободы.
В этой связи фракция «Ак жол» разработала и в мае внесла в Мажилис соответствующие поправки. Обсуждение было крайне непростым, изначально госорганы и рабочая группа отклонили предложения фракции «Ак жол» (https://t.me/peruash/11584). Однако в дальнейшем разногласия были преодолены и 2 января 2025 г. президент подписал закон, предусматривающий смягчение ответственности для впервые нарушившей закон молодёжи (от 5 лет) и ужесточающий наказание для организаторов наркобизнеса вплоть до пожизненного заключения (https://t.me/aqorda_resmi/22245).
● Демократическая партия «Ак жол», её депутаты, сторонники и бизнесмены активно участвовали в борьбе с паводками в апреле-мае 2024 г.: возводили защитные дамбы, эвакуировали и размещали граждан из пострадавших населённых пунктов, оказывали необходимую помощь техникой, плавсредствами, защитными костюмами, мешкотарой; продуктами питания и одеждой пострадавшим (https://t.me/peruash/11226; https://t.me/peruash/11130; https://t.me/peruash/11243; https://t.me/peruash/11291; https://t.me/peruash/11322; https://t.me/peruash/11243 и т.д.).
Как и требовали депутаты фракции «Ак жол» в депутатском запросе (https://t.me/peruash/11370), в рамках ликвидации последствий нынешних паводков и других чрезвычайных ситуаций, дачные дома, являющиеся единственным жилищем, - смогут признаваться полноправным жильём, а их жители - рассчитывать на соответствующую компенсацию (https://t.me/peruash/11382)
На Форуме депутатов маслихатов 3 октября 2024 г. президентом К.Токаевым была дана высокая оценка усилиям Демпартии «Ак жол» в борьбе с паводками, где он отметил, что предприниматели и депутаты «Ак жола» направили на помощь пострадавшим регионам более двухсот единиц техники и другую гуманитарную помощь, лично участвовали в эвакуации жителей, возведении дамб и ликвидации последствий наводнения (https://t.me/aqorda_resmi/20065). Такое внимание к нашему скромному вкладу в общее дело говорит, что Президент держит руку на пульсе и справедливо ценит труд каждого (https://t.me/peruash/12101).
● 6 апреля Глава государства подписал закон «По вопросам ведения бизнеса»,
где пресс-служба Ак орды, в ряду других новелл, особо отметила норму о
приоритетном обеспечении отечественных предприятий обрабатывающей
промышленности сырьем, добываемым в нашей стране.
Это требование было инициировано и стало результатом упорных дискуссий депутатов фракции Демпартии «Ак жол» (см.:https://t.me/peruash/2061; https://akzhol.kz/ru/blog/v-konce-goda-priniato-podvodit-itogi). Ее практическое применение должно привести к усилению национальных интересов в использовании природных богатств Казахстана, развитию и укреплению нашей экономики, внедрению технологичных переделов, перераспределению части доходов олигархических групп в пользу малого и среднего бизнеса (https://t.me/peruash/11209).
● 2 мая премьер О.Бектенов согласился с
требованиями Демпартии «Ак жол» освободить
от налогов пенсионные накопления граждан (https://t.me/peruash/11452).
Депутатский запрос с таким требованием фракция
«Ак жол» направила Правительству 18 октября 2023 г. (https://akzhol.kz/ru/blog/dempartiia-ak-zhol-predlagaet-osvobodit-ot-nalogov-investdohod-na-pensionne-nakopleniia-enpf).
Прежнее руководство правительства тогда не согласилось с нашей инициативой.
Однако тему продолжили коллеги сенаторы в запросах от 22 декабря 2023 г. и 12
апреля 2024 г. Кроме того, всё это время продолжались консультации Демпартии
«Ак жол» по вопросу освобождения пенсий от налогов с Минфином, Ассоциацией
финансистов и руководством ЕНПФ.
По мнению фракции «Ак жол», передавая на
целые десятилетия в распоряжение правительства и ЕНПФ значимую часть (10%) свой
зарплаты, граждане никак не вмешиваются и не участвуют в распоряжении ими. В
свою очередь, государство использует эти средства на различные цели по своему
усмотрению, не спрашивая и не советуясь с владельцами этих денег, в лице
вкладчиков ЕНПФ. В том числе, когда направляет сотни миллиардов на
неоднозначные затраты - такие, как финансирование убыточного КТЖ (https://vlast.kz/novosti/58673-173-mlrd-tenge-iz-enpf-napravat-na-zakup-zeleznodoroznyh-vagonov-kuantyrov.html)
и др.
Поэтому средства граждан в ЕНПФ десятки лет уже служат государству, как и налоги в бюджет. И требовать с них уплаты налога - это то же самое, что требовать налог с самого налога.
● После трёх депутатских запросов фракции «Ак жол» (см.ДЗ от 17 января 2024 г. (https://t.me/peruash/10690), заводу «Маревен Фуд» в Алматинской области частично возвращена сумма НДС, несправедливо удерживавшаяся в предыдущие годы (около 3,5 млрд из 7 млрд)
● 4 мая 2024 г.,
по неоднократным требованиям фракции «Ак жол», по заводам «Кублей» (Уральск), «Нуртау Темир» и молокозавод «Солнечный»
(Алматы),
«Дольче-Фарм» и «Kz Recicling» (Алматинская обл) и ряду других предприятий, снята угроза их
закрытия из-за нарушения санитарных зон акиматами при выдаче разрешений на жилищное
строительство (Пост
от 21 мая https://t.me/peruash/11517).
О проблемах с требованиями о закрытии
производственных предприятий - даже такого известного, как мясоперерабатывающий
комбинат «Кублей» в Уральске (считающийся вообще-то национальным мясным брендом
Казахстана) - Демпартия «Ак жол» сообщала и обращалась в Правительство,
направляла депутатские запросы премьерам и генеральному прокурору весь 2023 г.
и первое полугодие 2024 г. (См.например наши выступления за 27 июня 2023 г. https://t.me/peruash/9317; 11 октября 2023 г. - https://akzhol.kz/ru/blog/azat-peruashev-politicheskaia-monopoliia-pokrvaet-monopolii-v-konomike; 13 декабря 2023 г. https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/prekratit-rejderstvo-chinovnikov; 29 апреля 2024 г. https://akzhol.kz/ru/blog/vstuplenie-azata-peruasheva-na-pravitelstvennom-chase-v-mazhilise-po-novoj-promshlennoj-politike-s-uchastiem-ministra-promshlennosti-i-stroitelstva-ksharlapaeva-29-aprelia-2024-goda
и т.д.).
Через неделю после крайнего выступления
фракции «Ак жол» по данной теме в Парламенте и был подписан приказ министра
здравоохранения, снимающий эту проблему. В частности, установлено, что для тех
предприятий, которые исторически (более года) работали на нынешней территории,
санитарные нормы могут быть пересмотрены в сторону понижения. Т.е. возведение
(по сути, с незаконного разрешения акиматов) жилых домов в санитарной зоне
таких предприятий больше не влечёт
закрытие этих заводов.
Остаётся непонятным, почему не наказаны акимы, разрешившие строить жильё в зоне промышленных предприятий (пост от 26 июня, https://t.me/peruash/11671).
● Но порой ответы госорганов вызывали ещё больше вопросов. На депзапрос от 4 октября
2023 о необходимости создания энергетического машиностроения, правительство
ответило, будто в РК есть производство турбин, генераторов и т.п. агрегатов. На
самом деле в РК в промышленном масштабе ничего этого не производится. Т.е.
ответ правительства показывает невладение ситуацией, как результат – продолжаются
аварии на ТЭЦ, в т.ч. из-за срыва поставок оборудования. А своё производство
так и не наладили, хотя бизнес выражал такую готовность.
- На депзапрос от 15 декабря 2023 г. и от 14 марта 2024 г.о незаконном захвате собственности под предлогом борьбы с олигополиями, - когда забирают у добросовестного бизнеса, а отдают олигархам (на примере санатория в Сарыагашском районе Туркестанской обл) – получены ответы, игнорирующие очевидные факты, включая прямые нормы Конституции РК, и т.д.
● 17 мая 2024 г. президент К.Токаев
подписал закон, вводящий экзамены на
знание государственного языка, Конституции и истории Казахстана для получения
гражданства Республики Казахстан.
Такие требования Демпартия «Ак жол» неоднократно предлагала ввести в 2011 (https://online.zakon.kz/m/amp/document/31086666) и 2017 годах (https://akzhol.kz/kk/initiated-bills/migrated_4087). Мой пост: https://t.me/peruash/11498
● 5 июня 2024 г. фракция «Ак жол» признала работу правительства неудовлетворительной и проголосовала против
Отчета об исполнении бюджета за 2023 г.
Причины: план
поступлений за 2023 г. не исполнен более чем на 140 млрд тенге. При этом рост
налоговых поступлений был обеспечен путём авансовых платежей, путём
«выкручивания рук» предприятиям за прибыль, которой у них ещё нет.
Прямым следствием такой близорукости является провал финансирования и
неисполнение обязательств бюджета в 1 квартале очередного года.
Возмещение НДС в 2023 году сократилось в 2 раза и
показало худший результат за последние 9 лет. Задолженность бюджета по возврату
НДС по итогам года составила 594 млрд тг. То-есть, налоговая политика в
2023 г. не только не обеспечила запланированной доходности бюджета, но и
нанесла серьёзный ущерб интересам предприятий, вымывая и «замораживая» оборотные средства.
Расходы на обслуживание займов за 3 года выросли в 2
раза, в 2023 году на эти цели было направлено 4 трлн 258 млрд тенге, что
«съело» 28% от всех ненефтяных доходов.
Вторая причина – рост расходов на затратные программы
и сокращение финансирования реального сектора, что подрывает воспроизводство
доходов. За последние 10 лет доля реального сектора в расходах бюджета упала в полтора
раза до 16%, потенциал замещения расходов бюджета неуклонно подрывается.
Рост количества МСБ на 10%, превысив 2 млн субъектов сопровождается резким ростом доли ИП с 63% до
82%, что по оценкам ВАП, не исключает тенденций искусственного дробления бизнеса. Доля же среднего
предпринимательства за три года снизилась до 1,3%.
- Третья причина: сохраняющаяся паразитарная роль
квазигоссектора. Указ президента К.Токаева о либерализации экономики поручил Правительству провести масштабное
и ускоренное сокращение доли госсектора в экономике. Злободневность
этого поручения более чем очевидна.
Пост https://t.me/peruash/11579
● В ходе обсуждения проекта нового
Налогового кодекса, фракция «Ак жол» постоянно доказывает необходимость повышения подоходного налога (КПН) на банки до 30-35%:
- 26 июня https://t.me/peruash/11677:
-17
сентября, выступление на презентации НК в Мажилисе https://t.me/peruash/12036; https://t.me/peruash/12043
Соответствующие поправки направлены в рабочую группу Мажилиса, обсуждение продолжится в 2025 г.
Тема справедливого налогообложения
банков оказалась затронута и в Послании Президента 2 сентября 2024 г.
Так, Касым-Жомарт Кемелевич вновь отметил
необходимость справедливого вклада в бюджет страны со стороны банковского
сектора и необходимость дифференцированного налогообложения в этой связи.
Категорически поддерживаем такой подход и вынуждены напомнить, что ранее против
него высказывалось руководство АРРФР, в связи с чем 26 июня т.г. мы даже делали
вывод о лоббировании агентством интересов банков в ущерб государственным
приоритетам (https://t.me/peruash/11677).
В Послании Президент поставил точку в этой
дискуссии. Более того, одновременно он потребовал от банков увеличить
кредитование экономики, и в этой связи поручил Правительству и Нацбанку
проработать соответствующие меры. В то же время, возвращаясь к проекту
Налогового кодекса, К.Токаев ещё раз обратил внимание на необходимость сделать
его понятным для применения. Критика Демпартии «Ак жол» в отношении этого
документа была высказана нами на Пленуме Нацсовета партии с участием
вице-премьера и министра нацэкономики Н.Байбазарова 1 июля т.г. (подробнее
можно смотреть здесь: https://t.me/peruash/11699).
Кроме того, Касым-Жомарт Кемелевич очень
верно обозначил самое больное место налоговой политики, когда сказал, что
«Налоговый кодекс должен быть нацелен на выстраивание принципиально нового
налогового администрирования на основе доверия к налогоплательщикам».
Сегодня по факту налоговики в основном
«кошмарят» легальный бизнес, который добросовестно показывает все обороты и
оплачивает нужные платежи. Именно к таким предпринимателям, в результате
широкого распространения практики признания сделок недействительными,
фактически применяется повторное налогообложение, тогда как действительных
мошенников, инициаторов таких манипуляций никто даже не ищет.
Уверен, что упрощение и «обеление»
налогового администрирования является самой важной и наиболее чувствительной
задачей Кодекса. Учитывая сложность документа, необходимость его всесторонней
проработки, а также активно высказываемые опасения бизнес-сообщества, К.Токаев
перенёс его принятие на следующий год. Это крайне важная отсрочка, которая
позволяет искать правильные решения в интересах экономики, биззнеса и
государства. См. далее: https://akzhol.kz/ru/blog/kommentarii-azata-peruasheva-k-poslaniiu-glav-gosudarstva-ot-2-sentiabria-2024-goda
Пост от 2 сентября 2024 г.https://t.me/peruash/11965
● Ротация А.Садыкова, 29 августа https://t.me/peruash/11946
В связи с многочисленными вопросами журналистов,
сообщил о причинах исключения А.Садыкова из партии. В отношении А.Садыкова
поступил ряд обращений, которые были рассмотрены и нашли подтверждение на
пленуме. Обращения касались его действий, в т.ч. связанных с превышением
должностных полномочий и нарушением этических норм, включая харрасмент в
отношении сотрудницы парламента, а также попытки вмешательства в процедуры
госзакупок.
Пленум принял решение об исключении А.Садыкова из
партии исходя из конкретных фактов, в том числе, чтобы не дожидаться совершения
им более серьёзных правонарушений и дискредитации статуса депутата.
4 сентября https://t.me/peruash/11993
● Взамен А.Садыкова, пленум Нацсовета партии избрал депутатом Мажилиса С.Ерубаева – предпринимателя из Атырау, заместителя председателя партии, ранее неоднократно избиравшегося депутатом Атырауского маслихата и Мажилиса Парламента РК (пост от 24 сентября https://t.me/peruash/12082 ).
● 3 сентября 2024 г. пленум Национального
совета Демократической партии «Ак жол» обсудил отношение к объявленному
президентом К.Токаевым в послании народу Казахстана референдуму по строительству АЭС.
В ходе 3-часового открытого и острого обсуждения министр энергетики РК А.Саткалиев ответил на вопросы членов НС, выслушал замечания и предложения наших коллег. В результате участники проголосовали в поддержку строительства АЭС, приняли решение о вхождении в единый штаб подготовки к референдуму и приняли участие в его работе. Пост от 3 сентября https://t.me/peruash/11970
● 3 октября на Форуме депутатов
маслихатов, президент К.Токаев дал ряд поручений по расширению полномочий депутатов местных маслихатов, прежде всего в
рассмотрении и контроле бюджета, обсуждении проектов Налогового и Бюджетного
кодексов и др. https://t.me/peruash/12101
Демпартия «Ак жол» рассматривает это
направление как важную часть демократизации политической системы и
конституционной реформы на местах.
В рамках
Налогового кодекса, с апреля 2023 г. депутаты Демпартии «Ак жол» в Парламенте и
маслихатах направили более 30 депутатских запросов о снижении розничного налога
МСБ, что входит в компетенцию местных маслихатов (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/snizit-stavku-roznichnogo-naloga-do-2-na-sleduiushtij-2025-god).
3 апреля 2024 г. фракция «Ак жол»
направила депутатский запрос правительству о необходимости баланса полномочий
маслихатов и акиматов, в соответствии с формулой Токаева о «сильном президенте,
влиятельном парламенте и подотчётном правительстве» на местном уровне (https://t.me/peruash/11189).
Получив неудовлетворительный ответ на
данный запрос, 26 июня 2024 г. фракция раскритиковала нежелание госорганов
усиливать полномочия маслихатов и со своей стороны заявила о продолжении
подобных инициатив (https://t.me/peruash/11672) .
Эта тема получила обсуждение и поддержку
более 200 депутатов маслихатов всех уровней, избранных от Демпартии «Ак жол»,
на нашем ежегодном Форуме в Шымкенте 27
октября 2024 г. (https://t.me/peruash/12205).
18 декабря 2024 г., в развитие поручений
Главы государства, фракция «Ак жол» направила очередной депзапрос с конкретными
предложениями о расширении полномочий маслихатов и усилении статуса их
депутатов (https://t.me/peruash/12441).
Продолжим эту работу, несмотря на косность и сопротивление чиновников.
● 30 октября 2024 г. фракция «Ак жол» не поддержала проект бюджета на 2025-2027 годы (https://t.me/peruash/12215) и подвергла жёсткой критике экономическую
политику правительства. Причины:
- Проедание Национального фонда;
- Невыполнение принятого в 2023 г. обязательства
правительства с 2025 года полностью отказаться от целевых трансфертов из
Нацфонда. Теперь на 2025 г. вдруг запланировали изъять из Нацфонда сразу 3,3
триллиона затрат.
- Несмотря на бюджетный кризис – отсутствие
антикризисной программы;
- Отказ правительства раскрыть и пересмотреть
Соглашения о разделе продукции (СРП) по крупнейшим нефтегазовым проектам
(Кашаган, Карачаганак, ТШО);
-Паразитарный характер квазигоссектора и нацкомпаний,
которые направляют в бюджет только 10-12% своей прибыли, а 90% расходуют вне
контроля общества и парламента;
- Рост совокупного госдолга, за который в 2025 г.
нужно выплатить 6,1 трлн тг из бюджета.
-Сокращение на 30% финансирования реального сектора
экономики (т.е. производства и строительства) с 3,1 трлн до 1,8 трлн.тг.
- Сокращение в 6 раз количества МСБ, получающего
господдержку – с 7 тысяч в 2024 г. до 1100 в 2025 г., и т.д.
Считаем, что такая политика ведёт к дальнейшему нарастанию социального разрыва между богатыми и бедными.
Как известно, 21 декабря 2024 г., после широкой критики в обществе, вице-премьер Н.Байбазаров, курировавший экономическую политику правительства, был отправлен президентом в отставку.
● 1
ноября 2024 г. дал интервью, в котором
постарался объяснить свои концептуальные взгляды на поддержку бизнеса (https://t.me/peruash/12241).
В принципе, различные интервью даю регулярно, причём более известным и
авторитетным изданиям, чем данный сайт. Но здесь получилось донести базовое
видение взаимозависимости налоговой и регуляторной политики государства в
отношении предпринимателей.
«Не нужно сидеть на перераспределении
потоков и воспроизводить зависимость экономики от чиновников. Можно просто не
отбирать у бизнеса то, что потом ему же придется возвращать в виде субсидий.
Чем больше заработал, тем больше ему должно оставаться. И бизнес сам потом эти
средства вкладывает туда, куда считает нужным. Такой подход выгоден для
эффективных предприятий, но приведет к банкротству слабых и малорентабельных».
«Ак жол» уже больше 12 лет, то есть все
годы работы в парламенте, предлагает перейти к отраслевым ставкам налогов. То
есть не забирать у предпринимателя весь доход и затем перераспределять, а сразу
же оставлять больше тем, кто в приоритете. Но чтобы это было в рамках рыночных
отношений и справедливой конкуренции, поддерживать таким образом следует не
конкретные предприятия, а нужные направления экономики, отрасли. Внутри
отраслей должен царить «естественный отбор».
«Периодически всплывает идея замены НДС на
налог с продаж, а в прошлом году для малого бизнеса ввели розничный налог. Но
произошла дифференциация не по отраслям (то есть видам товаров), а по размеру
бизнеса. В результате происходит облегчение не для социальных групп
потребителей, а для отдельных групп бизнеса, что толкает предпринимателей
дробить бизнес и уходить от полноценного налогообложения, независимо от того,
работают ли они на малоимущие или на обеспеченные группы населения, или даже на
зарубежных потребителей. Задача такой дифференциации совершенно расплывается, и
это, на мой взгляд, принципиальное упущение».
«При отраслевой ставке НДС, чего пока не
хотят делать наши налоговики, ее размер будет прямо влиять на снижение или
повышение себестоимости в отрасли. Тем самым будет стимулироваться либо
сдерживаться развитие конкретных секторов. В таком случае не будет
необходимости выделения субсидий «избранным» - просто у всех предприятий
отрасли остается на руках та сумма, которую сочтет нужным оставить им
государство. Причем не выделенного за чужой счет, а заработанного ими самими.
Такой подход помогает конкурировать сильнейшим.
А сами они меньше зависели бы от благосклонности чиновников».
«Регулярно читаем новости, когда за возврат НДС или выделение субсидий чиновники требуют «откаты». Эта проблема - прямое следствие нынешней системы, построенной на ручном перераспределении чужих денежных потоков» Полный текст интервью см.по ссылке: https://zorknews.kz/articles/mneniya/biznes-ne-dolzhen-zaviset-ot-milosti-chinovnikov.html
● 15 ноября, на форуме работников
сельского хозяйства президент К.Токаев заявил, что модернизация
Казахстана и реформы будут продолжены, а конкретные планы и инициативы
будут обнародованы в 2025 г. на очередном Курултае и в ежегодном Послании (https://t.me/peruash/12301).
Считаю это заявление крайне важным и связываю с ним большие надежды на углубление и реализацию перемен, которые так нужны нашей стране.
● 19 ноября 2024 г. при проверке ряда
регионов по запросу фракции «Ак жол», Генеральная прокуратура выявила незаконное применение чиновниками закрытого
способа госзакупок (под грифом «ДСП») для лоббирования «нужных» победителей
тендеров (https://t.me/peruash/12326).
Соответствующий депзапрос фракции «Ак жол»
был направлен в Генпрокуратуру 16 октября 2024 г. (https://t.me/peruash/12150).
Виновные должностные лица привлекаются к ответственности.
● 20 ноября 2024 г. фракция «Ак жол» защитила от рейдерства ТОО «Жемис жидек» в Жамбылской
области (https://t.me/peruash/12327).
Депутатские запросы по атакам чиновников
на ТОО «Жемис-Жидек» фракция «Ак жол» направляла Генеральному прокурору РК
Б.Асылову 18 сентября (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/ak-zhol-kto-blokiruet-uspeshnj-biznes)
и 6 ноября т.г. (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/zashtitit-dobrosovestnh-predprinimatelej-ot-peredela-sobstvennosti).
В результате Генпрокурор и судебные органы восстановили справедливость в отношении успешного сельхозпроизводителя (https://t.me/peruash/12328).
● 4 декабря 2024 г. фракция «Ак жол» проголосовала против проекта Кодекса об
административных правонарушениях в связи с тем, что рабочая группа и все
другие фракции отказались поддержать предложения депутатов «Ак жола» о снижении
в 3-5 раз различных штрафов на граждан и предпринимателей.
«Вы строите какой-то Штрафстан, а стране нужна сбалансированная рыночная экономика» - цитата из моего выступления стала мемом (https://t.me/peruash/12364).
● Пост от 12 декабря 2024 г. – по итогам довыборов депутатов местных маслихатов, ряды депутатов Демократической партии «Ак жол» пополнились семью новыми коллегами в дополнение к прежним 203 (https://t.me/peruash/12401)
● 26 декабря 2024 г. в центральном офисе
Демпартии «Ак жол» состоялось подведение итогов ежегодного национального поэтического конкурса (мүшәйрә), инициатором и вдохновителем которого все годы
является заместитель председателя партии, депутат Мажилиса, поэт и трибун
Казыбек Иса.
В этом году темой конкурса была личность и наследие основателя Золотой Орды
Жошы хана (https://t.me/peruash/12476).
Тем самым мероприятие получило не только читательское, литературное значение, - но и идеологическое и даже государственное звучание, на фоне некоторых заявлений провокаторов о том, что у казахов «никогда не было своего государства», или будто независимость и территорию нашему народу «подарили». Вот ясный ответ на такие измышления: государственность казахов началась не с 1991 или даже 1917 годов. Её тысячелетний фундамент опирается на наследие Тюркских каганатов, Золотой Орды, Казахского ханства и Республики Алаш, законным историческим правопреемником которых выступает современная Республика Казахстан.
● 25
декабря, под занавес уходящего 2024 года, произошла страшная трагедия – авиакатастрофа азербайджанского самолета в
Актау, причины которой вызвали напряжённость в международных отношениях на
самом высоком уровне.
На этом фоне решение Казахстана о передаче
«чёрных ящиков» разбившегося борта не в Межгосударственный авиационный комитет
СНГ (МАК), а Центру расследования и предотвращения авиационных инцидентов
Бразилии (Centro de Investigação e Prevenção de Acidentes Aeronáuticos, CENIPA)
– оказалось максимально честным и принципиальным, что сразу повысило авторитет
Казахстана в мире.
С учётом накала публичных обвинений на
уровне руководства соседних государств, не сомневаюсь, что решение о передаче
«черных ящиков», как ключевых факторов расследования бразильской стороне
принимал лично глава Казахстана. Президент Касым-Жомарт Токаев в очередной раз
подтвердил своё реноме дипломата высшего класса, умеющего найти честный и
взвешенный подход в самых сложных ситуациях.
Передача «чёрных ящиков» в руки CENIPA не
только отвечает нормам международного авиационного права, но и:
⁃ Переводит разбирательство в нейтральную
зону;
⁃Способствует доверию результатам
исследования «чёрных ящиков» всеми сторонами и международным сообществом в
целом;
⁃ Тем самым снижает градус дискуссии между
руководством Азербайджана и России;
⁃ В случае принятия адекватных мер по
итогам расследования, включая привлечение к ответственности виновных лиц -
создает условия для нормализации ситуации;
⁃ В очередной раз повышает авторитет Казахстана, как реально независимого государства, уважающего международное право и исповедующего принципы открытости и справедливости даже в таких напряженных коллизиях (https://t.me/peruash/12498).
Как видим, в 2024 году сделано немало, ещё
больше результатов работы Демократической партии «Ак жол», особенно в регионах,
осталось за скобками этого обзора.
К сожалению, немало наших принципиальных
инициатив (читай Политическую программу Демпартии «Ак жол»: https://akzhol.kz/ru/program)
остаются нереализованными – в силу их неприятия чиновниками или в силу
немногочисленности нашей депутатской фракции в Парламенте, а также в силу
сохраняющейся монополии исполнительной власти за партией этой самой власти. Но
– вода камень точит.
Надо быть спокойным и упрямым.
И перемены станут неизбежны.