04
Января

Некоторые результаты работы Демократической партии «Ак жол» в 2024 г.

Азат Перуашев 

Подборка некоторых результатов работы Демпартии «Ак жол» в 2024 году, нашедших отражение на моём Телеграмм-канале

● С 1 января был введён фискальный контроль мобильных переводов. Фракция «Ак жол» раскритиковала это решение, как тотальный контроль за гражданами и малыми предпринимателями, вместо контроля олигархов (https://t.me/peruash/10687)

После требований Демпартии «Ак жол», министр национальной экономики Байбазаров дал обещание пересмотреть данный вопрос (https://t.me/peruash/10835).

● 23 января - землетрясение в Алматы.

Как показали события, наша критика предыдущим летом формального характера обучения действий населения в подобных ситуациях, как и материального положения НИИ Сейсмологии была более чем обоснованной.

Ниже - цитата из поста от 5 июля 2023 г.:
«В 2017 году фракция «Ак жол» направила возмущенный депзапрос правительству о прекратившемся финансировании сейсмостанций. Финансирование было возобновлено. Но и сейчас положение коллектива крайне непростое, здание института не ремонтировалось с 1989 года, сейсмостанций и лаборатории замерли в прошлом веке, зарплаты именитых сейсмологов - ниже учителя в средней школе». (
https://t.me/peruash/9407,
https://t.me/peruash/9413).

● 24 января: Система оповещения «даже не почесалась» -
сделать выводы из Алматинского землетрясения –
депутатский запрос фракции «Ак жол» (https://t.me/peruash/10721)

В ходе разбирательства о причинах провала аварийной системы оповещения во время землетрясения в Алматы 23-24 января, руководство ДЧС города заявило, что «включение сирены создало бы панику». Поэтому, мол, нужна не сирена, а информирование граждан о порядке их действий.

Тем самым руководство ДЧС утверждает, будто существующая система подразумевает только сирену, а оповещение граждан в ней не предусмотрено.

Между тем, ещё в 2014 г. был принят закон «О гражданской защите», п.6 ст.5 которого прямо гласит, что при задействовании сигнала «Внимание всем!» (т.е. сирены), «система оповещения должна обеспечить многократно повторяемое доведение информации … о порядке действий людей в сложившейся ситуации».

То есть, сирена служит лишь для привлечения внимания граждан. Далее должны были передаваться инструкции для населения о порядке их действий, путях эвакуации, местах сбора и получения медицинской и иной помощи и т.д.

Поэтому когда руководители ДЧС говорят о необходимости внедрения системы оповещения - то они всего лишь повторяют требования закона, действующего уже 10 лет. А они должны были не повторять, а выполнять эти требования.

Как известно, 25 января президент поручил Антикору расследовать причины провала аварийной системы оповещения.

Надеемся, что в рамках выполнения его поручения, соответствующие службы обратят внимание и на указанный момент. (https://t.me/peruash/10783)

● 31 января 2024 г. фракция «Ак жол» в очередной раз потребовала завершить и опубликовать итоги расследования авиакатастрофы 2019 г.

Как сообщают госорганы, вопрос все ещё «рассматривается» (https://t.me/peruash/10770)

● 1 февраля 2024 г. - Мы сделали это! После многочисленных требований фракции «Ак жол», Комитет госдоходов Минфина с 12 февраля запретил своим региональным департаментам подавать иски о признании сделок недействительными (https://t.me/peruash/10779).

Примеры наших обращений по этой проблеме:

- 17 марта 2021 г. (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/partiya-ak-zhol-vystwpila-v-zashhitw-biznesa-i-obratilas-v-genprokwratwrw-s-prosboj-prekratit-neobosnovannye-sankcii-nalogovikov-po-priznaniyu-sdelok-nedejstvitelnymi);

- 31 мая 2023 г. (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/dempartiia-ak-zhol-trebuet-zashtitit-dobrosovestnj-biznes-i-otmenit-priznanie-sdelok-nedejstvitelnmi-po-iskam-nalogovh-organov);

- 3 августа 2023 г. (https://t.me/peruash/9529)

- 27 сентября 2023 г.) https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/zapretit-nalogovm-organam-iniciirovat-iski-o-priznanii-sdelok-nedejstvitelnmi);

- 18 октября 2023 г. (https://akzhol.kz/ru/blog/ak-zhol-trebuet-ostanovit-bespredel-s-priznaniem-sdelok-nedejstvitelnmi) и т.д.

●5 февраля - смена правительства.

Президент К.Токаев отметил снижение темпов реформ правительством и акимами, и назвал это недопустимым, что, видимо, и послужило основной причиной отставки предыдущего кабинета.

Для Демпартии «Ак жол», как представителя отечественных промышленников и предпринимателей, крайне важным прозвучало заявление Главы государства о неуклонном курсе на либерализацию экономики. Более того, как отметил президент, - «Это единственный путь, способный вывести Казахстан на принципиально новый уровень развития». 

8 мая 2024 г. президент К.Токаев подписал соответствующий Указ «О либерализации экономики».

Напомню, что аналогичное предложение разработать программу либерализации экономики фракция «Ак жол» направляла правительству 19 января 2023 года (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/dempartiia-ak-zhol-predlozhila-razrabotat-kompleksnuiu-programmu-liberalizacii-konomiki-vkliuchaia-prinuditelnoe-droblenie-krupnejshih-bankov#), но предыдущее руководство  правительства ответило, что всё и так хорошо. Как видим, президент считает иначе, и мы разделяем такое убеждение (https://akzhol.kz/ru/blog/promshlennost-kak-karkas-nacionalnoj-konomiki).

●Почему мы поддержали кандидатуру Олжаса Бектенова: https://t.me/peruash/10795

● 7 февраля, на заседании нового правительства президент К.Токаев заявил о недопустимости повышения НДС.

В этом результате есть и доля упорства Демпартии «Ак жол», всю осень 2023 г. выступавшей против этой идеи правительства:

-https://t.me/peruash/10829 (23 октября 2023 г.);

-https://akzhol.kz/ru/blog/ak-zhol-zhestko-raskritikoval-plan-pravitelstva-po-uvelicheniiu-nds (13 октября 2023 г.);

-https://akzhol.kz/ru/blog/dempartiia-ak-zhol-vstupila-protiv-povsheniia-nds-i-trebuet-provesti-parlamentskie-slushaniia-po-tomu-voprosu (19 октября 2023 г.);

-https://t.me/peruash/10324 (20 ноября 2023 г.);

- https://t.me/peruash/10829  и др.

● По требованию Демпартии «Ак жол», регионы снижают розничный налог:

После неоднократных требований фракции «Ак жол» (более 30 запросов депутатов Демпартии «Ак жол» в Мажилисе и маслихатах всех уровней), области и города снизили розничный налог на малый и средний бизнес.

-https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/malomu-biznesu-nuzhn-spravedlive-nalogi        

(26 апреля 2023 г.);

-https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/dempartiia-ak-zhol-trebuet-ot-akimov-vseh-regionov-ponizit-roznichnj-nalog-dlia-msb-do-2   (14 июня 2023 г.);

-https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/frakciia-ak-zhol-v-tretij-raz-predlagaet-pravitelstvu-akimam-i-maslihatam-ponizit-stavku-roznichnogo-naloga-na-malj-biznes (15 ноября 2023 г.) и т.д.

В результате, с февраля 2024 г. регионы начали принимать соответствующие решения о снижении розничного налога:

- Актобе, 13 февраля 2024 (https://t.me/peruash/10833);

- Шымкент, 23 февраля 2024 г. (https://t.me/peruash/10899);

- Петропавловск, 27 марта 2024 г.(https://t.me/peruash/11113);

- Кызылорда, 27 марта 2024 г. (https://t.me/peruash/11102)

- Кокшетау, 28 марта 2024 г. (https://t.me/peruash/11119) и т.д.

Летом практически все регионы (кроме Алматы) снизили розничный налог, причём с 1 января 2024 г.

Освобождение 15 предпринимателей в зале суда (https://t.me/peruash/11024)

Демпартия «Ак жол» спасла 15 предпринимателей от тюрьмы.

После публикации в телеграмм-канале Михаила Козачкова (https://t.me/kozachkow/8582) и встречи с адвокатами, фракция «Ак жол» направила депутатский запрос Генпрокурору РК о незаконности привлечения к уголовной ответственности 15 предпринимателей, пострадавших от вымогательств АО «Казтемиртранс» и сообщивших об этих вымогательствах в Агентство по противодействию коррупции (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/zashtitit-predprinimatelej-ot-tiurm). Несмотря на все обстоятельства, транспортная прокуратура требовала посадить предпринимателей в тюрьму от 3 до 8 лет, с таким обвинением дело поступило и рассматривалось в суде.

После депзапроса фракции «Ак жол» 13 марта 2024 г., суд приговорил к уголовной ответственности настоящих коррупционеров - должностные лица АО“Казтемиртранс».

Представители малого и среднего бизнеса (15 человек) от уголовной ответственности освобождены (https://t.me/peruash/11117).

● 15 марта, выступая на Курултае в Атырау президент К.Токаев поручил дифференцировать меры наказания для организаторов наркобизнеса – и т.н. «курьеров» или закладчиков, оступившихся впервые. На тот момент Уголовный кодекс предусматривал для обеих категорий одинаковую ответственность – от 10 до 12 лет лишения свободы.

В этой связи фракция «Ак жол» разработала и в мае внесла в Мажилис соответствующие поправки. Обсуждение было крайне непростым, изначально госорганы и рабочая группа отклонили предложения фракции «Ак жол» (https://t.me/peruash/11584). Однако в дальнейшем разногласия были преодолены и 2 января 2025 г. президент подписал закон, предусматривающий смягчение ответственности для впервые нарушившей закон молодёжи (от 5 лет) и ужесточающий наказание для организаторов наркобизнеса вплоть до пожизненного заключения (https://t.me/aqorda_resmi/22245).

●  Демократическая партия «Ак жол», её депутаты, сторонники и бизнесмены активно участвовали в борьбе с паводками в апреле-мае 2024 г.: возводили защитные дамбы, эвакуировали и размещали граждан из пострадавших населённых пунктов, оказывали необходимую помощь техникой, плавсредствами, защитными костюмами, мешкотарой; продуктами питания и одеждой  пострадавшим (https://t.me/peruash/11226; https://t.me/peruash/11130; https://t.me/peruash/11243; https://t.me/peruash/11291; https://t.me/peruash/11322; https://t.me/peruash/11243 и т.д.).

Как и требовали депутаты фракции «Ак жол» в депутатском запросе (https://t.me/peruash/11370), в рамках ликвидации последствий нынешних паводков и других чрезвычайных ситуаций, дачные дома, являющиеся единственным жилищем, - смогут признаваться полноправным жильём, а их жители - рассчитывать на соответствующую компенсацию (https://t.me/peruash/11382)

На Форуме депутатов маслихатов 3 октября 2024 г. президентом К.Токаевым была дана высокая оценка усилиям Демпартии «Ак жол» в борьбе с паводками, где он отметил, что предприниматели и депутаты «Ак жола» направили на помощь пострадавшим регионам более двухсот единиц техники  и другую гуманитарную помощь, лично участвовали в эвакуации жителей, возведении дамб и ликвидации последствий наводнения (https://t.me/aqorda_resmi/20065). Такое внимание к нашему скромному вкладу в общее дело говорит, что Президент держит руку на пульсе и справедливо ценит труд каждого (https://t.me/peruash/12101).

● 6 апреля Глава государства подписал закон «По вопросам ведения бизнеса», где пресс-служба Ак орды, в ряду других новелл, особо отметила норму о приоритетном обеспечении отечественных предприятий обрабатывающей промышленности сырьем, добываемым в нашей стране.

Это требование было инициировано и стало результатом упорных дискуссий депутатов фракции Демпартии «Ак жол» (см.:https://t.me/peruash/2061; https://akzhol.kz/ru/blog/v-konce-goda-priniato-podvodit-itogi). Ее практическое применение должно привести к усилению национальных интересов в использовании природных богатств Казахстана, развитию и укреплению нашей экономики, внедрению технологичных переделов, перераспределению части доходов олигархических групп в пользу малого и среднего бизнеса (https://t.me/peruash/11209).

● 2 мая премьер О.Бектенов согласился с требованиями Демпартии «Ак жол» освободить от налогов пенсионные накопления граждан (https://t.me/peruash/11452).

Депутатский запрос с таким требованием фракция «Ак жол» направила Правительству 18 октября 2023 г. (https://akzhol.kz/ru/blog/dempartiia-ak-zhol-predlagaet-osvobodit-ot-nalogov-investdohod-na-pensionne-nakopleniia-enpf). Прежнее руководство правительства тогда не согласилось с нашей инициативой.
Однако тему продолжили коллеги сенаторы в запросах от 22 декабря 2023 г. и 12 апреля 2024 г. Кроме того, всё это время продолжались консультации Демпартии «Ак жол» по вопросу освобождения пенсий от налогов с Минфином, Ассоциацией финансистов и руководством ЕНПФ.

По мнению фракции «Ак жол», передавая на целые десятилетия в распоряжение правительства и ЕНПФ значимую часть (10%) свой зарплаты, граждане никак не вмешиваются и не участвуют в распоряжении ими. В свою очередь, государство использует эти средства на различные цели по своему усмотрению, не спрашивая и не советуясь с владельцами этих денег, в лице вкладчиков ЕНПФ. В том числе, когда направляет сотни миллиардов на неоднозначные затраты - такие, как финансирование убыточного КТЖ (https://vlast.kz/novosti/58673-173-mlrd-tenge-iz-enpf-napravat-na-zakup-zeleznodoroznyh-vagonov-kuantyrov.html) и др.

Поэтому средства граждан в ЕНПФ десятки лет уже служат государству, как и налоги в бюджет. И требовать с них уплаты налога - это то же самое, что требовать налог с самого налога.

● После трёх депутатских запросов фракции «Ак жол» (см.ДЗ от 17 января 2024 г. (https://t.me/peruash/10690), заводу «Маревен Фуд» в Алматинской области частично возвращена сумма НДС, несправедливо удерживавшаяся в предыдущие годы (около 3,5 млрд из 7 млрд)   

 ● 4 мая 2024 г., по неоднократным требованиям фракции «Ак жол», по заводам «Кублей» (Уральск), «Нуртау Темир» и молокозавод «Солнечный» (Алматы), «Дольче-Фарм» и «Kz Recicling» (Алматинская обл) и ряду других предприятий, снята угроза их закрытия из-за нарушения санитарных зон акиматами при выдаче разрешений на жилищное строительство (Пост от 21 мая https://t.me/peruash/11517).

О проблемах с требованиями о закрытии производственных предприятий - даже такого известного, как мясоперерабатывающий комбинат «Кублей» в Уральске (считающийся вообще-то национальным мясным брендом Казахстана) - Демпартия «Ак жол» сообщала и обращалась в Правительство, направляла депутатские запросы премьерам и генеральному прокурору весь 2023 г. и первое полугодие 2024 г. (См.например наши выступления за 27 июня 2023 г. https://t.me/peruash/9317; 11 октября 2023 г. - https://akzhol.kz/ru/blog/azat-peruashev-politicheskaia-monopoliia-pokrvaet-monopolii-v-konomike; 13 декабря 2023 г. https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/prekratit-rejderstvo-chinovnikov; 29 апреля 2024 г. https://akzhol.kz/ru/blog/vstuplenie-azata-peruasheva-na-pravitelstvennom-chase-v-mazhilise-po-novoj-promshlennoj-politike-s-uchastiem-ministra-promshlennosti-i-stroitelstva-ksharlapaeva-29-aprelia-2024-goda и т.д.).

Через неделю после крайнего выступления фракции «Ак жол» по данной теме в Парламенте и был подписан приказ министра здравоохранения, снимающий эту проблему. В частности, установлено, что для тех предприятий, которые исторически (более года) работали на нынешней территории, санитарные нормы могут быть пересмотрены в сторону понижения. Т.е. возведение (по сути, с незаконного разрешения акиматов) жилых домов в санитарной зоне таких предприятий больше не влечёт закрытие этих заводов.

Остаётся непонятным, почему не наказаны акимы, разрешившие строить жильё в зоне промышленных предприятий (пост от 26 июня, https://t.me/peruash/11671).

● Но порой ответы госорганов вызывали ещё больше вопросов.  На депзапрос от 4 октября 2023 о необходимости создания энергетического машиностроения, правительство ответило, будто в РК есть производство турбин, генераторов и т.п. агрегатов. На самом деле в РК в промышленном масштабе ничего этого не производится. Т.е. ответ правительства показывает невладение ситуацией, как результат – продолжаются аварии на ТЭЦ, в т.ч. из-за срыва поставок оборудования. А своё производство так и не наладили, хотя бизнес выражал такую готовность.  

- На депзапрос от 15 декабря 2023 г. и от 14 марта 2024 г.о незаконном захвате собственности под предлогом борьбы с олигополиями, - когда забирают у добросовестного бизнеса, а отдают олигархам (на примере санатория в Сарыагашском районе Туркестанской обл) – получены ответы, игнорирующие очевидные факты, включая прямые нормы Конституции РК, и т.д.

● 17 мая 2024 г. президент К.Токаев подписал закон, вводящий экзамены на знание государственного языка, Конституции и истории Казахстана для получения гражданства Республики Казахстан.

Такие требования Демпартия «Ак жол» неоднократно предлагала ввести в 2011 (https://online.zakon.kz/m/amp/document/31086666) и 2017 годах (https://akzhol.kz/kk/initiated-bills/migrated_4087). Мой пост: https://t.me/peruash/11498

● 5 июня 2024 г. фракция «Ак жол»  признала работу правительства неудовлетворительной и проголосовала против Отчета об исполнении бюджета за 2023 г.

Причины:  план поступлений за 2023 г. не исполнен более чем на 140 млрд тенге. При этом рост налоговых поступлений был обеспечен путём авансовых платежей, путём «выкручивания рук» предприятиям за прибыль, которой у них ещё нет.   Прямым следствием такой близорукости является провал финансирования и неисполнение обязательств бюджета в 1 квартале очередного года.

Возмещение НДС в 2023 году сократилось в 2 раза и показало худший результат за последние 9 лет. Задолженность бюджета по возврату НДС по итогам года составила 594 млрд тг.   То-есть, налоговая политика в 2023 г. не только не обеспечила запланированной доходности бюджета, но и нанесла серьёзный ущерб интересам предприятий, вымывая и «замораживая» оборотные средства.

Расходы на обслуживание займов за 3 года выросли в 2 раза, в 2023 году на эти цели было направлено 4 трлн 258 млрд тенге, что «съело» 28% от всех ненефтяных доходов.

Вторая причина – рост расходов на затратные программы и сокращение финансирования реального сектора, что подрывает воспроизводство доходов. За последние 10 лет доля реального сектора в расходах бюджета упала в полтора раза до 16%, потенциал замещения расходов бюджета неуклонно подрывается.  

Рост количества МСБ на 10%, превысив 2 млн субъектов сопровождается резким ростом доли ИП с 63% до 82%, что по оценкам ВАП, не исключает тенденций искусственного дробления бизнеса.   Доля же среднего предпринимательства за три года снизилась до 1,3%.

- Третья причина: сохраняющаяся паразитарная роль квазигоссектора.   Указ президента К.Токаева о либерализации экономики поручил Правительству провести масштабное и ускоренное сокращение доли госсектора в экономике.   Злободневность этого поручения более чем очевидна.

Пост https://t.me/peruash/11579

● В ходе обсуждения проекта нового Налогового кодекса, фракция «Ак жол» постоянно доказывает необходимость повышения подоходного налога (КПН) на банки до 30-35%:

- 26 июня https://t.me/peruash/11677:

-17 сентября, выступление на презентации НК в Мажилисе https://t.me/peruash/12036; https://t.me/peruash/12043

Соответствующие поправки направлены в рабочую группу Мажилиса, обсуждение продолжится в 2025 г.

Тема справедливого налогообложения банков  оказалась затронута и в Послании Президента 2 сентября 2024 г.

Так, Касым-Жомарт Кемелевич вновь отметил необходимость справедливого вклада в бюджет страны со стороны банковского сектора и необходимость дифференцированного налогообложения в этой связи. Категорически поддерживаем такой подход и вынуждены напомнить, что ранее против него высказывалось руководство АРРФР, в связи с чем 26 июня т.г. мы даже делали вывод о лоббировании агентством интересов банков в ущерб государственным приоритетам (https://t.me/peruash/11677).

В Послании Президент поставил точку в этой дискуссии. Более того, одновременно он потребовал от банков увеличить кредитование экономики, и в этой связи поручил Правительству и Нацбанку проработать соответствующие меры. В то же время, возвращаясь к проекту Налогового кодекса, К.Токаев ещё раз обратил внимание на необходимость сделать его понятным для применения. Критика Демпартии «Ак жол» в отношении этого документа была высказана нами на Пленуме Нацсовета партии с участием вице-премьера и министра нацэкономики Н.Байбазарова 1 июля т.г. (подробнее можно смотреть здесь: https://t.me/peruash/11699).

Кроме того, Касым-Жомарт Кемелевич очень верно обозначил самое больное место налоговой политики, когда сказал, что «Налоговый кодекс должен быть нацелен на выстраивание принципиально нового налогового администрирования на основе доверия к налогоплательщикам».

Сегодня по факту налоговики в основном «кошмарят» легальный бизнес, который добросовестно показывает все обороты и оплачивает нужные платежи. Именно к таким предпринимателям, в результате широкого распространения практики признания сделок недействительными, фактически применяется повторное налогообложение, тогда как действительных мошенников, инициаторов таких манипуляций никто даже не ищет.

Уверен, что упрощение и «обеление» налогового администрирования является самой важной и наиболее чувствительной задачей Кодекса. Учитывая сложность документа, необходимость его всесторонней проработки, а также активно высказываемые опасения бизнес-сообщества, К.Токаев перенёс его принятие на следующий год. Это крайне важная отсрочка, которая позволяет искать правильные решения в интересах экономики, биззнеса и государства. См. далее: https://akzhol.kz/ru/blog/kommentarii-azata-peruasheva-k-poslaniiu-glav-gosudarstva-ot-2-sentiabria-2024-goda

Пост от 2 сентября 2024 г.https://t.me/peruash/11965

●  Ротация А.Садыкова, 29 августа https://t.me/peruash/11946

В связи с многочисленными вопросами журналистов, сообщил о причинах исключения А.Садыкова из партии. В отношении А.Садыкова поступил ряд обращений, которые были рассмотрены и нашли подтверждение на пленуме. Обращения касались его действий, в т.ч. связанных с превышением должностных полномочий и нарушением этических норм, включая харрасмент в отношении сотрудницы парламента, а также попытки вмешательства в процедуры госзакупок.

Пленум принял решение об исключении А.Садыкова из партии исходя из конкретных фактов, в том числе, чтобы не дожидаться совершения им более серьёзных правонарушений и дискредитации статуса депутата.

4 сентября https://t.me/peruash/11993

● Взамен А.Садыкова, пленум Нацсовета партии избрал депутатом Мажилиса С.Ерубаева – предпринимателя из Атырау, заместителя председателя партии, ранее неоднократно избиравшегося депутатом Атырауского маслихата и Мажилиса Парламента РК (пост от 24 сентября   https://t.me/peruash/12082 ).

● 3 сентября 2024 г. пленум Национального совета Демократической партии «Ак жол» обсудил отношение к объявленному президентом К.Токаевым в послании народу Казахстана референдуму по строительству АЭС.

В ходе 3-часового открытого и острого обсуждения министр энергетики РК А.Саткалиев ответил на вопросы членов НС, выслушал замечания и предложения наших коллег. В результате участники проголосовали в поддержку строительства АЭС, приняли решение о вхождении в единый штаб подготовки к референдуму и приняли участие в его работе. Пост от 3 сентября https://t.me/peruash/11970

● 3 октября на Форуме депутатов маслихатов, президент К.Токаев дал ряд поручений по расширению полномочий депутатов местных маслихатов, прежде всего в рассмотрении и контроле бюджета, обсуждении проектов Налогового и Бюджетного кодексов и др. https://t.me/peruash/12101

Демпартия «Ак жол» рассматривает это направление как важную часть демократизации политической системы и конституционной реформы на местах.

В рамках Налогового кодекса, с апреля 2023 г. депутаты Демпартии «Ак жол» в Парламенте и маслихатах направили более 30 депутатских запросов о снижении розничного налога МСБ, что входит в компетенцию местных маслихатов (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/snizit-stavku-roznichnogo-naloga-do-2-na-sleduiushtij-2025-god).

3 апреля 2024 г. фракция «Ак жол» направила депутатский запрос правительству о необходимости баланса полномочий маслихатов и акиматов, в соответствии с формулой Токаева о «сильном президенте, влиятельном парламенте и подотчётном правительстве» на местном уровне (https://t.me/peruash/11189).

Получив неудовлетворительный ответ на данный запрос, 26 июня 2024 г. фракция раскритиковала нежелание госорганов усиливать полномочия маслихатов и со своей стороны заявила о продолжении подобных инициатив (https://t.me/peruash/11672) .

Эта тема получила обсуждение и поддержку более 200 депутатов маслихатов всех уровней, избранных от Демпартии «Ак жол», на нашем ежегодном Форуме  в Шымкенте 27 октября 2024 г. (https://t.me/peruash/12205).

18 декабря 2024 г., в развитие поручений Главы государства, фракция «Ак жол» направила очередной депзапрос с конкретными предложениями о расширении полномочий маслихатов и усилении статуса их депутатов (https://t.me/peruash/12441).

Продолжим эту работу, несмотря на косность и сопротивление чиновников.

● 30 октября 2024 г. фракция «Ак жол» не поддержала проект бюджета на 2025-2027 годы (https://t.me/peruash/12215) и подвергла жёсткой критике экономическую политику правительства. Причины:

- Проедание Национального фонда;

- Невыполнение принятого в 2023 г. обязательства правительства с 2025 года полностью отказаться  от целевых трансфертов из Нацфонда. Теперь на 2025 г. вдруг запланировали изъять из Нацфонда сразу 3,3 триллиона затрат.

- Несмотря на бюджетный кризис – отсутствие антикризисной программы;

- Отказ правительства раскрыть и пересмотреть Соглашения о разделе продукции (СРП) по крупнейшим нефтегазовым проектам (Кашаган, Карачаганак, ТШО);

-Паразитарный характер квазигоссектора и нацкомпаний, которые направляют в бюджет только 10-12% своей прибыли, а 90% расходуют вне контроля общества и парламента;

- Рост совокупного госдолга, за который в 2025 г. нужно выплатить 6,1 трлн тг из бюджета.

-Сокращение на 30% финансирования реального сектора экономики (т.е. производства и строительства) с 3,1 трлн до 1,8 трлн.тг.

- Сокращение в 6 раз количества МСБ, получающего господдержку – с 7 тысяч в 2024 г. до 1100 в 2025 г., и т.д.

Считаем, что такая политика ведёт к дальнейшему нарастанию социального разрыва между богатыми и бедными.

Как известно, 21 декабря 2024 г., после широкой критики в обществе, вице-премьер Н.Байбазаров, курировавший экономическую политику правительства, был отправлен  президентом в отставку.

●  1 ноября 2024 г. дал интервью, в котором постарался объяснить свои концептуальные взгляды на поддержку бизнеса (https://t.me/peruash/12241). В принципе, различные интервью даю регулярно, причём более известным и авторитетным изданиям, чем данный сайт. Но здесь получилось донести базовое видение взаимозависимости налоговой и регуляторной политики государства в отношении предпринимателей.

«Не нужно сидеть на перераспределении потоков и воспроизводить зависимость экономики от чиновников. Можно просто не отбирать у бизнеса то, что потом ему же придется возвращать в виде субсидий. Чем больше заработал, тем больше ему должно оставаться. И бизнес сам потом эти средства вкладывает туда, куда считает нужным. Такой подход выгоден для эффективных предприятий, но приведет к банкротству слабых и малорентабельных».

«Ак жол» уже больше 12 лет, то есть все годы работы в парламенте, предлагает перейти к отраслевым ставкам налогов. То есть не забирать у предпринимателя весь доход и затем перераспределять, а сразу же оставлять больше тем, кто в приоритете. Но чтобы это было в рамках рыночных отношений и справедливой конкуренции, поддерживать таким образом следует не конкретные предприятия, а нужные направления экономики, отрасли. Внутри отраслей должен царить «естественный отбор».

«Периодически всплывает идея замены НДС на налог с продаж, а в прошлом году для малого бизнеса ввели розничный налог. Но произошла дифференциация не по отраслям (то есть видам товаров), а по размеру бизнеса. В результате происходит облегчение не для социальных групп потребителей, а для отдельных групп бизнеса, что толкает предпринимателей дробить бизнес и уходить от полноценного налогообложения, независимо от того, работают ли они на малоимущие или на обеспеченные группы населения, или даже на зарубежных потребителей. Задача такой дифференциации совершенно расплывается, и это, на мой взгляд, принципиальное упущение».

«При отраслевой ставке НДС, чего пока не хотят делать наши налоговики, ее размер будет прямо влиять на снижение или повышение себестоимости в отрасли. Тем самым будет стимулироваться либо сдерживаться развитие конкретных секторов. В таком случае не будет необходимости выделения субсидий «избранным» - просто у всех предприятий отрасли остается на руках та сумма, которую сочтет нужным оставить им государство. Причем не выделенного за чужой счет, а заработанного ими самими. Такой подход помогает конкурировать сильнейшим.  А сами они меньше зависели бы от благосклонности чиновников».

«Регулярно читаем новости, когда за возврат НДС или выделение субсидий чиновники требуют «откаты». Эта проблема - прямое следствие нынешней системы, построенной на ручном перераспределении чужих денежных потоков» Полный текст интервью см.по ссылке: https://zorknews.kz/articles/mneniya/biznes-ne-dolzhen-zaviset-ot-milosti-chinovnikov.html

● 15 ноября, на форуме работников сельского хозяйства президент К.Токаев заявил, что  модернизация Казахстана и реформы будут продолжены, а конкретные планы и инициативы будут обнародованы в 2025 г. на очередном Курултае и в ежегодном Послании (https://t.me/peruash/12301).

Считаю это заявление крайне важным и связываю с ним большие надежды на углубление и реализацию перемен, которые так нужны нашей стране.

● 19 ноября 2024 г. при проверке ряда регионов по запросу фракции «Ак жол», Генеральная прокуратура выявила незаконное применение чиновниками закрытого способа госзакупок (под грифом «ДСП») для лоббирования «нужных» победителей тендеров (https://t.me/peruash/12326).

Соответствующий депзапрос фракции «Ак жол» был направлен в Генпрокуратуру 16 октября 2024 г. (https://t.me/peruash/12150).

Виновные должностные лица  привлекаются к ответственности.

● 20 ноября 2024 г. фракция «Ак жол» защитила от рейдерства ТОО «Жемис жидек» в Жамбылской области (https://t.me/peruash/12327).

Депутатские запросы по атакам чиновников на ТОО «Жемис-Жидек» фракция «Ак жол» направляла Генеральному прокурору РК Б.Асылову 18 сентября (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/ak-zhol-kto-blokiruet-uspeshnj-biznes) и 6 ноября т.г. (https://akzhol.kz/ru/initiated-bills/zashtitit-dobrosovestnh-predprinimatelej-ot-peredela-sobstvennosti).

В результате Генпрокурор и судебные органы восстановили справедливость в отношении успешного сельхозпроизводителя (https://t.me/peruash/12328).

● 4 декабря 2024 г. фракция «Ак жол» проголосовала против проекта Кодекса об административных правонарушениях в связи с тем, что рабочая группа и все другие фракции отказались поддержать предложения депутатов «Ак жола» о снижении в 3-5 раз различных штрафов на граждан и предпринимателей.

«Вы строите какой-то Штрафстан, а стране нужна сбалансированная рыночная экономика» - цитата из моего выступления стала мемом (https://t.me/peruash/12364).

● Пост от 12 декабря 2024 г. – по итогам довыборов депутатов местных маслихатов, ряды депутатов Демократической партии «Ак жол» пополнились семью новыми коллегами в дополнение к прежним 203 (https://t.me/peruash/12401)

● 26 декабря 2024 г. в центральном офисе Демпартии «Ак жол» состоялось подведение итогов ежегодного национального поэтического конкурса (мүшәйрә), инициатором и вдохновителем которого все годы является заместитель председателя партии, депутат Мажилиса, поэт и трибун Казыбек Иса.

В этом году темой конкурса была личность и наследие основателя Золотой Орды Жошы хана (https://t.me/peruash/12476).

Тем самым мероприятие получило не только читательское, литературное значение, - но и идеологическое и даже государственное звучание, на фоне некоторых заявлений провокаторов о том, что у казахов «никогда не было своего государства», или будто независимость и территорию нашему народу «подарили». Вот ясный ответ на такие измышления: государственность казахов началась не с 1991 или даже 1917 годов. Её тысячелетний фундамент опирается на наследие Тюркских каганатов, Золотой Орды, Казахского ханства и Республики Алаш, законным историческим правопреемником которых выступает современная Республика Казахстан.

● 25 декабря, под занавес уходящего 2024 года, произошла страшная трагедия – авиакатастрофа азербайджанского самолета в Актау, причины которой вызвали напряжённость в международных отношениях на самом высоком уровне.

На этом фоне решение Казахстана о передаче «чёрных ящиков» разбившегося борта не в Межгосударственный авиационный комитет СНГ (МАК), а Центру расследования и предотвращения авиационных инцидентов Бразилии (Centro de Investigação e Prevenção de Acidentes Aeronáuticos, CENIPA) – оказалось максимально честным и принципиальным, что сразу повысило авторитет Казахстана в мире.

С учётом накала публичных обвинений на уровне руководства соседних государств, не сомневаюсь, что решение о передаче «черных ящиков», как ключевых факторов расследования бразильской стороне принимал лично глава Казахстана. Президент Касым-Жомарт Токаев в очередной раз подтвердил своё реноме дипломата высшего класса, умеющего найти честный и взвешенный подход в самых сложных ситуациях.

Передача «чёрных ящиков» в руки CENIPA не только отвечает нормам международного авиационного права, но и:

⁃ Переводит разбирательство в нейтральную зону;

⁃Способствует доверию результатам исследования «чёрных ящиков» всеми сторонами и международным сообществом в целом;

⁃ Тем самым снижает градус дискуссии между руководством Азербайджана и России;

⁃ В случае принятия адекватных мер по итогам расследования, включая привлечение к ответственности виновных лиц - создает условия для нормализации ситуации;

⁃ В очередной раз повышает авторитет Казахстана, как реально независимого государства, уважающего международное право и исповедующего принципы открытости и справедливости даже в таких напряженных коллизиях (https://t.me/peruash/12498).

Как видим, в 2024 году сделано немало, ещё больше результатов работы Демократической партии «Ак жол», особенно в регионах, осталось за скобками этого обзора.

К сожалению, немало наших принципиальных инициатив (читай Политическую программу Демпартии «Ак жол»: https://akzhol.kz/ru/program) остаются нереализованными – в силу их неприятия чиновниками или в силу немногочисленности нашей депутатской фракции в Парламенте, а также в силу сохраняющейся монополии исполнительной власти за партией этой самой власти. Но – вода камень точит.

Надо быть спокойным и упрямым.

И перемены станут неизбежны.