09
Октября

Выступление А.Перуашева по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О республиканском бюджете на 2019-2021 годы»

Предложенные корректировки бюджета, направлены, в первую очередь, на обеспечение реализаций поручений Главы государства и в этом плане заслуживают поддержки.

В то же время, некоторые параметры оставляют противоречивое впечатление. Так, незапланированные дополнительные поступления в бюджет, связанные с дивидендами на гос.пакеты акций на сумму 50 млрд. тенге можно только приветствовать, как прямой результат от участия государства в экономике, но при этом возникает вопрос о качестве бюджетного планирования.

Тем более неоднозначно выглядит уточнение расчетов по факту поступлений 20 млрд.тенге за счет штрафов и пеня.   

Нас не удовлетворяют объяснения госорганами этих поступлений «улучшением администрирования».

Как сообщают обращающиеся в партию «Ак жол» бизнесмены, практически повсеместно, включая столицу и столичную область, другие регионы, в последнее время их приглашают в местные налоговые органы и безо всяких оснований «ненавязчиво» предлагают выплатить дополнительные 20-30 и более млн тг, так сказать, «по итогам камерального контроля» или мониторинга. А в случае отказа обещают направить реальные проверки с заданием найти повод и штрафовать на гораздо большие суммы.

И все понимают, что это не пустые угрозы. Сколько из них было реализовано и пришло в бюджет через эти самые штрафы – конечно вопрос. Но в любом случае, это - двойное налогообложение и необходимо разобраться в данной ситуации и исключить необоснованное давление на бизнес.  

По расходам бюджета – основные дополнительные затраты направлены на решение вопросов в социальной сфере, в том числе - на выплату адресной социальной помощи в связи с увеличением численности получателей. По этой статье у нашей фракции нет возражений и мы даже предлагаем правительству в последующие периоды предусматривать резервы на данные цели, учитывая сложное положение, в котором сегодня находятся сотни тысяч малообеспеченных казахстанцев. Это наши люди, и мы обязаны поддержать своих сограждан, помочь им преодолеть бедность и нищету, и встать на ноги в нынешний непростой период. Особенно это касается семей с детьми и инвалидами.

В то же время возникают вопросы к Министерству труда. На протяжении последних 10-ти лет Правительством ежегодно направлялись колоссальные средства на решение вопросов безработицы и развитие массового предпринимательства. Мы даже не знаем, сколько именно десятков или сотен миллиардов на это потрачено.

Но количество получателей АСП говорит о малой эффективности этих мер. Де-факто опора этих программ на обучение и микрокредитование означает стимулирование натурального хозяйства, а не рыночной экономики.

Если бы госорганы действительно обеспечили население занятостью и зарплатой, если бы десятки тысяч рабочих мест и сотни предприятий были созданы не на бумаге, а на самом деле, - то сегодня в стране не стояла бы так остро проблема такого количества безработных и семей без дохода.

Куда эффективнее создать либеральную налоговую и инвестиционную политику, обеспечить предприятия свободным доступом к инфраструктуре, защитить от монополистов и прочих вымогателей.  Рабочие места создаются именно так, а не закачиванием денег в банки и кабинеты чиновников.

Другой спорный вопрос – увеличение расходов на строительство объектов здравоохранения на 23,3 млрд.тенге.

Вынужден напомнить, что депутаты фракции «Ак жол» неоднократно обращали внимание на нецелесообразность дармовой приватизации лечебных учреждений.

Буквально месяц назад, 10 сентября, в депутатском запросе мы приводили пример такой «прихватизации», когда детская клиника в Алматы была подарена (по-другому это нельзя назвать) за первичный платёж в 90 млн., тогда как на счету у самой клиники имелось 170 млн.тг.

И таких примеров масса, причём включая и крупные объекты.

А теперь, раздаривая имеющиеся клиники, государство тратит новые миллиарды на строительство других медучреждений. Которые, при таком подходе, через некоторое время тоже уйдут в чьи-то руки – так получается?

Я думаю, нужно уже разобраться и поставить точку в этой схеме.

Считаю необходимым затронуть ситуацию в сельском хозяйстве.  Депутатская фракция «Ак жол» ещё 13 марта т.г, требовала решить вопрос и погасить задолженность по субсидиям сельхозпроизводителей.

В рамках уточненного бюджета мы видим, что этот вопрос так и не решен и задолженность в размере 37 млрд. тенге не будет возмещена. По разъяснениям Минфина, Минсельхоз должен был представить расчеты эффективности субсидирования для выработки новых методов.

Но ведь программа субсидирования при утверждении правительством несколько лет назад уже проходила межведомственные согласования, каждая статья и её эффективность просчитывались заранее.

С чего вдруг, когда сотни и тысячи крестьянских хозяйств по всему Казахстану поверили государству, вложились в эту программу, часто – с трудом собрав последние копейки, получив кредиты (ради которых прошли семь кругов бюрократов и вымогательств) – с чего вдруг теперь госорганы проснулись и передумали? Что это за простите за выражение, «лохотрон» с аулом?

Вот куда нужно направлять средства для снижения безработицы! Вот откуда идёт рост получателей АСП!

Получается, чиновникам проще платить людям за безделье, чем поддержать тех же самых сельчан в производительном труде.

Это не экономическая политика, а какое-то «королевство кривых зеркал!»

Наша фракция настаивает на выделение средств на субсидирование сельского хозяйства.

В противном случае партия «Ак жол» готова обратиться в суд в защиту сельских предпринимателей. Соответствующий иск к минсельхозу, как оператору этой программы, уже готовится.

Еще один вопрос в части корректировки бюджета в сторону увеличения расходов бюджета: дополнительные 3,7 млрд. тенге планируется направить на «Субсидирование убытков операторов универсальных услуг связи» по Министерству цифрового развития инновации и аэрокосмической промышленности.

При этом весь годовой бюджет по этой статье составляет 7,9 млрд. тенге, т.е. расходы по статье увеличиваются почти на 50%. Возникает резонный вопрос о некачественном планировании в данной сфере, а еще больше – о сомнениях в обоснованности данных расчётов. В век современных технологий себестоимость подобных услуг повсеместно снижается, а наши чиновники без вопросов принимают на веру противоположную тенденцию, да ещё в таких удивительных размерах, как 50-процентный рост затрат. При этом качество связи и охват интернетом по-прежнему вызывают нарекания в обществе.

Счетному комитету необходимо обратить на это внимание и проверить законность увеличения стоимости таких услуг.

В бюджете вновь созданного Министерства торговли и интеграции предусмотрены расходы на содействие продвижению экспорта казахстанских товаров на внешние рынки 10 млрд.тенге.  В рамках этой статьи заложены расходы для обеспечения деятельности торговых представителей за рубежом.  При этом на содержание их представителей предусмотрено 77 млн. тенге в год на каждого. Хотел бы обратить внимание, что продвижение товаров и привлечением инвестиций у нас занимается несколько министерств, и все они имеют свои представительства за рубежом.

Напомню, еще прошлом году в стенах Парламента у депутатов возникали вопросы к «Kazakh Invest», когда выделяли дополнительные средства для создания 10 зарубежных представительств.

Как Елбасы, так и действующий Глава государства в своих посланиях постоянно отмечают необходимость сокращения государственного аппарата. На деле получается наоборот. Тот же «Kazakh Invest» теперь создаёт филиалы в каждом регионе Казахстана, которыми дублируются функции отделов предпринимательства местных акиматов, Региональных палат предпринимателей. Добавим сюда же, что программой массового предпринимательства занимаются и центры занятости, и фонд «Даму», и масса других чиновников с приличными окладами и офисами.

А самим предпринимателям, как видим, денег на развитие на достаётся.

Теперь, как видим, пошла мода открывать зарубежные представительства.   Так может пора уже считать народные деньги и объединить все эти представительства в одном ведомстве. Тем более, что для этого есть официальные посольства Казахстана, основной задачей которых ещё пару лет назад Елбасы определил привлечение инвестиций и содействие экспорту.

Весьма показательно, что наряду с созданием зарубежных представительств, то же Министерство торговли и интеграции возвращает в бюджет как неосвоенные 4 млрд. тенге из запланированных 10-ти млрд. тенге по статье «Возмещение транспортных расходов экспортеров».

Между тем, эта мера поддержки крайне необходима нашим экспортерам, и об этом бизнес сообщает в партию «Ак жол». Государство выделяет, а нерадивые чиновники не могут довести их по назначению. Выходит, им некогда заниматься экспортерами, надо поскорее себя любимых на экспорт отправить в богатые страны.

Аналогично, из-за бюрократических проволочек не освоены средства в размере 8,0 млрд. тенге по проекту «Жас маман» Министерства образования и науки. Проект был успешно провален. И снова никто за это не отвечает.

Уважаемые коллеги,

Учитывая социальную направленность и завершающий характер рассматриваемого документа, фракция ДПК «Ак жол» считает возможным поддержать данный законопроект.  

Однако мы обращаемся к правительству с настоятельной просьбой учесть высказанные замечания и не допускать подобные недоработки госорганов в ходе работы над трехлетним бюджетом.              

Рахмет.