Уважаемый Нурлан Зайруллаевич, уважаемый Аскар Узакпаевич.
Уважаемые коллеги,
Правительством заявлены достаточно высокие темпы реального роста экономики в среднесрочной перспективе с ростом до 4,7% в 2024 г. Главной движущей силой должны стать отрасли обработки и АПК, строительная индустрия, а также сервисный сектор.
Основные корректировки доходной части бюджета происходят в связи с колебаниями мировых цен на минеральные ресурсы. В рассматриваемом бюджете также предусмотрены подобные люфты, например, в прогноз заложена консервативная цена на нефть на уровне 55 долларов США за баррель, тогда как по прогнозам Всемирного Банка, в данный период средняя цена на сырую нефть составит 66-65 долл.
В этой связи, фракция «Ак жол» считает, что Правительству вполне по силам обеспечить заявленный поступательный рост ВВП. Но остаётся открытым вопрос необходимого повышения темпов углубления технологической сложности экономики. Так, по индексу экономической сложности Гарвардского университета, Казахстан занимает 84 место, тогда как Россия – 48, а Беларусь – 31, т.е. мы значительно отстаем даже от соседей.
С этих позиций рассматриваемый бюджет содержит определённые вызовы и, в первую очередь, в плане «работы над ошибками», а также реальной оценки отдельных сегментов планируемого роста.
Например, по данным Министерства национальной экономики, по итогам текущего года ожидается рост обрабатывающей промышленности на 3,2%, в том числе – за счёт роста фармацевтики на 18%.
Но по данным СМИ, за первые 7 месяцев текущего года был отмечен рост цен на фармацевтические препараты на 8,5%, причём в некоторых регионах до 17%. Следовательно, в основе роста отрасли лежит преимущественно ценовой фактор, обусловленный инфляционными процессами, а вовсе не качественными показателями.
Кроме того, согласно прессе, драйвером роста промышленности по итогам 1 квартала 2019 года в очередной раз стала горнодобывающая отрасль, где темпы роста в 3 раза выше, чем в обрабатывающей промышленности.
Тогда не совсем ясно, за счет каких инструментов должна произойти смена драйверов экономики в лице АПК, сервисной экономики, машиностроения, цифровизации, если мы говорим об углублении сложности экономики.
В этой связи, партия «Ак жол» считает необходимым вести практику рассмотрения бюджета, на основе развернутого пофакторного анализа показателей социально-экономического развития, а также мер, связанных с генерированием новых источников роста экономики.
Например, одним из сдерживающих факторов роста сегодня стала недоступность финансирования. Несмотря на различные госпрограммы и всемерную поддержку банков последние 10-12 лет, кредитование юрлиц банками второго уровня в прошлом году упало до анти-рекордных 22% к ВВП. Для сравнения, в стабильных экономиках этот показатель не менее 60%, а в развитых странах типа Германии, Канады, Сингапура – доходит до 200%. Значит, Нацбанк должен найти меры, понуждающие БВУ направлять полученные от государства сотни миллиардов не в ноты НБ, а на кредиты реального сектора.
Подобная аналитика и практические выводы должны стать неотъемлемой частью материалов к республиканскому бюджету.
Доходная часть бюджета
Прогноз доходов (без учета трансфертов) на 2020 г. определен с ростом к уровню 2019 г. на 938 млрд.тг, в основном - за счёт роста налоговых поступлений.
Учитывая, что в связи с передачей КПН от малого и среднего предпринимательства в местные бюджеты по корпоративному подоходному налогу предусматривается уменьшение на 68,7 млрд.тг, - закономерно, что основной прирост налоговых поступлений предполагается по налогу на добавленную стоимость.
Сам прогноз по НДС на 2020 г. рассчитан в сумме 3,8 трлн тг с ростом на 985 млрд.тг. или 35%. Т.е. он превышает планируемый прирост дохода бюджета.
Заявляется, что рост НДС будет обеспечен за счет улучшения администрирования, в том числе цифровизации и снижения теневой экономики.
Однако анализ приведённых данных показывает несколько иные результаты.
Так, прирост поступлений по НДС на товары, работы и услуги должен составить 583 млрд.тг, в т.ч. за счет уменьшения сумм возврата по НДС на 94 млрд.тг и роста поступлений по НДС на внутреннее производство на 584 млрд.тг.
Однако в течении 2020-2021г.г. объем возврата НДС запланирован на уровне 506 млрд.тг не с уменьшением, а с ростом в 2022 г. до 513 млрд.тг.
Да, доля возмещения НДС в валовых поступлениях снизится с 55% до 21%, но в денежном выражении напротив, ожидается небольшое увеличение.
По НДС на импорт запланировано увеличение на 400 млрд.тг.
Но при этом, отношение поступлений НДС к объему импортируемой продукции планируется в 2019 г. – на уровне 13%, 2020 и 2021г.г.- 15,5%, а 2022 г. уже 17,9%.
Т.е. в 2020 – 2022 г.г. поступления превысят действующую ставку НДС (12%), что может свидетельствовать только о тенденциях скрытого (повторного) налогообложения.
По мнению фракции «Ак жол», в таком случае Правительство должно либо указать источники расширения налоговой базы и деловой активности бизнеса, либо честно заявить о необходимости повышения налоговых ставок. И тогда наша фракция готова обсуждать их обоснованность и экономическую целесообразность по каждому конкретному сегменту, учитывая, в том числе, нерациональное расходование этих средств чиновниками. Иначе получается – с одних тянут последние жилы, а другие ни в чём себе не отказывают.
Другим существенным резервом пополнения бюджета, который до сих пор остаётся не задействованным, можно считать результаты деятельности государственных холдингов и национальных компаний в составе ФНБ «Самрук-Казына», «Байтерек» и «КазАгро».
Если в отношении РГП, по некоторым данным, действует правило оплаты в бюджет в качестве дивидендов до 50% чистой прибыли, то для перечисленных мега-субъектов экономики установлены совершенно другие параметры. Как отмечали наши коллеги на рабочих группах, за 2018 г. ФНБ «Самрук-Казына» получил чистый доход в размере 821 млрд тг., холдинг «Байтерек» - около 80 млрд. Однако дивиденды на госпакет акций по итогам года изначально начислен всего на 19 млрд.тг, т.е. около 2%, при том, что именно эти субъекты формируют по разным оценкам от 60% и более % экономики страны, причём во многом - за счёт вливаний из самого бюджета.
В ходе недавнего уточнения бюджета Правительство добилось увеличения выплаты указанных дивидендов на 50 млрд.тг, что заслуживает только признания и поддержки.
Но даже в этом случае, доля отчислений в бюджет от чистой прибыли госхолдингов составит менее 10%.
В этой связи, фракция «Ак жол» призывает пересмотреть сложившуюся практику и обязать квазигоссектор существенно увеличить отчисления дивидендов в бюджет.
Считаем, что в ситуации, когда государство расширяет социальную поддержку граждан, квазигоссектор обязан разделить увеличивающуюся нагрузку.
Фракция выражает поддержку этим усилиям Правительства и призывает продолжить эту работу при уточнении бюджета на 2020 и последующие годы.
Также считаем крайне важным оптимизировать расходы и внешние займы государственных органов.
По мнению Счетного комитета, рост расходов республиканского бюджета (порядка 40%) обеспечен за счет увеличения дефицита, основным источником покрытия которого остается Национальный фонда и внешние заимствования.
При этом, прослеживается стабильный рост расходов госорганов на разовые имиджевые мероприятия, приобретение цветов, посуды, видеокамер, сувениров и т.п..
Согласно оценке Счетного комитета, только 34% бюджетных инвестиционных проектов имею необходимую проектную документацию.
Все это сопровождается опережающим ростом внешнего долга Правительства, который за пять лет (2013 - 2018 годы) увеличился почти в 8 раз (!).
Нагрузка на республиканский бюджет в связи с ростом расходов на обслуживание долга увеличилась с 177,3 млрд. тенге в 2013 году до 585,9 млрд. тенге в 2018 году. Тенденция роста сохраняется и в рассматриваемом бюджете за три года на обслуживание долга будет направлено 2 трлн 423 млрд. тенге или в среднем 6% от запланированного в проекте бюджета объема расходов ежегодно.
В связи со сложившейся ситуацией, фракция ДПК «Ак жол» предлагает провести Парламентские слушания. где рассмотреть отчет Правительства о влиянии полученных внешних займов на социально-экономический рост Казахстана.
О государственных программах поддержки бизнеса
По мнению фракции «Ак жол», важнейшей частью бюджета являются меры по поддержка государством экономического потенциала страны. Согласно данным Счетного комитета, в долгосрочном периоде отдача от бюджетных инвестиций в обрабатывающую промышленность за 2010-2018г.г. обеспечила дополнительные налоговые поступления в бюджет в размере 8,5 тенге на каждый просубсидированный тенге.
Вместе с тем, необходима перезагрузка существующей административной практики реализации бюджетных программ по поддержке предпринимательства и, прежде всего, целевых индикаторов, планируемых мер и систем контроля.
Государством с 2010 г. на поддержку МСБ было выделено 386 млрд.тг, однако явный перекос в сторону малого бизнеса привёл к существенной деформации структуры национальной экономики.
Количество малых предприятий выросло с 66,5 тыс. (2010 год) до 245 тыс. (на 1 июня 2019 года), или в 3,7 раза, а средних предприятий уменьшилось с 8,7 тыс. (2010 год) до 2,6 (на 1 июня 2019 года), или сократилось в обратной пропорции в 3,4 раза.
При этом, согласно данным Комитета по статистике МНЭ, наблюдается другая тенденция: рост как малых, так и средних предприятий.
Остается неясной причина таких расхождений, более того - такие же противоречия встречаются практически по любому сектору экономики.
Как отмечается в Заключении Счетного Комитета, Комитетом по статистике МНЭ многие данные подсчитываются путем выборки с дальнейшим распространением на совокупность, т.е. т.н. методом гипотетического «досчёта».
МНЭ практически не собирает многие важные параметры состояния и развития частного бизнеса. Например, мониторинг мер государственной поддержки по созданию рабочих мест, налоговых поступлений в бюджет, объемов производства продукции в рамках государственных программ вообще не осуществляется, они даже не предусмотрены в действующих формах статотчетности (приказ МНЭ от 5 декабря 2014 года № 129). Как уже отмечали коллеги, провалы в сфере статистики наглядно проявились в ходе начисления АСП, которое высветило огромную разницу между реальностью и официальными данными.
Между тем, без чёткого понимания эффективности процесса, любые меры господдержки также будут носить «гипотетический», а не конкретный характер.
Фракция «Ак жол» полагает, что назрела необходимость работы с достоверными данными, в связи с чем, возможно, нужно рассмотреть вопрос о придании органам статистики независимого статуса, отделив их от операторов бюджетных программ и отраслевых министерств.
Депутатская фракция ДПК «Ак жол» считает возможным поддержать законопроект РК «О республиканском бюджете на 2020 – 2022 годы» с учётом обозначенных вопросов.