18
Октября

Выступление А.Перуашева в ходе обсуждения республиканского бюджета на 2018-2020 годы на пленарном заседании Мажилиса 18 октября 2017 года

Уважаемый Нурлан Зайруллаевич,

Уважаемые коллеги.

Представленный документ предполагает неуклонный рост ВВП до 3,9% в 2020 г.

Наиболее высоких темпов роста предполагается достичь в сельском хозяйстве (до 6,4% в 2020 г.), транспортной инфраструктуре (до 5,2%) и строительстве (до 4,5%).

Именно эти отрасли получат и приоритетное финансирование. Так, расходы на развитие АПК предусмотрены в размере 556 млрд.тг, на программу «Нурлы жер» 209 млрд.тг.

На программу ГПИИР предлагается выделить 233 млрд.тг., но в этом секторе ожидания роста ниже, на фоне так и не достигнутых задач по диверсификации экономики.

Но и в ведущих секторах, каковыми обозначены АПК и транспортная инфраструктура, далеко не всё гладко.

Так, в мае прошлого года депутаты партии «Ак жол» указали на неравнозначный характер замены по-гектарных субсидий в сельском хозяйстве - льготами на приобретение сельхозтехники. Во-первых, без привязки к отечественным производителям, эта замена фактически означает поддержку зарубежных компаний на наши бюджетные деньги.

Но и при этом наблюдается значительное снижение эффективности: так, с начала программы банковские ставки выросли в среднем с 14% до 19%, а уровень субсидий остался на уровне 7%.

То-есть, даже для самых «пробивных» хозяйств сегодня получить средства дешевле 12% - практически невозможно.

Но любой предприниматель скажет, что при таких ставках выгодно только торговать чужими товарами, а никак не производить свои.

Во-вторых, приобретение новой техники сегодня доступно для крупного бизнеса хозяйств, тогда как для малых и средних хозяйств более остро стоят многие другие вопросы, пока не нашедшие нужной поддержки.

На что при такой политике рассчитывает Правительство, заявляя аграрный сектор лидером роста ВВП – нам трудно понять.

Простой «закачкой миллиардов» эту задачу не решить: например, холдинг «КазАгро» получает госсредства под 0,1%, а кредитует сельхозпроизводителей уже под 7%. Другими словами, выделенные из бюджета средства доходят до сельчан в гораздо менее доступном виде, чем нам показывают при рассмотрении бюджета.

Не случайно в заключении Счетного комитета отмечается, что происходит устойчивое снижение конкурентоспособности казахстанской продукции как на внутреннем, так и внешнем рынках по целому ряду товаров – это зерно, картофель, растительное масло.

Очевидно, что все эти проблемы могут сказаться на реализации программ развития АПК самым негативным образом.

Не менее серьёзные задачи поставлены в рамках программы «Нурлы жол». По программе «Развитие автомобильных дорог на республиканском уровне» на три года предусматриваются расходы в общей сумме 705 млрд.тг., из которых 60% составят внешние займы.

Эта программа крайне важна для экономики и населения, уже потому, что сократит время проезда между хабами в среднем на 23%, соответственно снизит затраты ГСМ и расходы бизнеса на транспортировку грузов. Поэтому мы её безусловно поддерживаем.

Однако предложенный формат финансирования создает значительные риски. Уже сегодня внешний долг РК превысил 124% к ВВП, тогда как по европейским нормам крайним критерием считается порог в 60%.

В прогнозе развития на 2018-2022гг. указано, что в целях снижения долговой нагрузки на бюджет ежегодно устанавливаются лимиты правительственного долга и госгарантий.

Концепцией использования средств Нацфонда введено ограничение по объему внешнего долга Правительства и квазигосударственного сектора, в размере валютных активов Нацфонда.

Фракция «Ак жол» считает, что гарантирование кредитных обязательств квазигосударственного сектора, пусть даже и косвенное, активами Нацфонда - методологически неверно. Оно в корне противоречит идеологии создания национальных компаний как субъектов частного предпринимательства и подтверждает наши опасения об угрозе солидарной ответственности государства за их долги.

Гарантирование платежеспособности нацкомпаний должно осуществляться не за счёт государства, а на основе соответствующих рыночных механизмов – страхования, хеджирования рисков и т.п.

В целом же, к 2020 г. ежегодные расходы на обслуживание долга возрастут до 705 млрд.тг, поэтому система контроля за эффективностью привлечения и расходования внешнего долга должна максимально ужесточаться.

В ходе недавнего обсуждения условий инфраструктурных займов спикер Мажилиса Нурлан Нигматуллин обратил внимание на кабальные условия, подписываемые министрами, о привлечении займов, 60% суммы которых уходит в оплату зарубежным консультантам с гонорарами в миллионы долларов.

Буквально на прошлой неделе СМИ сообщили о наложении судом Амстердама ареста на средства Нацфонда в сумме более 5 млрд.долл.США. Указанный суд проигнорировал не только позицию казахстанского Минюста и Нацбанка, но и решение британского суда по этому же вопросу. Мы ожидаем от Правительства объяснений причин произошедшего, а также определения ответственных лиц и возможных мер по спасению этой гигантской суммы, которая в тенге составляет более 1 трлн.650 млрд.

Всё это требует крайне осторожного отношения не только к внешним займам, но и к обязательствам, принимаемым на себя нашей страной в ходе привлечения иностранных инвесторов.

В этой связи, очевидно, назрела необходимость отдельного изучения Парламентом итогов и эффективности внешних займов, их роли в нашей экономике и сопутствующих рисков.

Ещё одной важной темой, не получившей должного развития в бюджете, является роль в национальной экономике факторов внутреннего рынка.

По корпоративному рынку, прежде всего в сфере квазигосударственных предприятий и недропользования, острые дебаты депутатов всех фракций с правительством позволили сформировать определённые подходы к проблеме.

Но ситуацию на открытом рынке только предстоит изучать. Между тем, обороты средств здесь исчисляются в триллионах и способны оказать самое серьёзное влияние на развитие экономики и рост ВВП.

Так, по официальным данным, в 2016 г. розничная торговля составила 7 трлн. 660 млрд.тг., а оптовая торговля вообще превысила 18 трлн.тг.

Этот ресурс никак не получит надлежащей оценки со стороны Правительства и потому остаётся незадействованным в должной мере. Об этом, в частности, свидетельствует прошлогодний рост импорта товаров сразу на 18%.

И в нынешнем проекте бюджета вместо стимулов импортозамещения, опять заложена тенденция дальнейшего усиления импортозависимости нашей экономики и рост объёмов импортируемой продукции до 13 трлн.900 млрд.тг в год, т.е. ещё на 20%!

Получается, огромная доля нашего собственного рынка более чем в 40 миллиардов долларов каждый год «уплывает» за рубеж, хотя могла бы осваиваться казахстанским бизнесом при соответствующей поддержке государства. Вот где источники перманентной девальвации и каналы вывода денег в оффшоры.

Это показывает, насколько в XXI веке необходимо упреждающее управление ситуацией.

Пока же, судя по ряду примеров, Правительство следует вдогонку за событиями, вместо того, чтобы опережать их.

Так происходит и с подготовкой к зиме, и с обеспечение углём, бензином, и с защитой отечественных производителей.

Что касается последнего, то недавние проверки товаров из Кыргызстана выявили, что значительная их часть ввозится по «серым схемам», без подтверждения происхождения и безопасности.

И это проблема не сегодняшнего дня.

Фракция «Ак жол» на протяжении ряда лет настойчиво требует навести порядок в сфере безопасности продукции и пресечь каналы недобросовестного импорта.

Однако ни Правительство, ни уполномоченные органы в Минфине, ни таможенная служба до сих пор не реагировали должным образом. 

Только за последнее время нами были направлены 5 депутатских запросов на эту тему, включая запрос от 4 октября т.г., т.е. всего две недели назад.

Между тем, ещё в 2014 г. комитет защиты прав потребителей отмечал, что до 60% всей импортной продукции не проходит контроля и не соответствует требованиям казахстанских регламентов. Отечественные производители давно считают кыргызскую границу «брешью» для ре-экспорта китайских товаров на территорию ЕАЭС. 

Сегодня СМИ сообщают, что Кыргызстан обратился в ВТО и Евразийскую комиссию по поводу действий казахстанских органов. Это право наших уважаемых соседей, которым мы желаем успехов и процветания.

Но считаю нужным напомнить, что в нынешнем послании «Третья модернизация Казахстана» Глава государства прямо отметил, цитирую: «Необходимо обеспечить защиту и продвижение национальных экономических интересов в рамках международного сотрудничества. Это касается, прежде всего, работы внутри ЕАЭС, ШОС, сопряжения с Экономическим поясом Шелкового пути» - цитата окончена. 

И дело здесь вовсе не в Кыргызстане, а в экономических интересах и безопасности нашего собственного населения, за что прямо отвечает государство. Жёсткому контролю должна подвергаться любая ввозимая в Казахстан продукция из любой страны. Не случайно, как сообщают сами же кыргызские СМИ, меры контроля наша страна усилила и на границе с Россией.

И наша фракция ожидает от Правительства, что данная работа будет вестись не от случая к случаю, а на постоянной и системной основе, включая соответствующее финансирование.

Сфера технического регулирования безопасности продукции и стандартов качества должна стать неотъемлемой частью программы индустриализации и диверсификации экономики. Только через индустриализацию, с развитием собственного производства мы обеспечим и новые рабочие места, и реальный уход от нефтяной и импортной зависимости, и надёжную гарантию от девальваций, и стабильный рост ВВП, и сильный бюджет.

 

Уважаемые коллеги.

Рассматривая предложенный проект 3-летнего бюджета нужно иметь в виду, что, во-первых, это основной финансовый документ, по которому государство будет жить предстоящий период, в том числе – исполнять текущие программы развития, выплачивать зарплату врачам и учителям, пенсии старикам и социальные пособия нуждающимся. Поэтому, хотя и с максимально возможными корректировками, но не нарушающими баланс расходов и доходов, мы обязаны его принять.

Во-вторых, ответственность за его реализацию, и прежде всего даже не в освоении средств, а в достижении конкретных результатов – остаётся за правительством и соответствующими администраторами бюджетных программ. И я просил бы коллег проявить требовательность весной, когда мы будем заслушивать отчёт правительства об исполнении этого документа.

С условием проработки указанных вопросов в ходе исполнения бюджета, фракция ДПК «Ак жол» считает возможным поддержать предложенный проект.