Уважаемые коллеги!
Фракция «Ак жол» в целом поддерживает рассматриваемый законопроект, поскольку он реально создает условия для формирования инвестиционной привлекательности отрасли и, прежде всего - в секторе геологоразведки. Сегодня, когда в мире высокая конкуренция за инвестиции, когда экономике нужны новые ресурсы, эти преимущества законопроекта очевидны.
В то же время наша фракция хотела бы обратить внимание на ряд существенных вопросов.
Прежде всего, нужно понимать, что перед нами, наверное, не стоит задача немедленно разведать, распродать и проесть наши природные богатства. Задача в другом - чтобы Богом данные природные ресурсы служили опорой дальнейшего развития экономики, вызывали за собой цепочку последствий в развитии индустриализации, диверсификации и модернизации экономики и так далее.
Все эти вопросы прямо связаны с понятием казахстанского содержания.
И именно по этой части у фракции «Ак жол» имеется целый ряд претензий, когда при вроде бы декларируемых законопроектом открытости, прозрачности, конкурентности – на деле, все эти принципы ставятся под большое сомнение.
Например, предлагается информацию о казахстанском содержании отнести к конфидециальным сведениям. С какой стати? Во всем мире, начиная с 2002 года, когда была развитыми странами была выдвинута инициатива прозрачности добывающих компаний - открытость информации о деятельности иностранных инвесторов давно стала правилом. Тем более, что и Казахстан присоединился к этой инициативе в 2005 году. Поэтому наше общество имеет полное право знать, насколько иностранные, да и отечественные недропользователи выполняют требования о закупках местного оборудования у отечественных производителей и подрядчиков, местных товаров и услуг, насколько добросовестно привлекает местных работников. Эта проблема действительно острая, и все мы о ней прекрасно знаем.
Ещё одна норма, о которой уже сказал наш коллега Пшембаев, что законопроектом в неких «исключительных» случаях предоставлялось право недропользователям проводить тендеры за рубежом. Это уже было, мы это проходили, когда тендеры проводились в Лондоне, в Дубаях, в оффшорных зонах. К чему это привело, мы тоже хорошо знаем: казахстанские подрядчики и производители оставались без шансов даже обслуживать инвесторов в собственной стране.
Я признателен сейчас министру по инвестициям, г-ну Касымбеку, который поддержал предложение депутатов об исключении этой нормы. Все тендеры недропользователей должны проходить на территории Республики Казахстан, чтобы к ним получили доступ отечественные производители товаров и услуг.
Следующая резонансная норма, по поводу которой поступают обращения предприятий во фракцию «Ак жол» - о передаче функции по регулированию закупок недропользователей (и рассмотрению споров) в некую комиссию при ассоциации, аккредитованной при НПП.
Теоретически это возможно красиво, но надо учитывать реалии, с которыми сталкиваются предприятия. Сегодня, как правило, вокруг любого крупного недропользователя уже сформирован пул традиционных поставщиков и подрядчиков, которые никого со стороны туда стараются не подпускать. Там порой имеют место и откаты, и корпоративная коррупция, о которой тоже говорить необходимо. Как минимум, элементарное ограничение конкуренции и аффилированность.
И если предполагается передать функцию по регулированию закупок в ассоциацию самих же недропользователей, то сразу говорю, что это предложение легализовать корпоративную коррупцию, чего мы допустить ни в коем случае не должны.
Там же возникает и ещё один парадокс: проектом кодекса предусматривается, что политика местного содержания в закупках недропользователей осуществляется через государственный уполномоченный орган. Например, вводится требование обеспечить не менее 50% казахстанских товаров в закупках иностранных инвесторов. У госоргана есть и ответственность за исполнение этих обязанностей.
В то же время, само компетенция по регулированию закупок недропользователей - передается в негосударственную ассоциацию без какой-либо ответственности.
Интересно получается: отвечать будет по-прежнему государственный орган, при том, что он теряет механизмы влияния; а ассоциация получает компетенцию по регулированию, но никакой ответственности не несет. При таком подходе, коллеги, норму о казахстанском содержании мы фактически делаем пустой декларацией.
Интересно, что эти нормы вносятся уполномоченным органом под видом соблюдения требований ВТО. Я хотел бы обратиться к разработчикам, что они, наверное, прежде чем становиться агентами ВТО, должны быть сначала патриотами Казахстана и государственными служащими Республики Казахстан.
Иначе складывается такое впечатление, что некоторые государственные служащие исходят из собственных теоретических представлений, не имея опыта на предприятиях внутри страны и не понимая, как работают правила ВТО в действительности. Между тем, в вопросе защиты казахстанского содержания речь идет о выживании предприятий, а не о том, чтобы им что-то лишнее ухватить.
На днях закончился Форум машиностроителей Казахстана, куда приглашались международные эксперты по ВТО из Великобритании, Австрии, других стран. По их данным, все случаи разбирательства в ВТО, какие имели место быть за десятилетия существования этой организации, проходили между гигантами экономики, например, между Китаем и Европейским союзом, между США и Индией – то есть, там, где промышленная политика способна повлиять на мировые экономические тенденции и рынки.
В этом плане, объёмы промышленного производства Казахстана по той продукции, которую закупают недропользователи – оборудование, ремонт и обслуживание скважин, спецодежда и т.д. – эти объёмы просто мизерны и никакого влияния на международные рынки оказать не способны. В масштабах ВТО наши машиностроители или швейные фабрики никому не угрожают.
Более того, правительства многих стран-членов ВТО реализуют политику местного содержания в той или иной форме, причем эти нормы очень вариативны, то есть используются различные методы поддержки отечественного бизнеса.
Напомню, что на открытии второй сессии Парламента пятого созыва 3 сентября 2012 года Глава государства сказал следующее (цитирую): «Все страны поддерживают своего производителя. Этот опыт очень важен для нас. Поручаю Правительству и фонду «Самрук-Казына» изучить мировую практику и выработать собственную модель поддержки казахстанского производителя» – цитата окончена.
И что? Вместо того, чтобы изучить мировую практику и поддерживать производителя, нам предлагают сейчас оставить вообще наших товаропроизводителей один на один с сырьевыми магнатами. Разве мы не знаем, что при этом произойдет?
Нужно добавить, что ВТО - это вообще-то переговорный процесс. Переговоры по вступлению Казахстана в ВТО вели эти же самые государственные органы и их чиновники. Тогда, вопреки возражениям бизнеса, они сдавали позиции Казахстана в рамках переговорного процесса, а теперь эти несправедливые требования перекладывают на наших предпринимателей.
Я думаю, что неслучайно в нынешнем Послании «Третья модернизация Казахстан: глобальная конкурентоспособность» Глава государства обратил внимание на приоритет национальных экономических интересов Казахстана в отношениях с международными организациями и инвесторами.
Нам поэтому необходимо не приносить в жертву своих производителей, а, наоборот, изыскивать механизмы, институты и инструменты для их защиты, иначе мы столкнемся с прямой угрозой де-индустриализации экономики Казахстана.
Сегодня мы видим позитивные тенденции в экономике, видим, что идет определенный рост промышленного производства и диверсификации. Да, эти позитивные перемены ещё не стали необратимыми, но они есть, мы их приветствуем и будем поддерживать.
Но и уполномоченный орган должен поддержать наших производителей, подрядчиков, сервисные предприятия. А иначе - просто посмотрите, что происходит вокруг крупных иностранных сырьевых компаний. Менеджеры создают аффилированные или подставные лица, которым отдают основные объёмы, подряды и контракты. А казахстанские компании, давно работавшие в этой отрасли, вдруг остаются без тендеров, закрываются, сотни работников выбрасываются на улицу. Но это же наши граждане! Это же наша экономика!
Уважаемые коллеги, фракция «Ак жол» поддерживает рассматриваемый законопроект, считает его важным - он направлен на улучшение инвестиционного климата, расширение нашего экономического потенциала. Но призываю еще раз, чтобы этот потенциал, прежде всего, работал на наши собственные национальные экономические интересы.
Предлагаем в этой части отказаться от всяких сомнительных решений, и оставить регулирование казахстанского содержания за государственными органами, так как ответственность за нашу экономику в любом случае лежит на них.
Спасибо за внимание.