Вывести местную полицию из подвалов и закутков, установить открытые стационарные посты на оживлённых улицах и в спальных районах предложили «акжоловцы» – выступление депутата Берика Дюсембинова в ходе «парламентского часа»
Выступление Берика Дюсембинова в ходе «парламентского часа»: «О ходе становления местной полицейской службы и первых результатах ее деятельности в обеспечении охраны общественного порядка и дорожной безопасности, а также профилактики правонарушений», 16 мая 2016 года
Уважаемые коллеги!
Вот уже несколько месяцев, начиная с 1 января 2016 года, охрана общественного порядка осуществляет местная полицейская служба. Однако вряд ли кто-то из казахстанцев заметил кардинальные изменения в части повышения безопасности на улицах. Для этого нужны не столько переименование, сколько восстановление доверия граждан к органам правопорядка.
Примером для казахстанской полиции может стать Япония, где по статистике уровень уличной преступности является одним из самых низких в мире.
По мнению некоторых экспертов это объясняется «особенностями менталитета японцев», их законопослушностью. Но при этом не учитывается, что менталитет не врожденная категория, он формируется годами общественной практики. В истории Японии были периоды разгула преступности, в том числе и уличной. А нынешняя законопослушность японцев — во многом результат многолетней целенаправленной деятельности полиции.
Одним из наглядных примеров организации работы японской полиции представляется система городских полицейских участков — «кобан», что в словарях переводится как «полицейская будка», а дословно означает «общающийся сторож».
«Кобан» — это, как правило, специальное строение общей площадью 50–60 кв. метров, с широкими прозрачными окнами, через которые дежурный хорошо виден с улицы и одновременно осуществляет наблюдение за происходящим вокруг и способен оперативно реагировать на происшествия, что считается весьма важным для формирования чувства защищенности у граждан.
В Японии «кобан» появились в 1874 году. Страна переживала бурные социальные перемены. Обострилась проблема уличной преступности. Даже привлечение армейских подразделений для патрулирования не давало результата.
Стало ясно, что нужны не проходящие патрули, а стационарные посты, расположенные в наиболее злободневных местах. Тогда и появились данные участки, т.е. «уличные грибки», под которыми укрывались от непогоды «общающиеся сторожа», дежурные полицейские «шаговой доступности».
Подконтрольные «кобан» районы нарезаны так, что в любое место своего района полицейские по вызову могут прибыть из «будки» за две-три минуты, т.к. процент раскрытия преступлений в случае прибытия полицейского на место преступления в течение трех минут в 1,5–2 раза выше, чем при прибытии через пять-десять минут.
Оперативность реагирования обеспечивает японской полиции отличные показатели в раскрытии преступлений сравнительно малыми силами.
Многие обязанности полицейских «кобан» совпадают с должностными инструкциями наших участковых. При этом главная задача японских полицейских — эффективная помощь любому обратившемуся, включая заблудившихся иностранцев. Так, в подразделения «кобан» вблизи туристических центров обязательно включаются лица, владеющие английским языком.
Вся система «кобан» принята властями Японии для того, чтобы «полиция была ближе к народу».
Японские полицейские добились уважения у населения прежде всего потому, что граждане находят в их лице защитников, доброжелательных помощников, советчиков, просто отзывчивых должностных лиц, стремящихся оказать практическую помощь не только в беде, но и в обычном затруднении.
Полицейские в Японии оправдывают свое название «общающиеся сторожа»: они в «шаговой доступности» и к ним идут просто поговорить, излить душу, рассказать о своих проблемах. В последние годы полицейские начали изучать азбуку жестов для общения с глухонемыми.
В Японии преобладает ощущение защищенности в любое время дня и ночи, поскольку кажется, что «полицейские встречаются на каждом шагу».
Хочу отметить, что опыт Японии на сегодняшний день успешно применяется в Сингапуре, Корее, Тайване, Индонезии, Китае, Бразилии и нескольких штатах США.
Так, согласно данным ООН, Бразилия до 2014 года относилась к государствам с самым высоким показателем преступности в мире. После внедрения японской системы, ситуация с охраной общественного порядка Бразилии значительно изменилось в положительную сторону. Данный опыт Бразилии был перенят государствами: Сальвадор, Гватемала, Коста-Рика, Гондурас.
Учитывая многолетнюю положительную практику японской полиции в борьбе с преступностью, успешно реализуемую на протяжении более 120 лет и перенятую многими другими странами, почему бы Казахстану не последовать по тому же пути, отойдя от консервативных методов работы?
Тем более, что в нашей стране очень немногие верят в радужные проценты в докладах властей об успехах в борьбе с преступностью. Население больше верит «сарафанному радио», в котором преобладают рассказы очевидцев об отказах полицейских выполнять свои обязанности, 'крышевании' криминала, поборах.
Основная мысль внедрения системы 'кобан' — полиция должна стать непосредственным участником каждодневной жизни общества, таким же обычным, как 'магазин у дома'. И должна вызывать такое же доверие.
Сегодня у большинства граждан, встречающих на улице полицейских в форме, их вид ассоциируется с неприятностями и тревогой. И это понятно, так как в нашей жизни полицию вызывают только в случаях как минимум кражи или бытовой драки. В нашей жизни, встреча с полицией даже по своей воле - это крайне неприятная процедура, хотя порой и необходимая. Естественно, такое отношение вызывает и ответную реакцию у самих полицейских, которые остальных граждан часто рассматривают как подозрительных лиц.
Об отношениях взаимного доверия или доброжелательства в этих условиях можно не говорить.
Эту атмосферу взаимной неприязни можно и нужно изменить методом 'погружения' полицейских участков не только в ситуации 'по тревоге', но и в обыденную жизнь городов и сёл. Постоянно находясь на виду у земляков, наблюдая за их каждодневными делами и участвуя не только в расследованиях, но и в обычных житейских ситуациях, полиция постепенно может стать привычным и - очень важно! - мирным атрибутом наших улиц. Особенно, если это присутствие будет сопровождаться нужным и доброжелательным содействием в рядовых событиях - от перехода через улицу пожилого человека, до разъёма дерущихся мальчишек.
Сегодня опорные пункты местной полицейской службы, как правило, располагаются в подвальном помещении либо во дворе жилого дома. На их поиски в случае необходимости уходит немало времени, а сама работа полицейских осталась без каких-либо изменений и ничем не отличается от работы прежних участковых.
Я считаю возможным предложить акиматам вывести местную полицию из подвалов и закутков, установить открытые людям и для наблюдения небольшие стационарные посты на оживлённых улицах и в спальных районах. Помимо прочего, свет из широких окон таких участков служил бы предупреждением криминалу и ориентиром безопасности гражданам в ночное время.
В преддверии проведения Всемирной выставки «EXPO-2017» наша страна ожидает прибытия тысяч гостей со всего мира. Кроме того, учитывая то, что в последние годы особое значение государства уделяется развитию туристической отрасли, подобные полицейские участки позволят обеспечить прозрачность, тесное взаимодействие полиции и населения, будут способствовать профилактике и предотвращению уличной преступности, а также значительно повысят чувство защищенности граждан и иностранных гостей.
Стабильность в обществе, уменьшение количества правонарушений тесно взаимосвязаны с общим развитием нашего государства и его приобщением к лучшему опыту цивилизованных стран мира.
Благодарю за внимание!