20
Декабря

Выступление А.Перуашева на правительственном часе о ходе цифровизации налогового и таможенного администрирования

Уважаемые коллеги!

В партию «Ак жол» идут постоянные обращения предпринимателей, причем как от малого и среднего, так и от крупного бизнеса по поводу разногласий, претензий к фискальным органам. Причем надо понимать, что предприниматели обращаются к депутатам уже в последнюю очередь, когда пройдены все возможные этапы разбирательств.

Хотел бы отметить, что в целом и Министерство финансов, и Комитет государственных доходов проявляют достаточно большую открытость по нашим обращениям, участвуют в заседаниях фракции, при необходимости дают разъяснения, более того, принимают в работу те вопросы, которые мы ставим в текущем режиме. Это показывает, с одной стороны, готовность данных госорганов к взаимной работе, с другой – насколько большой материал поступает и насколько большие задачи сегодня решаются.

Сейчас уважаемый Ерұлан Кенжебекұлы, выступая перед нами, заявил дословно, что главная задача – это цифровизация процедур. Я хотел бы обратить внимание, что вообще-то главная задача – не цифровизация. Главная задача – это обеспечить прозрачность и простоту взаимоотношений между бизнесом и государством, в интересах как бизнеса, так и государства. А цифровизация – это инструмент, который мы можем при необходимости дорабатывать, пересматривать и уточнять.

Из тех нововведений, которые связаны с цифровизацией, есть интересная вещь. Когда недавно мы рассматривали законопроект о новом регулировании предпринимательской деятельности, было задекларировано правило «one in two out», то есть когда вводится один новый вид регулирования, то два других вида регулирования должны ставиться на утрату.

Зачитываю из обращений крупных предприятий, которые работают с импортируемыми материалами и комплектующими: «Информация, содержащаяся в сопроводительных накладных на товары, дублируется в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме 328. Предполагалось, что СНТ заменят накладные на отпуск товаров по форме 3-2 согласно приложению №26 к приказу Минфина от 20 декабря 2012 года №562, на основании которого производится списание товаров. Но эту форму никто не отменял, ее по-прежнему необходимо также заполнять. Кроме того, справедливо возникает вопрос о соотнесении СНТ с такими документами и процедурами, как сертификат происхождения товаров или отнесения к ТН ВЭД».

Всё письмо дословно читать не буду, но позвольте ещё одну короткую цитату оттуда: «Фактически функции таможенного органа по оформлению ввоза импортируемого товара и материалов переложили на плечи налогоплательщиков. Вся информация, содержащаяся в СНТ, дублируется затем налоговыми агентами в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. В итоге налогоплательщики выполняют двойную работу по учету импортируемых материалов.

Планируемая выписка СНТ на реализацию товарно-материальных запасов в виртуальном складе предполагает также увеличение кадров в штатном расписании минимум на три единицы, так как возрастает вдвое нагрузка по ведению учета – учет материалов, учет товаров, учет производства. Помимо реализации товаров, возникает необходимость ведения учета производства готовой продукции из полученных материалов и дальнейшей реализации.

Данная функция в виртуальной стадии не отрегулирован на сегодняшний день. Предполагалось, что СНТ заменит накладные на отпуск товаров, но фактически идет двойное оформление одной и той же отчетности».

Это по СНТ. При этом я хотел бы выразить признательность Комитету государственных доходов за то, что хотя бы в отношении малого бизнеса в сфере розничной торговли они пошли навстречу и отказались от СНТ.

По электронным счетам-фактурам ситуация для малого бизнеса также пока неактуальна, так как это форма отчетности применяется только к плательщикам НДС. Но мы сегодня становимся свидетелями встречных движений: с одной стороны, понижается порог отнесения к НДС, с другой стороны, идут процессы накопленной инфляции, которые сказываются прежде всего на ценах на потребительские товары. В результате, уже и перед малым бизнесом в сфере розничной торговли ясно маячит включение в плательщики НДС; соответственно, появляются и риски для них попасть в перечень субъектов, которые подпадают под применение электронных счетов-фактур.

Наибольшие же возражения предпринимателей в рамках цифровизации связаны с введением маркировки товаров. Сейчас нам рассказывали о том, что отменили маркировку для алкоголя и ограничили в отношении табачной продукции. Но применение маркировки по некоторым другим видам товаров уже настолько ударило по малому бизнесу в сфере розничной торговли, что по всей стране идет движение «Белый шар» – предприниматели маленьких магазинчиков не согласны с введением маркировки. Почему? Я объясню.

Например, ввели маркировку после так называемого «пилотного обследования» для обуви. Можно смеяться, можно плакать - те, кто к нам обращаются, плачут. Теперь для того чтобы провести маркировку или отчитаться об имеющихся складских запасах, предприниматели обязаны сфотографировать в анфас и профиль каждую пару обуви, каждый ботинок, дать данные о коробке (глубина, ширина, длина каждой коробки). Эти фотографии должны отправить потом в уполномоченный орган. Причем на фотографирование уходит 5 минут, на отправку уходят часы, потому что сотни и тысячи фотографий грузятся, а тем более отправляются часами. Во-вторых, как говорится в обращении предпринимателей, в одном среднем обувном магазине в запасе хранится порядка 50 тысяч пар обуви. Представьте, сколько времени и терпения нужно, чтобы сфотографировать каждый ботинок (правый и левый), внести данные каждой коробки, загрузить и отправить эти данные.

По расчетам, которые представлены в письме, требуется 595 человеко-дней для того, чтобы отчитаться и промаркировать 50 тысяч пар обуви в одном среднем магазине. При количестве рабочих дней в году 220-230, это почти три года работы!

При этом разрешается торговать немаркированными остатками до 1 апреля 2022 года, причем эта норма не учитывает, что вообще-то обувь – это сезонный товар. Есть товар, который еще находятся на складе, не поступил в продажу, но уже закуплен. То есть до весны у них есть возможность отчитаться только по зимней обуви. А демисезонная обувь, летняя обувь?

Вы, уважаемые коллеги, здесь не учитываете массу вещей, с которыми сталкиваются предприниматели в своей работе.

Напомню, что 26 декабря 2018 года, когда в этом зале ратифицировалось Соглашение о введении обязательной маркировки товаров, фракция «Ак жол» единственная не поддержала эту ратификацию. Мы тогда высказали целый ряд претензий, связанных в том числе и с тем, куда поступает выгода от этих обязательных платежей. Ведь фактически вид налогообложения, раз его должны оплачивать все граждане, все предприниматели. Но тогда почему эти средства поступают не в бюджет, а в какую-то частную компанию, причем где основную долю играют не казахстанские участники?

Второй момент, о котором мы говорили, что это приведет к удорожанию товаров. С нами тогда спорили налоговики, а в итоге, когда проводили пилот по молочной продукции, выявилось, что удорожание доходит более 30 %. По обуви, как сообщают предприниматели, удорожание составит от 10 до 25 %, и мы сегодня это уже видим.

Я к тому, что нам надо максимально внимательно к таким вещам относиться. Предприниматели сообщают, что орган, который сегодня определен оператором по той же маркировке, не прислушивается к их сигналам, предложениям улучшить, доработать платформу. Сейчас многие коллеги говорили, и вы говорили, уважаемые представители Министерства финансов, что нужно усилить разъяснительную работу. Но дело не только в ваших разъяснениях, мы же говорим о «слышащем государстве». Вы, пожалуйста, также слушайте тех, кто применяет эти нормы. Когда МСБ обращаются к оператору маркировки, по-моему, дочерней организации «Казахтелеком», то там просто говорят: нет, будете делать так, как мы сказали, и все. А разве у нас фискальная система для оператора? Разве он решает, что нужно государству и бизнесу? Повторюсь: главное не цифровизация сама по себе, а выстраивание прозрачных и понятных отношений между бизнесом и государством. И всякие операторы здесь только инструмент, но не они должны определять формат этих отношений.

Мы хотели бы, чтобы все-таки было взаимное движение. Раз уж приняли такое решение по маркировке, то нужно, чтобы это была дорога с двусторонним движением.

Вот что пишут предприниматели: «Маркировка сегодня стала бессмысленной и беспощадной. Даже у крупных предприятий регулярные сбои и ничего не работает, невозможно провести сканирование, невозможно оформить акт приема-передачи, списать с виртуального склада, а за каждый сбой системы штрафуют предпринимателя». Там еще много чего, по этим письмам мы сейчас готовим обращение в уполномоченный орган.

В целом вопрос цифровизации очень важен. Она действительно позволяет нам улучшить, ускорить процедуры, но при этом мы к сожалению, видим, что не всегда бывают услышаны те, для кого это всё предназначено. Повторюсь, что цифровизация – не самоцель. Если предлагаемый вами формат цифровизации создает для бизнеса головные боли, если ведет к увеличению расходов, непроизводственных затрат и увеличению стоимости товара, то наверное, формат не совсем правильный, давайте слышать ваших контрпартнеров.

Одна из вещей, о которых мы сегодня тоже говорили – по поводу пилотных проектов в рамках цифровизации. Вы знаете, что при обсуждении того же законопроекта о новых форматах регулирования предпринимательской деятельности, фракция партии «Ак жол» вносила поправку – запретить пилотные проекты в условиях, когда бизнес находится в стрессовой ситуации. У нас два года в условиях пандемии многие предприниматели вообще закрывались, не работали, и в то же время проходили пилотные проекты, о которых они узнали постфактум, если говорить, например, об обуви.

Я получил письмо от Министерства финансов, где нам предложили эту поправку рассмотреть в другом законе. Хорошо, мы её сняли, но давайте к ней возвращаться. Надо отрегулировать порядок проведения пилотных проектов, иначе получается так, что большая часть предпринимателей, во-первых, не знает о том, что конкретно там предлагается; во-вторых, результаты иногда подгоняются под ваши ожидания, уважаемые коллеги.

И еще один момент. Наш коллега Аманжан Макаримович сейчас привел пример с «Ashyg», который стал использоваться, получается, в фискальных целях. Что отвечает уважаемый мною господин министр? Он говорит, что «от бизнеса не было жалоб». Ну так вот вам конкретная жалоба, о которой рассказал наш коллега. Вы её не считаете что ли? Извините, но я, например, тоже думаю, что у каждого инструмента должен быть свой функционал. Когда вы включаете в систему управления рисками по налогам - показатели, которые не относятся к фискальным данным, - то это вещь сомнительная.

Сегодня в условиях цифровизации, появляется много разной информации о любом человеке - о нарушениях Правил дорожного движения, или с камер наблюдения у подъездов, у частных домов и так далее. Если вы будете в налоговых целях использовать такие вещи, то это уже вмешательство в личную жизнь граждан. С правовой, этической точек зрения - это более чем сомнительно. Это и нарушение защиты персональных данных, и фактически, такие методы – это методы оперативно-розыскной деятельности, на которые необходимо получать санкцию прокурора или судебного судьи. Но тогда вы каждого налогоплательщика негласно делаете подозреваемым по уголовному делу. На каком основании?

Наверное, по системе управления рисками нужно отдельно разбираться, что можно использовать, а что нельзя использовать. Вы говорите, что бизнес не жаловался. Да, бизнес вынужден был считаться с «Ashyg», и это решение было правильным, мы сейчас видим, что удалось сбить волну заражений, слава Богу, но у «Ashyg» в любом случае другое предназначение. Давайте использовать инструменты не для того, чтобы ущемлять права предпринимателей, а для того, чтобы находить взаимоприемлемые решения. В конце концов, мы же партнеры, у нас нет задачи нанести ущерб государству, а у государства нет задачи ущемлять бизнес. Поэтому я призвал бы вас наладить обратную связь, адекватно ее воспринимать в рамках своей работы.

В целом фракция «Ак жол» считает вопросы цифровизации очень важными. Мы считаем, что они позволят нам снять многие вопросы, связанные с внеправовым, коррупционным давлением на предпринимателей. Поэтому мы приветствуем работу в этом направлении.

Мы сейчас стоим в начале большого пути. Давайте быть внимательными друг к другу. Спасибо.