17
Март

Выступление А.Перуашева в ходе обсуждения законопроекта о закупках отдельных субъектов квазигоссектора на пленарном заседании Мажилиса

Уважаемые коллеги.

Прежде всего хотел бы напомнить, что ещё в 2013 г. фракция «Ак жол» выступила против исключения из закона «О госзакупках» мер поддержки отечественных производителей, мы голосовали против такого решения правительства на пленарном заседании Мажилиса.

Министерство финансов тогда заверило нашу фракцию в официальном письме, что все меры поддержки ОТП будут перенесены в закон «О закупках», которым планировалось охватить процедуры в квазигосударственном секторе.

В дальнейшем мы направили полтора десятков депутатских запросов, в которых настаивали на принятии такого закона. Однако госорганы и тот же Минфин неизменно отвечали, что считают его нецелесообразным. За эти восемь лет сменилось 4 или 5 министров финансов.

Тем не менее, сегодня этот законопроект в Мажилисе, и это само по себе уже позитивный факт, который нужно приветствовать, тем более что он опирается на положительный опыт Фонда «Самрук-Казына», где последние годы предпринимается немало усилий в поддержку отечественного бизнеса, вырабатываются новые подходы, которые, с одной стороны, - помогают экономить государственные средства, снижают возможности для коррупции, а с другой – позволяют стимулировать казахстанских производителей.

Такой подход заслуживает самого принципиального одобрения и должен стать стратегической линией в государственной экономической политике.

Фракция «Ак жол», постоянно и напрямую работающая с руководством Фонда «Самрук-Казына» по обращениям отечественных предприятий, может только поддержать политику холдинга. Более того, считаем, что опыт ФНБ не должен ограничиваться компаниями Фонда, а должен быть распространен на все квазигоспредприятия.

В то же время, на наш взгляд, законопроект требует доработки по ряду немаловажных моментов.

Так, документ содержит всего 18 статей общего характера, носит рамочный характер, и подразумевает, что в практической работе нацкомпании и нацхолдинги будут руководствоваться не только законом, но и собственными правилами закупок.

Во-вторых, законопроект охватывает не весь квазигоссектор, а лишь нацхолдинги, нацкомпании и СПК. За его рамками остаются различные ТОО и РГП при центральных и местных госорганах, которые регулируются законом «О государственных закупках», из которого, повторюсь, ещё в 2013 г. были исключены меры поддержки отечественного бизнеса.

Фракция «Ак жол» считает необходимым вернуться к этим нормам. И раз уж разработчик категорически возражает против включения этой части госсектора под действие настоящего закона, в таком случае предлагаем в рамках сопутствующего законопроекта внести меры поддержки казахстанских предприятий непосредственно в закон о госзакупках.

В-третьих, ст.4 рассматриваемого законопроекта указан такой принцип закупок, как «оказание поддержки отечественным производителям», но нигде далее закон не содержит конкретных норм о поддержке отечественных производителей. А ведь это составляло основный смысл наших требований все годы - обеспечить защиту национального бизнеса на уровне закона. Между тем, подобные предложения есть, они обсуждаются, как, например, ограничение срока оплаты поставщикам, о чем сейчас говорил спикер.

Более того, п.13 ст.1 указывает, что Закон не распространяется на – цитирую «иные случаи, предусмотренные правилами осуществления закупок». Тем самым, правила, утверждаемые субъектами закупок, ставятся выше закона, и любой субъект своим решением может сделать для себя исключение из его требований.

Мы считаем такой подход недопустимым, и вчера поправка депутатов фракции «Ак жол» об исключении этой нормы была принята рабочей группой, за что мы признательны коллегам из других фракций.

Другой момент: п.3.Ст.7 подзаконные акты также ставятся выше закона – так, предусмотрено, что – цитирую «Правилами осуществления закупок могут предусматриваться иные ограничения участия в закупках». Мы настаиваем, что все ограничения должны быть регламентированы на уровне закона. Министр Жамаубаев сейчас согласился исключить эту норму, ловим вас на слове.

Очень своеобразно разработчик трактует и такой важный момент, как контроль за закупками.

П.1.с.13 предусмотрено, что – цитирую «Национальные управляющие холдинги, национальные компании… определяют порядок работы централизованной службы по контролю за закупками».

Т.е. минфин хочет, чтобы порядок – что можно контролировать, а что нет, - определяли сами контролируемые. Очень странная логика.

Учитывая высокие коррупциогенные риски в данной сфере, а также миллиардные суммы сделок – такой подход напоминает пословицу, как лисе доверить охранять курятник.

Не удивлюсь, если потом в правилах появится такой порядок контроля – никуда не лезть, а просто спросить, всё ли хорошо, под честное пионерское.

Исходя из накопленного опыта, нас такой подход не устраивает, поэтому фракция «Ак жол» настаивает, чтобы порядок контроля нацкомпаний определяли не они сами, а независимая от них централизованная служба, либо госаудит, так как в любом случае эти субъекты распоряжаются государственными деньгами.

У отечественных предприятий есть и другие вопросы по законопроекту – такие, как компетенция уполномоченного органа в сфере закупок, регулирование закупок, их контроль и порядок обжалования; финансирование оффтейк-контрактов и т.д.

Уверены, что эти механизмы можно и нужно повернуть лицом к казахстанскому бизнесу.

В этой связи считаю уместным напомнить, что в программе демократической партии «Ак жол» поставлена задача усилить полномочия Парламента в утверждении и контроле бюджета государства, включая бюджеты нацкомпаний и госпредприятий.

«Многие из них своими непомерными аппетитами обирают государственную казну, служат источником незаконного и бесконтрольного обогащения за счёт государства. Здесь регулярно всплывают коррупционные схемы, квазигоссектор формирует огромную долю внешнего долга, при гигантских убытках менеджеры выписывают себе многомиллионные премии и т.д. Поэтому бюджеты нацкомпаний, их «дочек», различных РГП и ТОО при министерствах и акиматах, вроде «СК-Фармации» или СПК – должны стать максимально прозрачными, включаться в республиканский и местные бюджеты, а их руководство – отчитываться перед обществом о расходах и достигнутых результатах» - это цитата из нашей программы.

Считаем, что при прозрачном бюджете нацкомпаний не могли происходить такие вещи, как выплата десятков миллионов тенге премий в «СК-Фармации», провалившей работу и ответственной в том числе за гибель людей от нехватки лекарств в пандемию.

Или другой пример – когда госпредприятие оплачивает 40 млн тенге из кармана налогоплательщиков на фитнесс и СПА-процедуры своим менеджерам. И это только факты, получившие огласку.

Надеемся, что рассматриваемый документ является только первым шагом по наведению порядка в данной сфере.

Считаем, что документ достоин поддержки уже потому, что фактически представляет собой прорыв в глухой обороне госпредприятий, привыкших распоряжаться доверенными им государством многомиллиардными средствами по собственному усмотрению и закрыто от общества.

Поэтому мы поддерживаем данный законопроект и готовы совместно с другими фракциями максимально поработать над документом, усилить нужные подходы и в дальнейшем использовать этот закон как платформу для расширения мер по защите национальных экономических интересов и поддержки отечественного бизнеса.

 Рахмет.