выступление на заседании Комитета по экономической реформе и региональному развитию
Уважаемые коллеги!
В настоящее время в Комитете по законодательству и судебно-правовой ре- форме рассматривается проект Закона «О внесении изменений и дополнений в неко- торые законодательные акты по вопросу введения уголовной ответственности юри- дических лиц» (далее – законопроект).
Бизнес-сообщество неоднократно заявляло о серьёзной обеспокоенности дан- ным законопроектом. Считаем, что его принятие в рассматриваемой редакции при- несёт негативные последствия по следующим основаниям:
Даный подход не согласуется с определением юридического лица, предусмо- тренным ст.33 Гражданского кодекса РК (далее – ГК РК), согласно которому юри- дическим лицом признается организация, имеющая обособленное имущество и от- вечающая этим имуществом по своим обязательствам, способная от своего имени осуществлять имущественные и неимущественные права и обязанности, быть ист- цом и ответчиком в суде.
Применение для Уголовного кодекса особого от других отраслей права опре- деления юридического лица (исключительно как не-государственной организации), фактически означает создание неравноправных условий в виде выведения госу- дарственных организаций и государственной собственности из-под ответственности, предусмотренной для негосударственных организаций и частной собственности.
Речь идёт о заведомом ущемлении (дискриминации) законных прав част- ного сектора по сравнению с государственным.
Предлагаемое указанным законопроектом применение понятия юридического лица также не соответствует ст.21 Уголовно-процессуального кодекса РК, согласно которой правосудие осуществляется на началах равенства всех перед законом и судом.
Более того, трактовка представленного законопроекта прямо противоречит Конституции РК, поскольку согласно п. 1 ст. 6 Конституции, в Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собствен- ность.
юридических лиц будет устанавливаться через виновность физического лица… При этом к уголовной ответственности будут привлекаться, как физиче- ское лицо, непосредственно совершившее преступление, так и соответствующее юридическое лицо».
Таким образом, «виновность» юридических лиц планируется практически воз- лагать на физические лица (менеджеров или собственников), совершивших проти- воправные действия в интересах данного юридического лица.
В таком случае нарушается главный принцип правосудия: никто не может быть осужден иначе, как при наличии доказанной судом личной вины. Согласно законо- проекту, виновным будет признаваться юридическое лицо, а нести уголовное нака- зание – физические лица (граждане), либо напротив: виновным признают физическое лицо, а ответственность будет возлагаться также и на юридическое лицо, которое, как признают сами разработчики в официальном «Прогнозе…», «неспособно выражать свое субъективное отношение к совершаемому преступлению».
Принципиально важно здесь то, что в обоих случаях предлагается узаконить привлечение к ответственности лиц, личная виновность которых не установлена ни одним судом, за преступления, совершенные другим лицом.
Кроме того, в рассматриваемом случае, на наш взгляд, имеет место противо- речие подпункту 2) пункта 3 статьи 77 Конституции «никто не может быть подвер- гнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение», поскольку законопроект допускает возможность привлечения к уголовной ответственности одновременно: виновного физического лица и юри- дического лица. Большинство юридических лиц являются субъектами малого пред- принимательства, и нередко представлены только одним физическим лицом, которое является учредителем (участником) и одновременно работником данной организа- ции. Исходя из этого, применяемые в отношении юридического лица уголовные санк- ции фактически будет нести виновное физическое лицо и «за себя» и за юридическое лицо.
Необходимо отметить, что в действующей редакции Уголовного кодекса РК существует целая глава, предусматривающая ответственность граждан за престу- пления в сфере экономической деятельности, включая ответственность субъектов частного предпринимательства (Глава 7.). Кодексом РК об административных право- нарушениях также предусматривается ответственность в области предприниматель- ской деятельности (Глава 14.), торговли и финансов (Глава 15.), налогообложения и налогоплательщиков (Глава 16).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен исчерпыва- ющий перечень оснований, по которым гражданин может быть привлечен к ответ- ственности, в том числе – за действия по управлению юридическим лицом. И введе- ние дополнительной, так называемой «уголовной ответственности юридических лиц» приведёт к дублированию санкций и двойной ответственности граждан за одно и то же правонарушение.
На практике это приведёт к расширению возможностей по привлечению
предпринимателей к уголовной ответственности
в тех случаях, когда не имеется до- статочных доказательств их личной
вины, то есть к подмене конкретных
дока- зательств личной вины
гражданина – общими доказательствами неправомочности
действий юридического лица; либо наоборот: подмене конкретных
доказательств вины юридического лица – доказательствами неправомерности действий
лица физи- ческого, при том, что речь идёт о разных субъектах права.
При этом необходимо учитывать, что в связи с требованиями указания основ- ных видов деятельности юридического лица в его уставных документах, процедурами лицензирования и т.д., лишение права заниматься профильным видом деятельности (например, запрет строительной компании заниматься строительством, либо запрет мебельному цеху производить мебель и т.д.) фактически будет означать остановку и разорение предприятия, нанесение ущерба и потерю работы для всех его ра- ботников.
Применение таких санкций затрагивает интересы не только граждан, непосред- ственно принимавших решение в интересах данного юридического лица, но неизбеж- но приводит к нанесению ущерба интересам и других собственников и работников предприятия, не подозревавших о преступных действиях коллег и не способных не- сти за них ответственность.
Таким образом, за незаконные действия одних физических лиц, действовавших в интересах компании, понесут реальное материальное наказание (в виде лишения работы, доходов, либо их части) непричастные к этому правонарушению законо- послушные граждане. Не будучи признанными судом виновными де-юре, де- факто они становятся соответчиками подобных санкций, что крайне сомнительно с точки зрения правосудия.
Вместе с тем, в данном случае имеет место не соответствие подпункту 1) пун- кта 3 статьи 77 Конституции, так как «лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда»
«а) субъектам малого предпринимательства, – в размере от 5 000 до 100 000 МРП (от 7 560 000 тг. до 151 200 000 тг.) ;
б) субъектам среднего предпринимательства, – в размере от 10 000 до 300 000
МРП (от 15 120 000 тг. до 453 600 000 тг.);
в) субъектам крупного предпринимательства, – в размере от 30 000 до 500 000
МРП (от 45 360 000 тг. до 756 000 000 тг.)».
Указанные размеры штрафов по итогам заседаний рабочей группы в Мажили- се Парламента снижены в сторону уменьшения.
Штраф юридическим лицам, назначается в следующих размерах:
а) субъектам малого предпринимательства, – в размере от трех тысяч до ше- сти тысяч МРП (4 854 000 тг. до 9 708 000 тг.);
б) субъектам
среднего предпринимательства, – в размере от
шестнадцати тысяч двухсот пяти дести до тридцати двух тысяч пятисот МРП (26
292 500 тг. до 51 776 000 тг.);
в) субъектам крупного предпринимательства, – в размере от шестнадца- ти тысяч двухсот пяти дести до сорока восьми тысяч МРП (26 292 500 тг. до 77 664 000 тенге);
Вместе с тем, несмотря на это, применение предлагаемых штрафов носит ис- ключительно карательный характер и в условиях нарастающих кризисных явлений, а также острой нехватки финансовых средств, особенно для субъектов малого и сред- него бизнеса, может привести к полному разорению частных компаний.
В данном случае можно было ограничиться системами штрафов, применяемых в отношении юридических лиц согласно Кодексу об административных правонаруше- ниях РК.
5 февраля 2011 г., после проведенной огромной работы, вступил в силу Закон РК от 18 января 2011 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законода- тельные акты по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе». Данным Законом, в частности, исключена мера наказания в виде лишения свободы за преступления неболь- шой степени тяжести по ст.192-1 (совершение сделок без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность), ст.198 (заведомо ложная реклама), ст.218 (нарушения бух.учета и финансовой отчетности), ст.220 (незаконное использова- ние средств банка), ст.221 (уклонение гражданина от уплаты налогов), и т.д.
В этой связи считаем, что введение новых видов и норм уголовной ответ- ственности (в виде ответственности юридических лиц, ранее не являвшихся субъ- ектом уголовного права, и существенного увеличения размера штрафов и т.д.), напротив, является попыткой расширения мер уголовного преследования и пря- мо противоречит поручению Главы государства по гуманизации уголовного права.
Тем более, что в Послании Главы государства от 27.01.2012 г. народу Казахста- на также было особо подчеркнуто, что надо продолжить работу по декриминали- зации финансово-экономических правонарушений. Таможенному и налоговому комитетам, финансовой полиции надо быть последовательными в своих действиях и применении правовых норм.
В частности, расширение видов уголовной ответственности однозначно приве- дёт к увеличению административной нагрузки на бизнес, расширению инструментов давления на предпринимателей, и как следствие – к снижению деловой активности и ухудшению бизнес-климата в стране.
Практическое применение мер уголовной ответственности юридических лиц в предложенном формате зачастую будет означать остановку, разорение и принуди- тельную ликвидацию действующих компаний. Для таких компаний это означает:
ных программ и программы модернизации);
Таким образом, введение уголовной ответственности юридических лиц имеет своим прямым следствием снижение государственных доходов (за счёт сокраще- ния налогооблагаемой базы), неэффективное использование государственных средств (вследствие остановки предприятий, получающих меры государственной поддержки в рамках Программы индустриализации и Дорожной карты бизнеса-2020) и увеличение государственных расходов.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах», к направляемым на согласование проектам нормативных правовых актов, предусматривающих сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, в обязательном порядке должны прилагаться расчёты финансово-экономических последствий их принятия.
Однако, при согласовании данного законопроекта разработчиками не сдела- но никаких расчётов его финансово-экономического воздействия. Приложенный к законопроекту «Прогноз возможных экономических, социальных, правовых и эко- логических последствий действия принимаемого Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросу введения уголовной от- ветственности юридических лиц» не содержит ни финансовых, ни экономических расчетов.
В этом отношении указанный законопроект однозначно ухудшает позиции от- ечественной экономики, поскольку аналогичная инициатива о введении уголовной ответственности юридических лиц в Российской Федерации была отклонена. Можно добавить, что в отличие от казахстанского законодательства, в соседнем государстве исключена статья по лжепредпринимательству; в налоговом администрировании срок исковой давности ограничен 3-мя годами (в Казахстане – 5 лет), и т.д.
Все это приводит к превышающей (по сравнению с Россией) административной и финансовой нагрузке на экономику и снижению конкурентоспособности казахстан- ского бизнеса. В результате, отечественные компании, прежде всего – производственные, окажутся не в состоянии конкурировать за собственный рынок, пре- имущество на котором получат товары российского производства. Кроме того, сами казахстанские предприниматели, под избыточным давлением будут вынуждены регистрироваться в соседней России, что приведёт к потерям по налоговым посту- плениям в бюджет.
Приведённые аргументы – лишь наиболее очевидные и концептуальные. Вместе с тем, по каждому из разделов рассматриваемого законопроекта имеются не менее важные и принципиальные возражения.
Принимая во внимание изложенное, считаем предложенный законопроект в данной редакции категорически неприемлемым.
Вопрос об уголовной ответственности юридических лиц нуждается в более глу- бокой и комплексной проработке с привлечением специалистов из различных отрас- лей науки и практической экономики.
Просим не принимать указанный законопроект в настоящем виде и направить его на концептуальную переработку.
Справка: 22 февраля 2012 г законопроект «Об уголовной ответственности юридических лиц» был отозван правительством.