Министру
финансов
Республики
Казахстан
Жамаубаеву
Е.К.
В демпартию «Ак жол» обратились предприниматели с жалобой
на административное давление со стороны органов государственных доходов, предъявляющие
к предпринимателям необоснованные требования при проведении проверок и
таможенного контроля.
ИС
«Астана-1» настроена уполномоченным органом так, что декларация с полным
пакетом документов и сведений, подтверждающих заявленную стоимость
декларируемого товара, в каждом случае необоснованно направляется в «желтый
коридор», назначается проверка документов и сведений, что несет негативные
последствия для участника ВЭД, который в результате необоснованно попадает в
среднюю группу риска, к нему незаконно применяются административные меры, в то
же время повышенная группа риска служит поводом для регулярного направления
участника ВЭД в «желтый», «красный» и «синий» коридоры и назначения таможенного
контроля в форме проверки товаров, документов и сведений.
Такая
взаимообусловленность создаваемых проблем позволяет уполномоченному органу
манипулировать категорированием участников ВЭД и условиями таможенной очистки.
Кроме
того, таможенный орган, нарушая нормы Приказа Министра финансов Республики
Казахстан от 26 января 2018 года № 73 «Об утверждении Правил совершения
таможенной очистки товаров должностными лицами органов государственных
доходов», сводя на нет преимущества предварительного декларирования, не
использует время с момента подачи предварительной ДТ до поступления товара в
зону таможенного контроля для проведения таможенного контроля.
Вместо
этого таможенный орган лишь спустя длительное время после выпуска товаров
уведомляет участника ВЭД о том, что проверка таможенных и иных документов и
сведений будет проводиться после выпуска товаров, приложив перечень документов, которые
необходимо представить для проведения проверки.
Уведомления,
созданные до выпуска товара, считаем, намеренно вручены после выпуска товара с
целью запроса документов и сведений без перечня признаков, указывающих на то,
что сведения должным образом не подтверждены, необоснованно ссылаясь при этом
на нормы ст. 411 ТК РК, игнорируя нормы п. 7 Решения Коллегии ЕЭК № 42 от
27.03.2018 г. «Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной
стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского
экономического союза».
На
протяжении многих лет некорректные ценовые индикаторы риска, настроенные на
завышенную стоимость товаров, срабатывая на каждую из ДТ, подаваемых рядовыми
участниками ВЭД, не пользующимися привилегиями уполномоченного органа,
используются уполномоченным органом, прикрывающимся конфиденциальностью
информации.
Закрытость
информации в отношении ценовых индикаторов риска лишает участников ВЭД
возможности оценить корректность и обоснованность применения того или
иного ценового индикатора риска.
Установление
некорректных индикаторов риска позволяет таможенному органу оказывать на
участников ВЭД административное давление с коррупционными целями, вынуждая
участников ВЭД искать контакты с должностными лицами таможенного органа.
Завышенная
ценовая информация используется для создания конкурентных преимуществ для
привилегированного круга лиц.
Чтобы
сэкономить на расходах по хранению товара на складе, не нарушить свои
обязательства перед контрагентами и не тратить время на сбор объёмного пакета
документов в сжатые сроки, импортеры вынуждены соглашаться на корректировку
(увеличение) таможенной стоимости. Таможенные
органы впоследствии используют такое «вынужденное согласие» импортера с
увеличенной таможенной стоимостью товара как веский аргумент в защиту
эффективности применяемого ими неадекватного механизма таможенного контроля.
В результате такого безудержного
начисления необъективных дополнительных таможенных платежей и налогов, цены на
товары неадекватно завышены, так как участник ВЭД вынужден отражать на ценах
установленную ему уполномоченным органом завышенную таможенную стоимость
товара, что катастрофически снижает
покупательную способность населения, которое вынуждено покупать товар по
неадекватно высоким ценам.
Масштабы
коррупции так велики, что административное давление на участников ВЭД, не
пользующихся какими-либо привилегиями уполномоченного органа, приобрело
абсолютно неадекватный характер.
Именно
по этой причине зеркальное сопоставление статистических данных товарооборота
Казахстана со странами, не входящими в ЕАЭС, показало значительные расхождения
в статданных внешней торговли Казахстана со странами Азии, Европы и США. По
результатам исследования фонда «Transparensy Kazakhstan» таможенными пошлинами облагаются лишь
10-45 % товаров, ввозимых в Казахстан, что приводит к огромным потерям
государственного бюджета.
Такое
положение с таможенным администрированием сформировало гигантский теневой
бизнес и является угрозой безопасности Республики Казахстан.
Несмотря
на призывы о необходимости развивать в стране малый и средний бизнес, действия
органов государственных доходов способствуют снижению предпринимательской
активности населения и втягиванию предпринимателей в коррупционную взаимосвязь
с должностными лицами государственных органов.
В этой связи депутатская Фракция «Ак жол» требует принять меры по устранению указанных проблем и обеспечению справедливости и прозрачности в таможенном администрировании, что содействует развитию малого и среднего бизнеса, а также способствует укреплению экономической безопасности нашей страны.
С уважением,
Депутаты фракции «Ак жол»