05
Декабря

05.12.2012

Касательно проведения Евразийской экономической комиссией исследования по гармонизации налогов и определению допустимых уровней отклонения ставок НДС

Премьер-Министру
Республики Казахстан
Ахметову С.Н.


Уважаемый Серик Ныгметович!

 

С момента создания Таможенного союза постоянно подчеркивалось, что процессы гармонизации касаются, прежде всего, сферы таможенных тарифов и технического регулирования, тогда как либеральная налоговая система станет конкурентным преимуществом казахстанских предпринимателей в Таможенном союзе и Едином Экономическом Пространстве. И это всегда вызывало поддержку предпринимателей, поскольку налоговая система Республики вырабатывалась с большими усилиями не один год, в условиях тесного взаимодействия госорганов и бизнес-сообщества, и сегодня служит реальным фактором конкурентоспособности наших предприятий.

Но с начала этого года, Евразийской экономической комиссией активно проводится работа и по оказанию влияния на национальные налоговые системы, в частности – на повышение ставок акцизов на подакцизную продукцию. Соответствующие поправки вносятся и в отечественное законодательство. Судя по всему, российская сторона сумела убедить остальных участников в такой необходимости, даже несмотря на очевидные издержки, возникающие в этой связи для казахстанских производителей.

Более того, поступают сигналы, что попытки нивелировать преимущества казахстанской налоговой системы будут продолжаться и по другим видам налогов. В российских СМИ  уже обсуждается необходимость гармонизации не только акцизов, но и ставок НДС (см.например: Т.Круглова. Выбирают где лучше//Российская газета, 30.10.2012, и др.). Это подаётся как решённый вопрос, в рамках которого наднациональные органы ЕЭП собираются обсуждать лишь допустимые отклонения, которые они «разрешат» иметь национальным законодательствам.

Так, на официальном сайте Единой экономической комиссии размещено сообщение о проведении исследования по теме:  «Определение допустимых уровней отклонения ставок НДС в государствах-членах Таможенного союза и Единого экономического пространства и выработка рекомендаций по их сближению».

Считаем нужным отметить, что роль НДС для регулирования экономики является крайне важной, поскольку на практике им облагаются все финансовые расчёты предприятий. Тем самым, НДС в значительной мере влияет на себестоимость отечественной продукции.

Существующее преимущество казахстанской системы налогообложения, включая ставку НДС, позволяет отечественным предприятиям сохранять конкурентоспособность выпускаемой ими продукции, т.к. при прочих равных условиях себестоимость товара распределяется на масштабы рынка, который у российских коллег в 10-12 раз больше, а себестоимость, соответственно, ниже.

В этой связи, отечественные предприниматели высказывают серьёзные опасения того, что в случае утраты существующего баланса, конкурентоспособность казахстанской продукции резко снизится даже на территории самого Казахстана. Кроме того, вызывает обоснованные вопросы тенденция, при которой у российской налоговой системы заимствуются только ужесточающие факторы (в виде резкого повышения ставок налогообложения), тогда как примеры более либеральной, чем в Казахстане, практики налогового администрирования – попросту игнорируются. Так, в России давно отменена статья «Лжепредпринимательство»; сроки исковой давности по налоговым спорам сокращены до 3 лет (в Казахстане – 5 лет); определён госорган, обладающий правом официального разъяснения норм налогового кодекса (у нас любое разъяснение, даже подписанное председателем налогового комитета Республики, является неофициальным, что ведет к доначислениям и штрафам по ранее проверенным периодам), и т.д.

К большому сожалению, ряд аналогичных поправок, предложенных депутатами партии «Ак жол» в ходе обсуждения изменений в налоговое законодательство были отвергнуты разработчиками в лице Минфина. Между тем, избыточное налоговое администрирование является скрытой формой дополнительного налогообложения, которое по приведённым примерам у нас, в отличие от России, сохранилось на прежнем уровне.

Всё это порождает обеспокоенность казахстанского бизнес-сообщества. По нашему глубокому убеждению, интеграция должна прежде всего преследовать долгосрочные национальные интересы, поэтому гармонизировать можно только те нормы, которые улучшают деловой климат, а не наоборот. Очевидно, что предложения наших российских партнёров по гармонизации налоговых ставок преследуют здесь свои цели – а именно поддержать собственных производителей и пресечь уход российского бизнеса в Казахстан ввиду более привлекательного налогового законодательства. В частности, это подтверждается динамикой поступления НДС за период существования Таможенного союза в обеих странах.

 

По данным Минфина РК и Федерального казначейства России, с 2010 по 2011 годы доля НДС в общей структуре доходов федерального бюджета РФ снизилась с 30,1% до 28,7%, в то время как доля НДС в общей структуре доходов государственного бюджета РК – напротив, увеличилась с 18,7% до 19,4% (а фактически ещё больше, поскольку часть доходов государственного бюджета РК составляют трансферты из Национального фонда).

Но это лишь подтверждает, что мы должны строить налоговую политику именно исходя из интересов национальной экономики Казахстана.

На основании вышеизложенного, просим Вас представить информацию:

 

ü  Давало ли Правительство РК или его представители согласие на проведение Евразийской экономической комиссией исследования по гармонизации налогов и определению допустимых уровней отклонения ставок НДС?

 

ü  Какая текущая работа ведётся по гармонизации акцизов на подакцизную продукцию (таблица роста ставок по видам продукции за последние 3 года, включая поступления в бюджет);

 

ü  Какие этапы и ставки повышения НДС планируются Правительством в рамках гармонизации с другими странами ТС (если таковые планы имеются);

 

ü  Планируются ли меры по улучшению налогового администрирования в нашей стране по ряду положительных примеров в Российской Федерации (если таковые планы имеются).

 

На запрос прошу ответить в срок, установленный Конституционным законом «О Парламенте РК и статусе его депутатов».

 
С уважением,
Депутаты Мажилиса Парламента
Республики Казахстан                                

 
А.Перуашев
Д.Назарбаева
Е.Никитинская
А.Абильдаев
Т.Ергалиев
Н.Жазылбеков
М.Казбекова
С.Сарсенов
А.Туртаев
А.Кожахметов