23
Июнь

23.06.2016

«Ак жол»: В чем причины падения позиции Казахстана в международном рейтинге по конкурентоспособности?

Озвучен  23 июня 2016 года
Премьер-Министру
Республики Казахстан
Масимову К.К.
 
Депутатский запрос
 
Уважаемый Карим Кажимканович!
 
Как известно, в рамках реализации Послания Главы государства от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050», Президентом Н.А.Назарбаевым поставлена задача по вхождению Казахстана в число 30-ти самых конкурентоспособных государств мира.
Вместе с тем, Центр по изучению мировой конкурентоспособности IMD (Ай-Эм-Ди) недавно опубликовал ежегодный рейтинг глобальной конкурентоспособности.
В этом рейтинге в текущем году Казахстан оказался вовсе не на 30-ом, и даже не на 40-ом, а лишь на 47 месте, потеряв сразу 13 позиций по сравнению с предыдущим годом.
Международный рейтинг конкурентоспособности IMD (Ай-Эм-Ди) основывается на опросе работающих в этих странах более 5 тысяч предпринимателей, в том числе - иностранных инвесторов, поскольку их оценки отличаются независимостью и не-ангажированностью.
Оценки составляются  по четырем группам критериев:
- экономическое развитие,
- эффективность властей,
- бизнес-среда,
- инфраструктура.
Практически по всем этим направлениям бизнесмены оценили Казахстан крайне критично.
Однако вызывает недоумение падение нашей страны по такому ключевому индикатору как развитие инфраструктуры, где Казахстан в восприятии международного бизнеса опустился на 48 место.
Как известно, все последние годы, как минимум, начиная со старта первой пятилетки ГПФИИР, программы 'Дорожная карта бизнеса' и других, государство выделяло сотни миллиардов тенге именно на реализацию инфраструктурных проектов.
Например, летом 2013 г., отвечая на критику фракции 'Ак жол' о неэффективном использовании 842 млрд.тенге, выделенных в рамках ГПФИИР только за один 2012 г., Министерство индустрии и новых технологий сообщило, что собственно на индустриальные проекты из этой суммы было выделено только 12 млрд., а остальные средства, то есть - около 830 млрд., по всей видимости, были распределены на решение вопросов инфраструктуры.
Сегодня, как известно, полным ходом идёт реализация второй пятилетки программы индустриализации.
Более того, развитие инфраструктуры стало центральной задачей программы 'Нурлы жол'.
На эту программу также направляются многомиллиардные ассигнования: например, в одном только 2015 г. и только из Национального фонда было выделено 770 млрд. тенге.
Но вопреки ожиданиям, именно в этом направлении наблюдается результат, даже худший, чем он был до выделения этих гигантских средств на различные дорогостоящие инфраструктурные проекты.
Спрашивается, какой смысл тратить такие средства, если результат от их расходования прямо противоположный?
В связи с вышеизложенным, у депутатской фракции ДПК «Ак жол» возникают вопросы:
1) Насколько эффективно использование государственных средств, выделяемых на развитие инфраструктуры, все ли эти деньги доходят до назначения, если при столь огромных затратах вместо 30-го места мы обвалились на 47-ое?
2) Намерено ли Правительство скорректировать программы индустриализации, 'Дорожная карта бизнеса' и 'Нурлы жол' в связи с отсутствием их влияния на усиление конкурентоспособности нашей страны?
3) Если же такие оценки не соответствуют действительности, средства расходуются эффективно, а наша конкурентоспособность растёт, а не снижается - то намерено ли Правительство провести работу по корректировке вышеуказанного рейтинга?
Особенно исходя из того, что реализация задачи по вхождению Казахстана в список 30 самых конкурентоспособных стран оценивается именно по международным рейтингам, т.е. не считаться с ними или тем более игнорировать, по нашему мнению, не представляется возможным.
 
С уважением,
депутаты фракции  «Ак жол»