Озвучен 15 февраля 2017 г. |
Премьер-Министру
Генеральному прокурору Республики Казахстан
|
Депутатский запрос
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Уважаемый Жакип Кажманович!
В прошлую пятницу, 10 февраля т.г., в ходе выездной коллегии в Караганде, Генеральной прокуратурой были вскрыты вопиющие факты прессинга на предпринимателей со стороны фискальных органами.
Например, в 2015 году в этой области было возбуждено 437 дел по лжепредпринимательству, из которых до суда дошли только 7, т.е. всего лишь 1,5%.
Получается, 98,5% дел возбуждались необоснованно, либо закончились банальным вымогательством, наездами или даже рейдерством.
В этой связи приходиться в очередной раз напомнить, что палата 'Атамекен' и партия 'Ак жол' бьют в колокола по поводу вредительского применения статьи о лжепредпринимательстве все 10 лет с момента её появления в Уголовном кодексе в 2007 году.
Только за последние годы в Парламенте мы поднимали этот вопрос 12 раз, обращая внимание на неправомерность возложения санкций за лжепредпринимательство на добросовестный бизнес, а также на то обстоятельство, что лжепредприятия, как правило, функционируют при прямом 'крышевании' коррумпированных чиновников.
Это утверждение регулярно подтверждалось фактами: так, только в 2014 году по обвинениям в пособничестве десяткам лжепредприятий привлекались к ответственности 16 руководителей и сотрудников налоговых органов в Южно-Казахстанской, Акмолинской, Жамбылской, Костанайской областях. В последние годы такие примеры покровительства мошенникам со стороны чиновников выявлялись практически по всем регионам Казахстана. Однако нанесённый ими ущерб практически всегда перекладывается на реально работающие предприятия.
Ровно месяц назад, 16 января т.г., в ходе правительственного часа с участием министерства финансов, на требование нашей фракции исключить статью за лжепредпринимательство и прекратить перекладывать санкции на добросовестный бизнес, руководство комитета госдоходов снова заявило, что статью может и уберут, но по-прежнему будут «разбираться» с контр-агентами лжепредприятий.
Дошло до того, что на заседании правительства 3 февраля уже и Глава государства поручил Агентству по делам государственной службы и противодействию коррупции, разбираясь с лжепредприятиями, оградить бизнес от коррумпированных чиновников.
Судя по всему, использование статьи 'лжепредпринимательство' настолько удобно для проверяющих, что на следующий год в той же области число возбуждённых дел выросло сразу в два раза - с 437 до 948. Но до суда дошли опять единицы - лишь 6%.
В целом же, по стране санкциям по сделкам с лжепредприятиями подвергались 35 тысяч из 70 тысяч плательщиков НДС - практически, половина легального и более-менее стабильного бизнеса. А потом госорганы удивляются, почему так растёт доля теневой экономики.
При этом нужно учитывать, что расследование таких дел связано с изъятием документов и печатей, баз данных, банковской и бухгалтерской отчётности, остановкой финансовых операций. Работа парализуется на долгие месяцы. Срывается исполнение контрактов, набегают штрафы и пеня за не оплачиваемые налоги и кредиты.
И иногда, после вроде бы благополучного закрытия дела, предпринимателю некуда возвращаться: бизнес просто перестал существовать, он разорился. Такие примеры тоже прозвучали на коллегии Генеральной прокуратуры.
Не случайно Генеральный прокурор в непарламентских, но справедливых выражениях потребовал озвучить фамилии, уволить и возбудить дела на самих следователей, устроивших этот беспредел.
В этой связи депутатская фракция 'Ак жол' выражает признательность и поддержку Генеральному прокурору Ж.К.Асанову за профессионализм и принципиальность.
В то же время, вынуждены констатировать, что эти меры сами по себе не восстановят бизнесу понесённые убытки и не возродят разорившиеся предприятия.
Действующими нормами КоАП и УК РК не предусмотрены меры по возмещению должностными лицами проверяющих органов нанесённого ущерба предприятиям. Такое возмещение потерпевшая сторона может требовать не от самого виновника, а от представляемого им госоргана, т.е. за счёт бюджета. Этот подход не только малоперспективен в нынешних условиях, но и сомнителен с правовой точки зрения, так как бюджет формируется налогами, уплачиваемыми и самими этими предприятиями. Получается, за злоупотребления конкретного лица, бизнес должен компенсировать себе ущерб своими же налогами?
В чём тогда заключаются принцип личной ответственности за правонарушения, принципы неотвратимости наказания и его соразмерности тяжести преступления?
На основании вышеизложенного, а также во исполнение второго приоритета Послания Президента 'Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность', где ставится задача цитирую - 'обеспечить фронтальное снижение всех издержек бизнеса', демократическая фракция 'Ак жол' в очередной раз просит Премьер-Министра и Генерального прокурора РК:
1) Исключить из Уголовного кодекса статью 'Лжепредпринимателство', с закреплением конкретных составов преступления в соответствующих статьях УК РК;
2) Законодательно закрепить поручение Главы государства о возложении санкций за данные преступления на их организаторов и покровителей, а не добросовестных предпринимателей;
3) Рассмотреть вопрос о введении личной материальной ответственности должностных лиц контролирующих органов по возмещению ущерба бизнесу за незаконные действия или бездействие, приведшие к нарушениям законных прав и интересов предпринимателей.
С уважением,
депутаты фракции 'Ак жол'
|