19.05.2017
Озвучен 17 мая 2017 года
Министру финансов
Республики Казахстан
Султанову Б.Т.
Депутатский запрос
Уважаемый Бахыт Турлыханович!
В своем Послании 31 января 2017г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Президент Республики Казахстан особо подчеркнул, что «Налоговую политику нужно нацелить на стимулирование выхода бизнеса из «тени» и расширение налоговой базы в несырьевом секторе.»
Переход к свободно плавающему рыночному курсу, и как следствие возможность значительных его колебаний, породили целый ряд проблем в налогообложении субъектов предпринимательства в реальном секторе.
В частности, пунктом 4 статьи 57 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» установлено, что «Учет курсовой разницы в целях налогообложения осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.»
В результате, наличие кредитных ресурсов, полученных при более высоких курсовых значениях, при пересчете основного долга согласно требованиям МСФО, на конец каждого финансового года в случае падения курса доллара по отношению к тенге будет приводить к образованию фиктивного дохода. Данный доход подлежит налогообложению корпоративным подоходным налогом в общеустановленном режиме налогообложения, т.е. по ставке 20%.
В целом получается, что предприятия, фактически не получая дохода в виде положительной курсовой разницы, должны будут неоднократно заплатить с него дополнительный КПН в нескольких последующих налоговых периодах.
Поскольку налогообложение должно быть обоснованным и исходить из сути совершаемых операций, справедливо в целях налогообложения определять курсовую разницу (положительную либо отрицательную) только в момент фактической выплаты платежей по погашению кредита с соответствующим ее отражением в налоговой отчетности.
К подобному фиктивному увеличению налогоблагаемого дохода также относится увеличение его на невыплаченные суммы вознаграждений по кредитам. Следует особо подчеркнуть, что кредитные отношения в системе налогового учета отличаются от простых товарных отношений между контрагентами и здесь невозможно простое применение метода начисления. Ведь согласно действующему налоговому законодательству вознаграждения по кредитам банков подлежат вычету только при фактической их выплате банку, т.е. в налоговом учете они отражаются, по сути, по кассовому методу.
Понятно, что подобная практика исчисления налогооблагаемого дохода значительно, и самое главное необоснованно, увеличивает налоговую нагрузку на реальных товаропроизводителей. Тем самым создаются вполне реальные риски для осуществления реформ, обозначенных Главой нашего государства, особенно в сфере наращивания потенциала малого и среднего бизнеса.
Уважаемый, Бахыт Турлыханович, просим Вас, конструктивно подойти к рассмотрению вышеуказанных проблем, обеспечив их законодательное решение в возможно короткие сроки.
С уважением,
депутаты фракции «Ак жол»
ОТВЕТ ДЗ-137