14
Сентября

14.09.2017

Депутаты «Ак жола» предлагают исключить из программы подготовки рабочих кадров дисциплины, не связанные с практической производственной деятельностью - депутатский запрос

  Оглашен 13.09.2017 г.  

                                               
                                                                                          Премьер-Министру
                                                                                                                                         Республики Казахстан
                                                                                                                                         Сагинтаеву Б. А.

 

 

Депутатский запрос

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Одна из проблем, на которой при летних встречах акцентировали внимание большинство представителей бизнеса, работающих в различных секторах национальной экономики – это недостаток квалифицированных рабочих кадров.
И причина этой проблемы, по мнению, как работодателей, так и самих выпускников колледжей, кроется в самой системе подготовки кадров именно рабочих квалификаций.
Изучение типовых учебных планов, утвержденных Приказом Министра образования и науки в январе 2016 года (22 января 2016 года № 72), показало, что из общего количества учебных часов на обязательное обучение (4320 часов), более 33 % уделяется общеобразовательным предметам. И если изучение языков, литературы и истории Казахстана как-то объяснимо, то востребованность знаний по географии и биологии в будущей профессии сварщика или мастера по ремонту холодильных установок вызывают сомнения.
То же самое касается профессиональной подготовки пекарей, кондитеров, рабочих строительных специальностей, включая печников и стропальщиков.
А включение в учебные планы изучения астрономии при подготовке будущих швей и портных говорит об отсутствии продуманной, эффективной программы обучения.
Иными словами, МОН механически перенесло школьные предметы в систему ТиПО, преследуя цель: загрузить только учителей-предметников, но никак не подготовку квалифицированных специалистов.
И во всем этом процессе львиная доля учебного времени отводится занятиям физкультурой – 10 % (до 160 часов).   
Помимо общеобразовательных предметов, ещё 6 % обязательного учебного времени, отводится на так называемые общегуманитарные дисциплины – профессиональный казахский и иностранный языки, а также физическая культура. И в этом цикле большая часть учебного времени также отводится занятиям физкультурой (120 часов).        
Кого готовим в колледжах – рабочих или спортсменов?
И второй вопрос: что это за изучение языков в рамках общеобразовательных дисциплин (150-160 часов), если цикл общегуманитарных дисциплин также заключается в изучении всё тех же языков (72 часа)?
Или изначально предполагается, что из школы приходят абсолютно безграмотная молодежь? Но, если их в течение 9-11 лет не обучили правописанию, то сомнительно, что они научаться этому за 2 года в стенах колледжей.
Более того, типовыми учебными планами допускается сокращение объема часов по специальным дисциплинам до 25 % и увеличения за счёт этого количества часов по предметам, определяемым организацией образования.
В результате такой «подготовки» совсем неудивительно, что выпускники колледжей не могут найти работу по специальности. Получается как у классика: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…».
Руководители же колледжей, в погоне за «красивыми» результатами, вынуждены включать в число трудоустроенных выпускников молодых людей, призванных в армию, находящихся в декретных отпусках, устроившихся на временные рабочие места, выехавших за пределы региона и т.д.
И как следует из отчёта Министра образования, представленного на заседании Правительства 8 августа т.г., эту практику госорганы намерены продолжить в рамках «Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства», дополнительно закупая дорогостоящее учебное оборудование, стенды и программные продукты.
При этом надо понимать, что в настоящее время производство не стоит на месте. Буквально в год-два внедряются новые технологии, машины и оборудование. Естественно в таких условиях подготовка рабочих в колледжах всегда будет отставать от текущей потребности производственников.
А ведь ещё в апреле 2014 года Глава государства поручил полностью трансформировать действующую систему профессионального технического образования и создать специальные центры работодателей при отраслевых ассоциациях.
Работодатели готовы на такой шаг. Многие уже сейчас, в меру своей необходимости и насколько им позволяют ресурсы, создают такие учебные центры, где готовят востребованных специалистов за 2-6 месяцев.
К чему же за счёт средств бюджета 2,5 года держать молодых людей в стенах колледжа при сомнительной перспективе научить их профессиональному ремеслу, если это можно сделать за 3-6 месяцев. Опять же, практические навыки в этих условиях, будут приобретаться непосредственно в процессе конкретного производства не на учебных стендах, а на реальном оборудовании. 
Проблему обязательного среднего образования, предусмотренную Конституцией страны, можно решить через сеть вечерних школ, через внедрение дистанционного обучения и иные формы образования.
Исходя из изложенного, фракция ДПК «Ак жол» предлагает:
1.Рассмотреть возможность получения первой рабочей профессии, преимущественно через учебные центры работодателей, направив в них средства, предусмотренные для этих целей «Программой развития продуктивной занятости и массового предпринимательства»;
2.  Исключить из программы подготовки кадров, при получении первой рабочей профессии предметы, не связанные с практической производственной деятельностью;
3. Поручить Министерству образования и науки РК расширить сеть вечерних среднеобразовательных школ.

             С уважением,
             Депутаты фракции ДПК «Ак жол»    

            ОТВЕТ