Озвучен 04.10.2017 г.
Премьер-Министру
Республики Казахстан
Сагинтаеву Б.А.
Депутатский запрос
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Депутаты фракции «Ак жол» на протяжении ряда лет ставят вопросы о проблемах в системе технического регулирования (такие обращения мы направляли правительству 10 октября 2013 г., 14 октября 2014 г., 28 января и 13 мая 2015 г.).
В условиях ВТО и Евразийского экономического союза именно в этой сфере сосредоточены основные инструменты защиты внутреннего рынка и отечественных производителей, как и возможности для продвижения казахстанских товаров на рынок ЕАЭС.
Значение системы технического регулирования имеет особую актуальность ещё и в связи с тем, что именно техническими регламентами определяются требования к безопасности как промышленной, так и потребительской продукции.
В предыдущие годы средствами массовой информации приводилось немало примеров продажи так называемых «мясных кубов говядины», состоящей на самом деле из отходов свинины и птицы, химических ароматизаторов и красителей, которые затем перерабатываются в «говяжий» фарш, колбасы, пельмени, поступающие на полки наших магазинов. Сообщалось о ДТП с трагическими исходами по причине небезопасных запчастей и комплектующих, об обрушении зданий, возводимых с нарушениями технических регламентов и СНИПов, пищевых отравлениях и т.д.
Все эти факты прямо связаны с существующими пробелами в контроле соблюдения техрегламентов при выпуске продукции на рынок, и в том числе – импортируемых товаров.
Очевидно, что торговля недобросовестной продукцией намного выгоднее, чем производство безопасных и качественных товаров.
Это приводит к недобросовестной конкуренции и вытеснению честных производителей, доминированию небезопасных товаров на рынке.
Например, ещё 3 ноября 2014 г. в ходе расширенного заседания Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента РК на тему технического регулирования, орган по защите прав потребителей озвучил данные о том, что от 40% до 60% ввозимой в Казахстан продукции не проходят никакого контроля на соответствие требованиям безопасности (технических регламентов).
По итогам того заседания Комитет официальным письмом от 27 ноября 2014 г. направил министерствам инвестиций и развития и национальной экономики список из 16 рекомендаций по развитию системы техрегулирования. Однако большинство из них так и не реализованы, а ситуация продолжает оставаться тревожной.
В частности, до сих пор нет понимания, на какой именно госорган возложен контроль за соблюдением техрегламентов, включая потребительскую и пищевую продукцию.
Нет завершённой системы изъятия товаров, не соответствующих нормам безопасности. В результате, даже установив факт отравления, например, одним продуктом, госорганы не всегда могут изъять всю партию, что приводит к риску продолжения отравлений.
Одним из законодательных пробелов, послуживших причиной засилья недобросовестного импорта, стала норма ст.301 Таможенного кодекса о так называемом «условном выпуске», позволяющая импортёрам ввозить товары, а документы о соответствии требованиям безопасности (техническим регламентам) представлять когда-нибудь в будущем, без ограничения сроков.
В результате недобросовестные импортёры беспрепятственно ввозят продукцию, угрожающую здоровью и жизни наших граждан. Даже в случае выявления, их ожидают крайне мягкие наказания - например, штраф в 200 МРП, причем без изъятия самого товара. При многомиллионных оборотах такое «наказание» вызывает только насмешку: так, один из импортёров в Восточном Казахстане подвергался подобным штрафам более 130 раз, что не мешает ему продолжать ввозить ядовитые детские игрушки и травить детей.
Но даже при наличии сертификата соответствия, вопрос о его достоверности остаётся открытым. Во многих случаях контроль сводится к формальности и оплате за сертификат. Известны случаи выдачи сертификата казахстанского производства (СТ-КЗ), например, на бананы. Или, когда предприятие выигрывает тендер по сертификату, выданному на трансформаторы, произведенные другим заводом, тогда как сам этот завод к тендеру даже не допускается.
И таких примеров более чем достаточно.
Партия «Ак жол» последовательно выступает в поддержку бизнеса. Однако согласно нашей политической программе, целью бизнеса является не просто обогащение тех или иных персон любым путём, а выпуск добросовестной продукции и честная конкуренция, в том числе - производство безопасных и полезных людям товаров.
Поэтому мы отрицаем принцип «деньги не пахнут», и выступаем за концепцию «добрых денег».
Уважаемый Бахытжан Абдирович!
Нам известно, что министерством инвестиций и развития предпринимаются усилия по наведению порядка в этом направлении. Но ввиду комплексного характера вопросов, считаем необходимым взаимодействие всех заинтересованных госорганов.
В этой связи, фракция ДПК «Ак жол» в интересах безопасности населения и защиты добросовестных производителей, предлагает:
1. Определить уполномоченный государственный орган, ответственный за контроль безопасности обращаемой на рынке продукции.
2. Кардинально усилить ответственность за нарушения требований технического регулирования.
3. Доработать вопрос по изъятию из обращения на рынке продукции, которая не соответствует требованиям техрегламентов.
4. Обеспечить достоверность проведения процедур подтверждения соответствия требованиям технических регламентов и ответственность органов, выдающих недостоверные сертификаты.
5. Исключить возможность условного выпуска продукции из процедур таможенной очистки.
С уважением,
Депутаты фракции «Ак жол»
Ответ