Министруобразования и науки Республики Казахстан Сагадиеву Е.К. |
Уважаемый Ерлан Кенжегалиевич!
Создание комфортной среды для людей с ограниченными возможностями является одним из приоритетов социальной политики государства.
Помимо доступности объектов, установки информационно-сигнальных стендов и т.п., принимаются меры и в плане внедрения инклюзивного образования для детей с особыми потребностями в развитии.
В тоже время, по утверждению специалистов, реализуемые Министерством образования и науки меры по развитию инклюзивного образования в общеобразовательных школах неприменимы для слабовидящих и незрячих детей.
На встречах с избирателями, родители таких детей, а также их педагоги обращаются с просьбами обратить особое внимание на эту категорию детей, число которых, по неподтверждённым данным, составляет более 3 тысяч.
Незрячие дети имеют право на полноценную жизнь, в том числе - право на получение бесплатного среднего образования, гарантированного Конституцией. Но они не могут учиться даже в коррекционных классах общеобразовательных школ и учатся в специальных интернатах.
Существующие же школы-интернаты не обеспечивают охват всех слабовидящих и незрячих детей школьного возраста в соответствие с принятыми стандартами образования. Кроме того, такие школы есть не во всех областях. За последние 3 года, при спонсорской поддержке предпринимателей, частным благотворительным Фондом «Дара» открыты специализированные классы для незрячих детей в гг. Астана, Актау и Актобе.
А специализированные группы в дошкольных учреждениях и вовсе являются редкостью.
Материальное обеспечение таких учреждений образования также оставляет желать лучшего – не хватает книг со специальным шрифтом, тифлотетрадей, тифлооборудования и т.п.
Единственная в стране организация, занимающаяся изданием учебников и учебно-методических пособий с укрупненным шрифтом и шрифтом Брайля, выпускает их только для 1-х и 2-х классов. Цены же на такие учебники начинаются от 16 тысяч тенге и выше.
Еще одной из главных проблем в работе с этой категорией детей является недостаток учителей – тифлопедагогов.
На кафедрах «Дефектологии» большинства педагогических ВУЗов страны готовят психологов, педагогов-логопедов, реже сурдо- иолигофренопедагогов. И только единственный ВУЗ – педагогический университет им. Абая готовит тифлопедагогов.
Фонд «Дара» пытается восполнить и этот пробел, организовывая различные семинары и мастер-классы с приглашением специалистов из России, либо привлекают для этого ими же подготовленных педагогов.
Также, по мнению специалистов, для обучения детей с нарушениями или полным отсутствием зрения требуется разработка более гибких Государственных стандартов образования, учитывающихих индивидуальные особенности - существующие стандартыне предусматривают адекватность оценки детей-инвалидов.
С учётом вышеизложенного, а также принимая во внимание поручения, изложенные в нынешнем Послании Президента, фракция ДПК «Ак жол» считает необходимым:
1. Увеличить госзаказ на подготовку тифлопедагогов.
2. Создать группы для незрячих и слабовидящих детей в дошкольных организациях образования в зависимости от потребности региона.
3. Предусмотреть специализированные школы-интернаты для незрячих и слабовидящих детей в каждом регионе Казахстана.
4. При разработке Закона «О статусе педагога» предусмотреть стимулирование труда, учет интересов педагогов, работающих сдетьми с особыми потребностями.
5. Создание самостоятельных кафедр тифлопедагогики в колледжах и вузах.
6. Разработать Государственный общеобразовательный стандарт для школ, занимающихся обучением детей с нарушением зрительных функций.
С уважением,
депутаты фракции ДПК «Ак жол»
Ответ Министра образования и науки Республики Казахстан