Премьер-Министру
Республики Казахстан
Ахметову С.Н.
Депутатский запрос
В нынешнем Послании Глава государства дал Правительству целый ряд поручений по разработке проекта Второй пятилетки форсированного индустриально-инновационного развития на 2016-2019 годы.
По всем направлениям Президентом даны конкретные показатели, которые послужат критериями их исполнения в соответствующий период.
Как известно, старт первой пятилетке новой индустриализации Глава государства дал 15 мая 2009 года, впервые озвучив на съезде партии «Нур Отан» Программу инновационной индустриализации, которая начала отсчёт с 1 января 2010 года.
В том историческом для национальной экономики докладе Президент также поставил конкретные задачи правительству, по исполнению которых сегодня и нужно судить об эффективности его работы.
Так, в агропромышленном комплексе поручалось к 2015 году довести долю сельскохозяйственной продукции в общем объеме экспорта до 8 процентов.
Валовую добавленную стоимость агропромышленного комплекса в самое ближайшее время (т.е. к 2012-2013 г.г.) увеличить не менее чем на 16 процентов, создать более 10 тысяч рабочих мест.
В строительной индустрии ставилась задача к 2015 году за счет внутреннего производства удовлетворить более 80 процентов потребностей рынка строительных материалов.
Валовая добавленная стоимость строительного комплекса должна была быть увеличена не менее чем на 76 процентов.
В сфере нефтепереработки требовалось, чтобы к 2014 году (т.е. к сегодняшнему дню) отечественные нефтеперерабатывающие заводы полностью удовлетворяли внутреннюю потребность в нефтепродуктах высокого качества - бензине и авиакеросине.
Ставилась задача повышения валовой добавленной стоимости топливно-энергетического комплекса не менее чем на 30 процентов.
В металлургии Президент поручал к 2015 году увеличить объемы производства и экспорта продукции металлургической промышленности в 2 раза.
Предполагалось, что валовая добавленная стоимость металлургии должна вырасти не менее чем на 107 процентов.
В фармацевтической отрасли была поставлена задача к 2014 году обеспечить более 50 процентов внутреннего потребления лекарственных препаратов за счет отечественного производства, и т.д.
Реализация планов по развитию всех инфраструктурных отраслей должна была обеспечить рост валовой добавленной стоимости на 63 процента.
Также планировалось, что мобилизация всех ресурсов по названным выше направлениям позволит нашей экономике дополнительно создавать годовую добавленную стоимость, превышающую 7 триллионов тенге, или рост национального продукта на 50%.
Как видим, сроки исполнения поручений поставлены к 2015 году, а в ряде случаев – и к начавшемуся 2014 году, то есть, уже должны быть исполнены.
Однако что происходит с ними в действительности, насколько правительству удалось добиться решения поставленных задач – остаётся не совсем понятным широкой общественности.
Конечно, пресса ежедневно сообщает о пуске новых проектов, о новых серьёзных успехах казахстанской экономики, и мы этому рады. Но очень важно за текущими достижениями не потерять стратегические задачи.
Кроме того, поступают и сигналы другого рода. Так, ассоциация производителей фармацевтической продукции сообщает о достижении к 2014 году лишь 37% отечественных препаратов вместо обозначенных 50%, т.е. о фактическом срыве отраслевой программы, причём именно по вине уполномоченного органа в лице министерства здравоохранения.
Вызывает определённые сомнения достижение показателей, поставленных Главой государства в 2009 году по доле сельскохозяйственной продукции в общем объеме экспорта; по удельному весу отечественного производства на рынке строительных материалов; двукратному росту экспорта продукции в металлургии и других.
Если же напротив, всё исполняется успешно – то об этом тем более можно и нужно говорить обществу.
Как известно, на реализацию Программы форсированной индустриализации выделяются очень большие государственные средства, и эффективность их использования также вызывает законный интерес граждан. Людям важно знать не только результаты программы, но и цену, которую платит наша страна за их достижение.
Например, недавно в прессе прошло сообщение со ссылкой на данные Казахстанского института развития индустрии (дочерняя организация МИНТ) о том, что в наиболее динамично развивающейся отрасли – машиностроении - создание одного рабочего места в рамках ПФИИР обошлось бюджету до полумиллиона долларов! У нас вызывают сомнения и законные вопросы такие данные.
Можно однозначно утверждать, что полмиллиона долларов за одно рабочее место – это не та цена, которая устраивает налогоплательщиков. И тем более такая цена не устроила бы частного владельца предприятия, если бы он тратил такие деньги из собственного кармана.
Этот вопрос важен ещё и потому, что в самом Правительстве, похоже, нет единого мнения об объеме затрат на реализацию ПФИИР. Так, выступая 30 мая прошлого года по отчёту правительства за 2012 год, я привёл официальные данные Счётного комитета о том, что на реализацию мероприятий ГПФИИР в 2012 г. было выделено 842 млрд.тг.
Однако МИНТ выступил с разъяснениями, что собственно на индустриальные проекты было направлено «лишь» 12 млрд.
Тем самым, помимо проблемы эффективности, возникают вопросы и к методике расчётов и проведения затрат на реализацию ПФИИР.
На основании вышеизложенного, уважаемый Серик Ныгметович, депутаты фракции ДПК «Ак жол» просят Правительство:
1) Предоставить информацию о ходе исполнения ПФИИР за 2010-2013 г.г. (в ежегодном разрезе), в том числе по индикаторам, обозначенным Главой государства как в докладе 15 мая 2009 года, так и в его последующих публичных выступлениях;
2) Предоставить информацию о затраченных государственных средствах на исполнение программы в указанные годы, с разделением затрат на индустриальные и инфраструктурные проекты;
3) Предоставить перечень индустриальных проектов, профинансированных в рамках ПФИИР в указанные годы; в том числе с указанием проектов, не вышедших на проектную мощность, простаивающих либо прекративших существование;
4) Предоставить информацию об ответственности членов правительства и иных должностных лиц за срывы отраслевых программ и конкретных проектов ПФИИР;
5) Предоставить информацию о социально-экономическом эффекте реализации ПФИИР, включая объемы произведённой валовой добавленной стоимости и количество созданных новых рабочих мест;
6) Ввести практику ежегодных специальных отчётов Парламенту РК о ходе реализации ПФИИР и исполнения прямых поручений Главы государства по новому индустриальному развитию.
С уважением,
Депутаты парламентской
фракции ДПК «Ак жол»