29
Января

29.01.2014

«Ак жол»: Необходимо ввести практику ежегодных отчётов Правительства перед Парламентом о достижении целевых показателей ПФИИР, установленных Президентом - депутатский запрос на имя Премьер-Министра РК

оглашен 29 января 2014 г.

Премьер-Министру

Республики Казахстан
Ахметову С.Н.


  

Депутатский запрос

 
Уважаемый Серик Ныгметович!
 

В нынешнем Послании Глава государства дал Правительству целый ряд поручений по разработке проекта Второй пятилетки форсированного индустриально-инновационного развития на 2016-2019 годы.

По всем направлениям Президентом даны конкретные показатели, которые послужат критериями их исполнения в соответствующий период. 

Как известно, старт первой пятилетке новой индустриализации Глава государства дал 15 мая 2009 года, впервые озвучив на съезде партии «Нур Отан» Программу инновационной индустриализации, которая начала отсчёт с 1 января 2010 года.

В том историческом для национальной экономики докладе Президент также поставил конкретные задачи правительству, по исполнению которых сегодня и нужно судить об эффективности его работы.

Так, в агропромышленном комплексе поручалось к 2015 году довести долю сельскохозяйственной продукции в общем объеме экспорта до 8 процентов.

Валовую добавленную стоимость агропромышленного комплекса в самое ближайшее время (т.е. к 2012-2013 г.г.) увеличить не менее чем на 16 процентов, создать более 10 тысяч рабочих мест.

В строительной индустрии ставилась задача к  2015 году за счет внутреннего производства удовлетворить более 80 процентов потребностей рынка строительных материалов.

Валовая добавленная стоимость строительного комплекса должна была быть увеличена не менее чем на 76 процентов.

В сфере нефтепереработки требовалось, чтобы к 2014 го­ду (т.е. к сегодняшнему дню) оте­че­ствен­ные неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ва­ю­щие за­во­ды пол­но­стью удо­вле­тво­ряли внут­рен­нюю по­треб­ность в неф­те­про­дук­тах вы­со­ко­го ка­че­ства - бен­зине и авиа­ке­ро­сине.

Ставилась задача по­вы­ше­ния ва­ло­вой до­бав­лен­ной сто­и­мо­сти топ­лив­но-энер­ге­ти­че­ско­го ком­плек­са не ме­нее чем на 30 про­цен­тов.

В металлургии Президент поручал к 2015 го­ду увеличить объ­е­мы про­из­вод­ства и экс­пор­та про­дук­ции ме­тал­лур­ги­че­ской про­мыш­лен­но­сти в 2 раза.

Предполагалось, что ва­ло­вая до­бав­лен­ная сто­и­мость ме­тал­лур­гии долж­на вы­рас­ти не ме­нее чем на 107 про­цен­тов.

В фармацевтической от­рас­ли была поставлена за­да­ча к 2014 го­ду обес­пе­чить бо­лее 50 про­цен­тов внут­рен­не­го по­треб­ле­ния ле­кар­ствен­ных пре­па­ра­тов за счет оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства, и т.д.

Ре­а­ли­за­ция пла­нов по раз­ви­тию всех ин­фра­струк­тур­ных от­рас­лей долж­на была обес­пе­чить рост ва­ло­вой до­бав­лен­ной сто­и­мо­сти на 63 про­цен­та.

Также планировалось, что мо­би­ли­за­ция всех ре­сур­сов по на­зван­ным вы­ше на­прав­ле­ни­ям поз­во­лит на­шей эко­но­ми­ке до­пол­ни­тель­но со­зда­вать го­до­вую до­бав­лен­ную сто­и­мость, пре­вы­ша­ю­щую 7 трил­ли­о­нов тен­ге, или рост на­ци­о­наль­но­го про­дук­та на 50%.

Как видим, сроки исполнения поручений поставлены к 2015 году, а в ряде случаев – и к начавшемуся 2014 году, то есть, уже должны быть исполнены.

Однако что происходит с ними в действительности, насколько правительству удалось добиться решения поставленных задач – остаётся не совсем понятным широкой общественности.

Конечно, пресса ежедневно сообщает о пуске новых проектов, о новых серьёзных успехах казахстанской экономики, и мы этому рады. Но очень важно за текущими достижениями не потерять стратегические задачи.

Кроме того, поступают и сигналы другого рода. Так, ассоциация производителей фармацевтической продукции сообщает о достижении к 2014 году лишь 37% отечественных препаратов вместо обозначенных 50%, т.е. о фактическом срыве отраслевой программы, причём именно по вине уполномоченного органа в лице министерства здравоохранения.

Вызывает определённые сомнения достижение показателей, поставленных Главой государства в 2009 году по до­ле сель­ско­хо­зяй­ствен­ной про­дук­ции в об­щем объ­е­ме экс­пор­та; по удельному весу отечественного про­из­вод­ства на рын­ке строительных материалов; двукратному росту экспорта продукции в металлургии и других.

Если же напротив, всё исполняется успешно – то об этом тем более можно и нужно говорить обществу.

Как известно, на реализацию Программы форсированной индустриализации выделяются очень большие государственные средства, и эффективность их использования также вызывает законный интерес граждан. Людям важно знать не только результаты программы, но и цену, которую платит наша страна за их достижение.

Например, недавно в прессе прошло сообщение со ссылкой на данные Казахстанского института развития индустрии (дочерняя организация МИНТ) о том, что в наиболее динамично развивающейся отрасли – машиностроении - создание одного рабочего места в рамках ПФИИР обошлось бюджету до полумиллиона долларов! У нас вызывают сомнения и законные вопросы такие данные.

Можно однозначно утверждать, что полмиллиона долларов за одно рабочее место – это не та цена, которая устраивает налогоплательщиков. И тем более такая цена не устроила бы частного владельца предприятия, если бы он тратил такие деньги из собственного кармана.

Этот вопрос важен ещё и потому, что в самом Правительстве, похоже, нет единого мнения об объеме затрат на реализацию ПФИИР. Так, выступая 30 мая прошлого года по отчёту правительства за 2012 год, я привёл официальные данные Счётного комитета о том, что  на реализацию мероприятий ГПФИИР в 2012 г. было выделено 842 млрд.тг.

Однако МИНТ выступил с разъяснениями, что собственно на индустриальные проекты было направлено «лишь» 12 млрд.

Тем самым, помимо проблемы эффективности, возникают вопросы и к методике расчётов и проведения затрат  на реализацию ПФИИР.

На основании вышеизложенного, уважаемый Серик Ныгметович, депутаты фракции ДПК «Ак жол» просят Правительство:

1)    Предоставить информацию о ходе исполнения ПФИИР за 2010-2013 г.г. (в ежегодном разрезе), в том числе по индикаторам, обозначенным Главой государства как в докладе 15 мая 2009 года, так и в его последующих публичных выступлениях;

2)    Предоставить информацию о затраченных государственных средствах на исполнение программы в указанные годы, с разделением затрат на индустриальные и инфраструктурные проекты;

3)    Предоставить перечень индустриальных проектов, профинансированных в рамках ПФИИР в указанные годы; в том числе с указанием проектов, не вышедших на проектную мощность, простаивающих либо прекративших существование;

4)    Предоставить информацию об ответственности членов правительства и иных должностных лиц за срывы отраслевых программ и конкретных проектов ПФИИР;

5)    Предоставить информацию о социально-экономическом эффекте реализации ПФИИР, включая объемы произведённой валовой добавленной стоимости и количество созданных новых рабочих мест;

6)    Ввести практику ежегодных специальных отчётов Парламенту РК о ходе реализации ПФИИР и исполнения прямых поручений Главы государства по новому индустриальному развитию.

 

С уважением,

Депутаты парламентской

фракции ДПК «Ак жол»                                   

    А. Перуашев
 Е. Никитинская
 А. Абильдаев
 Т. Ергалиев
 Н. Жазылбеков
 С. Кадралиева
 М. Казбекова
 А. Туртаев