14
Март

14.03.2012

Надо создавать справедливые и прозрачные механизмы доступа предпринимательства к выделенным государственным средствам

                                                          Председателю

Национального банка

Республики Казахстан

Марченко Г.А.

Уважаемый Григорий Александрович!

В настоящее время  проходит реализация Программы «Дорожная карта бизнеса 2020», которая является не только логическим продолжением реализации аналогичных программ 2009 и 2010 годов, но и последовательным комплексом мер посткризисного развития казахстанской экономики, обеспечивающим ее диверсификацию и рост конкурентоспособности. Очевидно, что наряду с реализацией крупных инвестиционных проектов в традиционных сырьевых секторах экономики (инициаторами которых являются национальные и системообразующие компании), необходимо создание современных обрабатывающих производств в реальном секторе малого и среднего бизнеса. В этом смысле весьма важно, чтобы государственная поддержка частного предпринимательства доходила до своего назначения, то есть до самих предприятий, в наиболее полном объеме.

 К сожалению, в партию «Ак жол» поступают сигналы о том, что выделенные по поручению Главы государства средства на поддержку производительного бизнеса используются в крайне неэффективной форме, что деформирует реализацию данных программ и ставит под сомнение достижение декларируемых госорганами целей.

В рамках различных госпрограмм, основными каналами государственной поддержки предприятий выступают банки второго уровня, отдельные недобросовестные сотрудники которых нередко стремятся не столько довести выделяемые средства до предприятий, сколько использовать их на необоснованное повышение собственных доходов.

Наиболее часто предприниматели жалуются на следующие проблемы при использовании инструментов господдержки через банки:

  • Необоснованное превышение количества запрашиваемых документов и сроков оформления кредитных договоров (иногда до года) в нарушение сроков соответствующих госпрограмм;
  • Наличие дополнительных комиссий за обслуживание, непредусмотренных программами и соответственно, не заявляемых банками в публично распространяемой информации;
  • Завышенные реальные процентные ставки от декларируемых;
  • Отказы банков в реструктуризации кредитов при возникновении у заемщиков затруднений по форс-мажорным причинам (изменения законодательства, действия госорганов и т.п.)
  • Требование залогового имущества по стоимости в 2-3 раза превышающего сумму выделяемого банком кредита.
  • Отказы в финансировании проектов на условиях субсидирования процентных ставок с предложением их кредитования на общих коммерческих условиях банка.

В газете Курсив № 6 (432) от 16 февраля текущего года опубликованы данные Центра исследования «Сандж», согласно которым 59% опрошенных предпринимателей назвали банковские кредиты требующими неоправданно больших затрат времени и усилий.

31% - предпринимателей уверены, что займы доступны лишь при наличии знакомств и связей в банках.

14% опрошенных предпринимателей сообщили, что сотрудники отдельных банков  предлагали выдать заем за вознаграждение. При этом надо иметь в виду, что подобные признания делают в основном те, кому банки отказали в выдаче кредита. То есть, в реальности частота таких предложений гораздо выше, просто заёмщики, чьи договорённости оказались реализованными, как правило, предпочитают умалчивать о таких фактах.

Средний размер таких вознаграждений составляет  свыше 2,7 тыс. дол. США,  названы суммы и в 40  тыс. дол. США. Кроме того, сотрудники банков в ходе оформления кредита требуют различные подарки, откаты, оказание услуг или организацию досуга.

При отказе в кредитах только в 20% случаев отказ объяснен низкой доходностью и нерентабельностью проектов.

В остальных случаях отказы вызывают у предпринимателей сомнения в объективности.

Так, в 29% случаев поводом послужило отсутствие залога, при том, что банки запрашивают залоги в 2-3 раза превышающие объемы кредита, и при этом компании, проводящие оценку, нередко аффилированы с самим банком, а, следовательно, прямо заинтересованы в искусственном занижении стоимости залога.

А каждый пятый предприниматель (19%) вообще уверен, что главная причина неполучения им кредита состоит в отсутствии нужных связей среди руководства и сотрудников банка. Данные искренне удивили даже Главу Ассоциации финансистов Казахстана.

В упомянутом опросе также приведены данные по степени коррупционности конкретных банков, однако исходя из соображений деловой этики, эту часть исследования мы не считаем возможным оглашать в Парламенте. Вы можете ознакомиться с этими данными в указанной публикации.

Мировая практика показывает, что формирование экспортоорентированных обрабатывающих предприятий в условиях глобализации и жесткой международной конкуренции происходит во многом с помощью значительных стимулирующих мер государства малому и среднему предпринимательству.

Учитывая, что основная часть финансовых ресурсов выделяемых Правительством РК для поддержки бизнеса направляется через БВУ и в стране практически отсутствуют альтернативные источники фондирования, очень важно создание справедливых, транспарентных и прозрачных механизмов доступа предпринимательства к выделенным государственным средствам.

В связи с вышеизложенным, просим Вас, проинформировать, какие меры принимаются Национальным банком, как регулятором деятельности банков, в части решения обозначенных проблем и доведения выделенных государством средств до их прямого назначения, в виде поддержки предприятий.

С уважением,

депутаты парламентской

фракции партии «Ак жол»

А.Перуашев

Е.Никитинская

Н.Жазылбеков

С.Сарсенов

А.Абильдаев

М.Казбекова

А.Туртаев

А. Рыскали