Премьер-Министру
Республики Казахстан
Ахметову С.Н.
Уважаемый Серик Ныгметович!
К началу нынешнего года валовой внешний долг Казахстана составил 137 млрд. долларов США. По показателю размера внешнего долга в расчете на душу населения, мы занимаем «печальное» лидерство среди стран СНГ – 1540 долларов на одного казахстанца. Для сравнения, каждый россиянин должен мировому капиталу 100 долларов США, белорус – 300 долларов США, украинец – 900 долларов США. Согласно данным Счетного комитета, на сегодняшний день валовой внешний долг Казахстана составляет 68,3% от ВВП. Новые займы приведут нас к превышению критического предела – 80% от ВВП. Следует учесть, что мы по-прежнему зарабатываем, в основном, на продаже энергоресурсов и металлов. Пока цены на экспортируемое минеральное сырье достаточно высокие, мы уверенно держимся на плаву, но при этом все меньше и меньше производим сами для собственного внутреннего рынка. Правительство не смогло снизить нашу зависимость, хотя бы от импорта продуктов питания, не эффективны пока и меры по диверсификации экономики. Особые опасения вызывают риски, связанные с долгом субъектов квазигосударственного сектора. Они могут стать источником фискального риска из-за бесконтрольного роста обязательств, просроченных платежей, а также потенциально возможной субсидиарной ответственности государства, как это произошло с БВУ в период последнего экономического кризиса. По итогам 2012г. из общего объема внешнего долга 48,5% (66,5 млрд. дол США) приходится на межфирменную задолженность, 10% (13, 6 млрд. дол. США) – на внешний долг банков. Привлечение внешних займов во все больших масштабах может привести – как это уже случалось с рядом стран азиатского региона - к экономической и политической зависимости от стран-кредиторов. В этой связи назрела необходимость оценки рисков, связанных с валовым внешним заимствованием, которая должна стать неотъемлемой частью бюджетного планирования. Для оценки критичности ситуации решающее значение имеет достигнутый экономический уровень. Иными словами, платежеспособность зависит от темпов роста ВВП и экспорта, которые должны превышать темпы увеличения валового внешнего долга, если, конечно, мы ставим перед собой задачу укрепления платежеспособности страны. И, если за 2011г. прирост ВВП и экспорта составил соответственно 7,5% и 45%, при росте внешнего долга на 5,9%, то по итогам 2012г. эта динамика уже неблагоприятна – при росте внешнего долга на 9,4%, прирост ВВП и экспорта составляли лишь 5% и 4,4% соответственно. В целях формирования эффективной системы контроля со стороны государства за состоянием валового внешнего долга, включая долг квазигосударственного сектора, предлагаем перейти к практике индикаторной оценки ситуации в ежегодных планах и отчетах Правительства по бюджету, а также установить верхний предел для государственного и квазигосударственного долга - в совокупности в размере 60% к ВВП. На основании вышеизложенного, просим Вас, рассмотреть наши предложения и проинформировать о планах Правительства относительно управления процессами, связанными с валовым внешним долгом.
С Уважением,
Депутаты фракции «Ак жол»