06
Ноября

06.11.2013

О проекте ЗРК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственных закупок"

Премьер-Министру РК
 Ахметову С.Н. 

Уважаемый Серик Ныгметович! 

В Мажилис Парламента внесен проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам государственных закупок». Законопроект предполагает создание единого организатора государственных закупок и переход к электронному формату. Им вносятся и другие поправки, направленные на обеспечение транспарентности и снижение административной нагрузки на бизнес. Данные нормы законопроекта мы полагаем своевременными и актуальными. В то же время законопроект предусматривает ряд нововведений, исключающих поддержку казахстанского (местного) содержания. Основанием внесения данных изменений является Соглашение о государственных (муниципальных) закупках между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, заключенное в рамках формирования Единого экономического пространства. По данному вопросу депутаты фракции ДПК «Ак жол» считают необходимым отметить следующее. В соответствии с Государственной программой по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 гг. (ГПФИИР), утвержденной Указом Главы государства от 19 марта 2010 года о № 958 одним из приоритетов является увеличение доли казахстанского (местного) содержания при осуществлении государственных закупок до 87 процентов. Статьей 22 Закона РК «Об административных процедурах» установлен запрет на принятие решений, допускающих необоснованное снижение доли казахстанских товаропроизводителей в экономике страны. Законом РК «О национальной безопасности» (ст. 22) установлено, что экономическая безопасность обеспечивается решениями государственных органов и должностных лиц, направленными на увеличение доли производства отечественных товаров и услуг в экономике страны. В этой связи принятие законопроекта в предложенной редакции приведет к срыву выполнения ГПФИИР и вступит в противоречие с действующим законодательством. Ни в пояснительной записке, ни в других документах, прилагаемых к законопроекту, нет данных об аналогичных внутригосударственных процедурах по реализации Соглашения и приведению в соответствие с его положениями действующего законодательства в Российской Федерации и Республике Беларусь. Более того, в Беларуси принят новый Закон «О государственных закупках», предусматривающий нормы о поддержке отечественных поставщиков (подрядчикам, исполнителям). В России на федеральном уровне действует Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд», в соответствии которым товары, работы, услуги, российского происхождения имеют приоритет по отношению к иностранным. Помимо этого, Правительством Российской Федерации могут устанавливаться запреты и ограничения допуска товаров, работ, услуг, имеющих иностранное происхождение. Необходимо отметить, что этим правом российская сторона активно пользуется, препятствуя продвижению казахстанских товаров, о чём регулярно сообщают отечественные предприниматели. Аналогичные меры работают даже в рамках ВТО: в соответствии с Законом КНР (Китай является членом ВТО) большинство иностранных производителей не могут проникнуть на китайский рынок закупок, потому что их товары, даже если изготовлены или собраны в Китае, не считаются внутренними (национальными). Даже в такой высокоинтегрированной структуре как Евросоюз, в ряде стран сохраняются преимущества для местных производителей на уровне не менее 5-10% от общего объема госзакупок. В прогнозных показателях, прилагаемых к законопроекту, отсутствуют данные о рисках финансово-экономических последствий для отечественных предприятий, связанных с отказом от казахстанского (местного) содержания в государственных закупках. Между тем, представители ряда крупных и средних промышленных компаний уже выражают озабоченность по поводу возможных серьезных экономических последствий в случае принятия данного решения. Ими однозначно прогнозируется значительное сокращение объемов реализации продукции, падение темпов производства, снижение налогооблагаемой базы и численности рабочих мест в масштабах целых отраслей. Весьма примечательно, что такие прогнозы дают именно те отрасли, которые добились определённых успехов за время реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития: машиностроение, фармацевтика, лёгкая и пищевая промышленность и т.д. С учётом нарастающих тенденций по сокращению казахстанского экспорта, на фоне значительного роста импорта во взаимной торговле со странами Таможенного союза, даже в нынешних условиях данные опасения национального бизнеса представляются весьма обоснованными. Между тем, на открытии предыдущей сессии Парламента РК в сентябре прошлого года Президент Н. А. Назарбаев поручил Правительству пересмотреть всю систему поддержки обрабатывающей промышленности, в аграрном комплексе и малоконкурентных отраслях. «Все страны мира поддерживают своего производителя. Этот опыт важен для нас», - отметил он тогда, и поручил Правительству проанализировать мировую практику и выработать меры поддержки казахстанских товаропроизводителей. С учетом изложенного, фракция ДПК «Ак жол» просит предоставить ответы на следующие вопросы: 1. Насколько проект Закона соответствует национальным интересам Республики Казахстан и какие меры предполагает принять Правительство РК по поддержке отечественного бизнеса взамен отменяемых преференций, для поддержания паритета интересов со странами членов Таможенного Союза и ВТО? 2. Каким образом предполагается преодолеть противоречия между проектом Закона и требованиями Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 гг., а также законов «Об административных процедурах» и «О национальной безопасности»?; Кроме того, просим предоставить расчеты финансово-экономических последствий для отечественного бизнеса в случае принятия данного законопроекта, включая прогнозируемую ситуацию в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве в разрезе отраслей.