03
Апрель

03.04.2013

О проекте ЗРК "Об органах внутренних дел", которым предусмотрено предоставление сотрудникам полиции права на применение огнестрельного оружия без предупреждения - депутатский запрос

Премьер-Министру 
Республики Казахстан
 Ахметову С.Н.


                                              Уважаемый Серик Ныгметович! 

В настоящее время в Мажилисе Парламента Республики Казахстан рассматриваются проекты Законов Республики Казахстан «Об органах внутренних дел РК» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности органов внутренних дел».                                                 Законопроектами предусматривается выведение из числа гражданского оружия – травматического оружия, предназначенного для самообороны граждан, а также новый порядок применения огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов.  В обоснование необходимости принятия Законопроекта МВД приводятся статистические данные о росте преступлений, совершенных с использованием травматического оружия.     В то же время, согласно заявлению заместителя председателя Комитета административной полиции МВД Серика Суйнбаева за последние 5 лет из 845 преступлений с использованием травматического только в 47 случаях владелец располагал законной регистрацией данного вида оружия.                                                                                                                              Кроме того, наиболее вопиющие факты применения травматического оружия связаны именно с сотрудниками самих правоохранительных органов. Наиболее ярким примером служит преступная группа, организованная оперуполномоченным Талгарского районного отдела ДКНБ по Алматинской области Танкеевым Б.Б. из сотрудников МВД и КНБ, которая в течение 2011 года совершила с использованием травматического и боевого оружия такие преступления как похищение двух и более лиц, в том числе несовершеннолетних (ст.125 УК РК); грабеж (ст. 178 УК РК); мошенничество (ст. 177 УК РК); злоупотребление властью c использованием оружия (ст. 380 УК РК); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 307 УК РК).                                                                                                                                        Не менее показательными также являются факты разбойных нападений и убийств, организованные и совершенные, оперуполномоченным ОКП АльФарабийского ОП УВД г. Шымкента Муслимовым Ш.Т..                                                                                                  Кроме того, согласно официальной статистике за последние пять лет, в результате умышленных преступлений (убийства, в том числе по найму и сопряженные с разбоем; умышленное причинение тяжкого вреда, повлекшее смерть, и.т.п.), совершенных только сотрудниками МВД, погиб 31 законопослушный гражданин РК. И ни одно из совершенных сотрудниками МВД убийств не было сопряжено с исполнением непосредственных обязанностей, напротив, они совершались исключительно из корыстных побуждений.          В таких условиях граждане Республики Казахстан, имеют достаточные основания для того, чтобы не доверять правоохранительным органам, рассчитывая только на самооборону. Так, по результатам опроса, проведенного Институтом политических решений, более половины казахстанцев (52,1%) намерены в случае угрозы своей безопасности защищаться самостоятельно, и только около трети (31,7%) надеются на внешнюю помощь полиции или окружающих.                                                                                                                     Законопроектом «Об органах внутренних дел» (ст. 24) предлагается также наделение сотрудников органов внутренних дел правом на применение огнестрельного оружия на поражение без предупреждения в случае угрозы здоровью и жизни физического лица либо самого сотрудника, а также, если посягательства могут повлечь иные тяжкие последствия. Между тем не детализируется характер угрозы здоровью, что означает право применения оружия на поражение даже в случаях угрозы причинения вреда небольшой и средней тяжести.                                                                                                                                           Для сравнения действующий приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 8 февраля 2008 года № 55 запрещает гражданам Республики Казахстан при самообороне (независимо от степени угрозы их здоровью и жизни) стрельбу патронами травматического действия из любого вида оружия на расстоянии менее одного метра, а также стрельбу в голову и шею.                                                                                                                            Целый ряд вопросов рождает механизм выкупа травматического оружия. Согласно расчетам, представленным МВД, принятие Законопроекта потребует дополнительных затрат республиканского бюджета на сумму около 2,2 млрд. тенге в год для выплаты компенсаций за изъятое травматическое оружие. Т.е. ежегодно для освоения испрашиваемого финансирования МВД обязано выкупать 126 тыс. единиц травматического оружия. Вместе с тем, по данным МВД, на территории Республики Казахстан насчитывается только 21,8 тыс. единиц травматического оружия, из которых 18,4 тыс. единиц травматического оружия находится в законном обороте и 3,4 тыс. – в незаконном.                                                  В дополнение, за МВД предлагается закрепить право на осуществление утилизации выкупленного оружия, поскольку согласно обоснованиям разработчиков законопроекта накопление на складах МВД выкупленного и конфискованного оружия, «чревато его поступлением во вторичный незаконный оборот». Тем самым фактически МВД признает, что соответствующий сегмент незаконного оборота оружия формируется непосредственно его работниками и отсутствуют реальные гарантии, что выкупленное оружие не будет поступать в оборот, либо не станет предметом экспорта. Подтверждением служит факт, когда в феврале текущего года в Южно-казахстанской области к двум годам лишения свободы условно был приговорен инспектор РОВД, осуществлявший незаконную продажу обрезов и пистолетов, поступавших в ходе акции по выкупу незаконно хранящегося оружия - «Кару».                                                                                                Кроме того, утилизация изъятого оружия делает, в конечном итоге, процедуру выкупа травматического оружия абсолютно нетранспарентной.                                                        Следует также отметить предлагаемую норму о предоставлении органам внутренних дел права на аннулирование или отказ в выдаче разрешений на хранение и ношение оружия лицам, состоящим на учете в органах КНБ и МВД по линии борьбы с экстремизмом, терроризмом или организованной преступностью.                                                       Поскольку механизм постановки, и снятия с учета в органах КНБ и МВД по линии борьбы с экстремизмом, терроризмом или организованной преступностью, по своей сути не может быть транспарентным и основан нередко на информации, полученной негласно и без раскрытия источника, он не предполагает соответствующего уведомления лиц, поставленных на учет, что потенциально создает возможность для различных злоупотреблений.                                                                                                                      Вместе с тем, разработчиками не предлагается ни одной новеллы, направленной на борьбу с незаконным оборотом и использованием оружия сотрудниками правоохранительных дел, равно как и предусматривающих профилактику правонарушений в сфере оборота оружия.

Резюмируя вышеизложенное, просим представить исчерпывающую информацию по нижеследующим вопросам: 

1. Какие конкретные меры, помимо изъятия оружия самообороны у граждан Республики Казахстан, предлагаются МВД для обеспечения безопасности населения (размещение дополнительных пунктов охраны правопорядка в местах жительства, пути следования, отдыха и развлечения граждан; обеспечение граждан бесплатной сигнализацией; обеспечение нулевого незаконного оборота оружия к моменту завершения выкупа; и.т.п.)? 

2. Являлась ли эффективной Программа первоначальной подготовки владельцев и пользователей огнестрельного нарезного, гладкоствольного и бесствольного оружия (для самозащиты), утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 августа 2000 года № 1176, и если нет, то – почему? 

3. Назовите причины, по которым предыдущие акции по выкупу у населения оружия, не позволили изъять травматическое оружие, находящееся в незаконном обороте? 

4. Какое количество единиц травматического оружия и патронов к нему намерено выкупить Министерство внутренних дел, в случае принятия законопроекта?

 5. Как будет определяться цена на выкупаемое травматическое оружие, будут ли включаться в комиссии представители законных владельцев травматического оружия или же комиссии будут формироваться исключительно из сотрудников МВД? Учитывая, что цена на травматические пистолеты в оружейных магазинах Казахстана варьируется в пределах от 32 000 тнг. до 198 000 тнг., каким образом законным владельцам травматического оружия будет возмещаться разница между рыночной ценой приобретенного оружия и ценой выкупа, осуществляемого МВД? 

6. Какое количество преступлений с использованием зарегистрированного травматического оружия, было совершено законными владельцами данного вида оружия в период с 2008 г. по 2012 г., в т.ч. сотрудниками правоохранительных органов?