Заместителю Премьер-Министра -
Министру национальной экономики РК
Байбазарову Н. С.
С июня прошлого
года фракция «Ак жол» трижды направляла депутатские запросы Правительству и
местным органам власти всех регионов, с требованиями понизить ставку розничного
налога с 4 до 2 процентов. Однако Правительство не хотело вмешиваться в этот
вопрос, ссылаясь на полномочия регионов.
Тем не менее, г.Астана и ряд областей поддержали инициативу Демпартии «Ак жол» и приняли такие решения.
С начала текущего
года навстречу предпринимателям наконец пошли и другие регионы. Рассматриваем
эту тенденцию как усиление роли правительства и руководства регионов в
поддержке МСБ. К сожалению, только в г.Алматы аналогичные требования
предпринимателей пока остаются неуслышанными, в связи с чем призываем маслихат
города проявить добрую волю к малому бизнесу.
Вместе с тем, считаем, что понижение ставки розничного налога является половинчатым решением, поскольку сохраняет требования ведения бухгалтерии и соответствующей отчетности.
В этой связи,
Демпартия «Ак жол» предлагает предоставить малому бизнесу дополнительную
возможность либерального налогообложения.
В развитых
странах малые предприятия не проверяются годами, потому что везде, где возможно
промониторить поток клиентов и среднюю сумму чека, - высчитывается примерный
доход, а дальше - налоговые органы только назначают, сколько тот или иной салон
или магазин должны заплатить за год.
Предприниматель
оплачивает нужную сумму - и больше никто не трогает этот бизнес, не донимает
его своими проверками и штрафами.
Отсутствие
тотального контроля и давления - и есть основа массового предпринимательства.
Если даже кто-то скроет от налогов лишние 10-20 тыс. тенге – эти деньги
останутся в стране. Зато государству не нужно содержать армию проверяющих.
Одно это решение создаст столько рабочих мест, сколько до сих пор не давала ни одна программа занятости, на которые тратились миллиарды.
Но проблема в
том, что предусмотренное Налоговым кодексом патентное налогообложение содержит
ограничения, делающие эту норму бессмысленной. В частности, оборот не должен
превышать 13 млн. тенге в год, и у предпринимателя не должно быть наёмных
работников.
Нужно иметь в
виду, что даже самый малый бизнес – будь то кафе, парикмахерская, магазин у
дома или ремонтная мастерская – как правило, ведёт не один человек, а семья.
Кто-то стоит на кассе, кто-то убирается и переносит предметы, кто-то производит
продукцию.
При ограничении
в 13 млн тг. в год и средней рентабельности 15-20%, чистая прибыль по патенту
не превышает 200 тыс. тг, которые нужно разделить на 3-4 занятых. Получается,
доход предпринимателя при такой системе составит около 60 тыс тг. Какой предприниматель будет работать за
такие деньги, если среднестатистическая зарплата по стране уже 380 тыс.тг.?
Поэтому патентная система налогов и не работает.
Для того, чтобы
институт патента заработал, необходимо разрешить предпринимателю найм
работников.
А годовой оборот для патента необходимо рассчитывать исходя из средней зарплаты на предпринимателя и его персонал, т.е. увеличить до 100 млн.тенге. (260 000 тенге медианная зарплата х 20% рентабельности х 5 чел х 12 мес).
На основании
изложенного, депутатская фракция ДПК «Ак жол» в очередной раз предлагает:
1. Увеличить
порог годового дохода по патенту до 100 млн. тенге.
2. Разрешить
предпринимателям, применяющим патентный налоговый режим, нанимать до 5
сотрудников
3. Не только понизить розничный налог с 4 до 2% во всех регионах, но дать право малому бизнесу самому выбирать налоговый режим своей работы – по розничному налогу, либо по патенту.
С уважением,
Депутаты фракции
ДПК «Ак жол»
Е.Барлыбаев
А.Перуашев
Д.Еспаева
К.Иса
А.Садыков
Е.Бейсенбаев