Премьер-Министру
РК
Бектенову О. А.
На днях в
средствах массовой информации прошла новость о завершении уголовного
расследования в отношении управляющего директора АО «Samruk-Kazyna
Construction» и руководителя ТОО «Дорстройтрест». По данным Агентства по
финансовому мониторингу, они подозреваются в хищении 2,6 млрд. тенге бюджетных
средств, авансом перечисленных в рамках договора на строительство жилого
комплекса «Кок-Тобе».
Следствие
указывает, что вместо целевого использования, данные средства были направлены
на погашение долгов, не связанных со строительством, а также на приобретение
автомобилей. Кроме того, порядка 650 млн. тенге выведены через фиктивные
договора на счета аффилированных ТОО и обналичены. Строительство при этом
затянулось и сопровождалось многочисленными нарушениями.
Однако, в данной
ситуации проблема не только в факте хищения. Ключевой вопрос — на каком
основании квазигосударственная компания вообще влезла в сферу жилищного
строительства?
Возникает логичный
вопрос: как частным строительным компаниям, работающим без господдержки, без
льгот и преференций, конкурировать с «дочками» национальных холдингов,
получающими прямое или косвенное финансирование из бюджета? Подобная практика
подрывает основы честной конкуренции и деформирует рыночную среду, вытесняя
частный бизнес с рынка.
Квазигосударственные
компании должны работать исключительно в тех сферах, где без участия
государства невозможно обеспечить реализацию стратегически значимых задач:
инфраструктура, безопасность, критически важные технологии. Все остальное
должно быть отдано в руки частного бизнеса — для развития, привлечения
инвестиций и увеличения налоговых поступлений.
На практике же
субъекты квазигоссектора продолжают активно участвовать в конкурентных
отраслях. Согласно Постановления Правительства «Об утверждении Аналитического
доклада по реформированию квазигосударственного сектора в Республике Казахстан
и Плана мероприятий по его реализации», квазигоссектор, во-первых, активно
функционирует в таких секторах, как розничные электронные услуги связи,
обрабатывающая промышленность, жилье/гостиницы и финансовые услуги, во-вторых,
они конкурируют на неравных условиях с частным сектором ввиду пробелов в
нормативно-правовой базе и ее применении.
При этом их
деятельность зачастую неэффективна и убыточна, но поддерживается за счет
государственных ресурсов.
Демпартия «Ак жол»
считает, что государство должно четко определить – где его место в экономике, а
где оно должно не мешать. Пока этого не произойдет – ни о каком росте
конкурентоспособности и привлечении инвестиций речи быть не может.
В этой связи, в
целях обеспечения справедливой экономической политики и защиты интересов
национального бизнеса, депутатская фракция ДПК «Ак жол» требует:
Демпартия «Ак жол»
убеждена, что только последовательный демонтаж административного вмешательства
в конкурентную среду позволит создать здоровые рыночные условия, дав частному
бизнесу возможность развиваться и обеспечить устойчивый рост национальной
экономики.
С уважением,
Депутаты фракции
«Ак жол»
Е. Барлыбаев
А. Перуашев
Д. Еспаева
К. Иса
С. Ерубаев
Е. Бейсенбаев