«Ак жол» обозначил новый путь – Мегаполис
Под занавес ушедшего года партия «Ак жол» приняла политическую программу, которая вполне способна заинтересовать многих граждан Казахстана. «Мегаполис» внимательно изучил новый документ.
Прошедшие праздничные дни несколько отодвинули на второй план политические события внутри страны. В этот период людей всегда больше интересуют предновогодние скидки, а также, собственно, встреча Нового года, что по-человечески понятно и правильно.
И всё же без политики даже в эти дни не обошлось. Речь идёт о серьёзных изменениях, наметившихся в деятельности одной из ведущих политических партий, имеющей вторую по численности фракцию в парламенте Казахстана.
Это, конечно, не «Нур Отан», точка зрения которого по понятным причинам представлена в нашей прессе от «Хабара» до какого-нибудь «Вестника Арыкбалыка». Появись в этой «руководящей и направляющей» партии некий мало-мальски заметный документ, об этом бы точно стало известно каждому казахстанскому школьнику. В нашем же случае речь идёт о новой программе, принятой Демократической партией Казахстана «Ак жол» на состоявшемся под занавес 2014 года пленуме Центрального совета.
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ДВИЖЕНИЯ «АЛАШ»
При нежелании загружать голову, да ещё после затянувшихся выходных, можно и не обращать внимания на что-то творящееся вокруг. Но праздники приходят и уходят, а жизнь и заботы – остаются. И дело даже не в том, что с новой программой «Ак жол» способен расширить число своих сторонников и привлечь дополнительные голоса на следующих выборах.
Дело в новой расстановке акцентов, которые делают серьёзный политический документ ещё и своеобразным «манифестом» людей, искренне любящих свою страну и уважающих государство, но не желающих мириться с существующими проблемами, социальными и экономическими «язвами».
Пытливый читатель наверняка тут же задастся вопросом: а что же такого особенного в этой новой программе «Ак жола»?
Во-первых, в соответствии с принятой новой программой ДПК «Ак жол» заявляет себя одним из последователей движения «Алаш». Это значит, что партией взят курс не просто на укрепление государственности и национальных интересов, но и на модернизацию общества по европейскому пути развития, о чём говорили основоположники Алаш-Орды.
Соответственно, признаются и базовые ценности движения «Алаш», где во главу угла наравне с национальной самостоятельностью и рыночной экономикой ставился либерализм, демократия, права и свободы личности.
СТРАНЕ НУЖНА дальнейшая МОДЕРНИЗАЦИЯ
Согласно ещё одному пункту новой программы партия «Ак жол» выступает за поэтапный переход к президентско-парламентской форме управления государством. Предлагается усилить роль парламента в принятии важнейших решений, обеспечить реальное равенство парламентских партий в статусе и полномочиях. Выделяются позиции по расширению полномочий многопартийного парламента при формировании и контроле за деятельностью правительства и других госорганов.
Нельзя не обратить внимание и на предложения ДПК по упрощению процедуры регистрации политических партий и общественных объединений, с чем также трудно не согласиться. В настоящий момент из-за существующих правил в большинстве населённых пунктов Казахстана из политических партий присутствует только правящий «Нур Отан». А где нет конкуренции, там нет и нормального развития – это аксиома для любого демократического государства.
Интересными в рамках децентрализации системы государственной власти выглядят идеи «Ак жола» по развитию местного самоуправления. И хотя тема эта для партии не нова: ДПК «Ак жол» и раньше активно выступал за передачу больших полномочий на места, в новой политической программе появился ряд серьёзных нововведений. Это и предложение ввести процедуру избрания маслихатов Алматы и Астаны по смешанной системе, когда 50% депутатов избираются по партийным спискам. И мнение о том, что председатели и секретари комиссий местных представительных органов должны работать на постоянной основе, что усилит роль маслихатов в решении наиболее важных проблем на местах. И предложение включить в компетенцию маслихатов утверждение тарифов на коммунальные услуги на своей территории, и т.д.
Принципиальным ДПК «Ак жол» считает добиться реальной прозрачности бюджета и подотчётности госорганов парламенту и маслихатам за потраченные средства. Кроме того, демократы считают необходимым законодательно ограничить размеры бюджетного дефицита на уровне не более 3%, без учёта нефтяных доходов. Программа также исходит из необходимости отказаться от «проедания» основных накоплений Национального фонда на текущие цели, направляя на них только часть ежегодного инвестиционного дохода фонда. Нашлось место в главном документе «Ак жола» и обеспечению сохранности средств Единого накопительного пенсионного фонда.
СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОЗИЦИИ
Привлекательными для рядовых граждан Казахстана могут стать пункты социального блока новой программы ДПК «Ак жол», среди которых – позиции партии по вопросам обеспечения занятости населения, решения вопросов безработицы, жилья, доступного образования и гуманного здравоохранения.
Учтены и проблемы жителей села. Достаточно сказать, что количество людей, переселяющихся в поисках лучшей доли в города, превысило все разумные пределы. Только в Астану на протяжении последних пяти лет, по данным столичных властей, ежегодно переезжают до 22 тысяч сельчан. Аналогичная картина и в Алматы, где ежегодный прирост населения за счёт сельчан составляет до 30 тысяч человек. В ДПК «Ак жол» уверены, что решить данную проблему можно только путём создания благоприятных условий на селе. Кроме увеличения государственных субсидий на поддержку сельхозпроизводителей и установления для них приемлемых цен на ГСМ, решения вопросов занятости, качественных дорог, питьевой воды, казахстанские демократы предлагают срочно решить для сельчан и жилищный вопрос, включив в программу «Доступное жильё» не только областные центры, но и сельские населённые пункты.
БИЗНЕС ДОЛЖЕН ИМЕТЬ СТИМУЛЫ
Заметное место в новой политической программе ДПК «Ак жол» отводится поддержке бизнеса, что вполне объяснимо. Уже много лет «Ак жол» позиционируется прежде всего как партия, отстаивающая интересы предпринимателей. Несмотря на значительные усилия государства и бизнес-сообщества, говорить о полноценной роли частного предпринимательства в экономике пока не приходится, по-прежнему торговать чужими товарами в Казахстане проще и выгоднее, чем производить свои. В этой связи в своём главном документе «Ак жол» указывает на необходимость создания условий для облегчения работы частного бизнеса в реальном секторе экономики. Для этого, отмечается в программе, необходимо расширить сферу применения преференций не только для малого (где основную роль играет торговля и сфера услуг), но и для среднего (т.е. производственного) бизнеса; освободить вновь создаваемый малый и средний бизнес от налога на добавленную стоимость и корпоративного подоходного налога.
Не менее важными условиями в Демократической партии считают упрощение налогового администрирования, отмену штрафов за недостатки в налоговой отчётности (если эти недостатки не нанесли ущерб государственному бюджету), а также отказ от практики ареста счетов и остановки расходных операций коммерческих структур.
Помимо этого, «Ак жол» призывает ужесточить ответственность чиновников за незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность, значительно ограничить создание государственных компаний в конкурентном поле. Все вышеперечисленные меры, считают в партии «Ак жол», в обозримой перспективе способны диверсифицировать экономику и довести долю малого и среднего бизнеса в ВВП страны до 60%. Подобные показатели характерны для стран со стабильно высоким уровнем экономического развития, таких, как Германия, Нидерланды, Норвегия, Сингапур или Южная Корея, которые, кстати, вышли из мирового кризиса 2008–2009 годов с наименьшими потерями именно за счёт диверсифицированной структуры бизнеса.
Ещё одной особенностью экономического блока программы стало провозглашение «Ак жолом» политики «ресурсного национализма», в рамках которого использование природных ресурсов и экономического потенциала страны должно служить прежде всего национальным интересам самого Казахстана. Так отечественные демократы по норвежскому опыту настаивают на реальном (а не формальном) обеспечении не менее 50% доли казахстанского содержания в деятельности иностранных инвесторов, для чего предлагают обязать крупных недропользователей передавать казахстанским партнёрам современные технологии и закупать оборудование, товары (спецодежду, продукты и т.д.), работы и услуги у местных предприятий.
Но при всём этом нельзя не отметить сделанную в программе важную оговорку: «ДПК «Ак жол» поддерживает добросовестный бизнес, но нетерпима к «дельцам», попирающим интересы общества, государства и честной конкуренции.
Помимо извлечения коммерческой прибыли, бизнес должен быть направлен на улучшение качества жизни всего общества, и в конечном счёте – на сокращение разрыва между богатыми и бедными».
На фоне повторяемых как заклинания громких слов о поддержке коммерсантов «любой ценой» подобный трезвый взгляд на конечные цели, да ещё из уст главного политического провайдера отечественных «Рокфеллеров», согласитесь, дорогого стоит.
КАЗАХСКИЙ ЯЗЫК ВО ГЛАВУ УГЛА
Не обошлось и без языкового вопроса. Партия «Ак жол» далеко не первое объединение, официально выступающее за повышение статуса казахского языка. Но в отличие от многих отечественные демократы предлагают пойти методом интереса, а не понуждения: создать экономическую потребность в казахском языке, внедряя его в деловой оборот бизнеса, включая иностранные компании, работающие на территории Казахстана.
Кроме того, в «Ак жоле» считают целесообразным ввести экзамены на знание законов республики, истории Казахстана и государственного языка при получении казахстанского гражданства, что также вполне резонно.
Особая новизна этих предложений в том, что программа «Ак жола» не просто ссылается на государственный статус казахского языка и требует: «Так надо!» (чем порой грешат некоторые деятели), а даёт вполне адекватное и по-человечески воспринимаемое обоснование, ввиду необходимости «восполнения казахским народом тех катастрофических потерь, которые были вызваны обрушившимися на него в XX трагедиями репрессий, массового голода, вымирания целых районов и вынужденного бегства с родины многих соотечественников», приведших к «критической угрозе утраты родного языка и культуры».
Согласитесь, такой подход многое меняет в восприятии мер по поддержке казахского языка, снимает ощущение «навязывания» и более того – вызывает чувство сопричастности к проблеме.
Не случайно казахстанские демократы прямо указывают на необходимость «Проводить воспитание молодого поколения в духе уважения к национальной истории Казахстана, казахскому языку и казахской культуре, равно как и к истории, культуре и языкам других этносов, включая русский, украинский, узбекский, немецкий, корейский и десятки других».
Любопытно выглядит отношение партии «Ак жол» и к ещё одному наболевшему вопросу дня сегодняшнего. Как известно, с 1 января 2015 года начал функционировать Евразийский экономический союз (ЕАЭС). ДПК «Ак жол», признавая привлекательность и экономическую выгоду интеграции, в то же время подчёркивает приоритет государственной независимости и выражает категорическое неприятие каких-либо наднациональных органов, претендующих на политические полномочия. При этом в партии уверены, что, кроме взаимодействия с Россией и другими партнёрами по ЕАЭС, тесные контакты надо налаживать с европейскими странами, Китаем, США и исламским миром.
Более того, в «Ак жоле» уверены, что партнёрство с европейскими странами и Европейским союзом, а также внедрение европейских стандартов в политике, экономике и социальной сфере – должны стать одним из приоритетных направлений развития. Впрочем, во всех случаях главным ориентиром «Ак жола» остаются национальные интересы Казахстана.
ОТКРЫТОСТЬИ ГОТОВНОСТЬ К ДИСКУССИИ
Это лишь небольшой обзор целого ряда вопросов, поднимаемых в программе, но уже по приведённым примерам можно судить об их основательной проработке и сформировавшейся позиции партии. Порой даваемые в документе оценки непривычно режут слух читателю, насмотревшемуся благодушной официальной прессы: «Главным источником системных проблем является широкое распространение коррупции… Среди коррумпированных чиновников нередко можно наблюдать откровенный саботаж и вымогательства, взяточничество, непрозрачность и несправедливость принимаемых решений, безразличие и неуважение к простым гражданам, элементарную профессиональную некомпетентность».
Не ограничиваясь столь жёсткой констатацией, демократы включили в свою программу целый раздел борьбы с коррупцией, где предлагают провести де-офшоризацию национальной экономики; создать законодательные препятствия для вывода за рубеж финансовых средств, полученных незаконным путём; ввести запрет на владение банковскими счетами в офшорных зонах для руководителей госорганов, национальных компаний и т.д.
Наконец, выражая приверженность заявленным в программе убеждениям, партия «Ак жол» подчёркивает и свою готовность их отстаивать не только на бумаге, но и на деле:
«Как показала жизнь, партия «Ак жол», даже находясь в меньшинстве, способна отстаивать национальные интересы, права предпринимателей и человеческое достоинство простых людей в споре с политическими оппонентами и нерадивыми чиновниками. Такое оппонирование наша партия осуществляет в целях объединения здравомыслящих граждан и укрепления конституционного строя».
О том, что это не просто слова, а такая работа акжоловцами ведётся постоянно, многим казахстанцам известно, в том числе из сводок с парламентских баталий в нашей газете.
В заключение хотелось бы обратить внимание на ещё один нюанс, непосредственно связанный с процедурой принятия «Ак жолом» своей новой программы. Впервые в современной истории Казахстана важнейший для организации документ принимался путём партийного плебисцита, т.е. прямого и тайного голосования во всех регионах на конференциях партии. Причём в бюллетень для тайного голосования были включены не только общие формулировки «за» или «против» программы, но и около двадцати наиболее резонансных пунктов, дискуссии по которым выявились ещё на этапе обсуждения проекта программы в течение предыдущего года.
Так, например, из принявших участие в плебисците 2287 делегатов областных конференций, 368 (или 16,1%) проголосовали против пункта о поддержке ЕАЭС; 242 участника (10,6%) высказали несогласие с заявленной в проекте программы преемственностью идей движения «Алаш»; 215 делегатов (9,4%) не устроила формулировка о том, что опору партии «Ак жол» составляет интеллигенция и предпринимательство, 55 человек (2,4%) проголосовали против стимулирования бизнеса и т.д. Результаты плебисцита ДПК «Ак жол» опубликовала на своём сайте.
Конечно, подобные разногласия в отечественной политической традиции выглядят, скорее, как недостаток, чем преимущество. И даже удивительно, что руководство демократов пошло на раскрытие итогов голосования, показывая тем самым наличие внутренних споров в партии. Как тут не вспомнить скандальные выходы из ДПК Людмилы Жулановой, Амангельды Айталы, Айткожи Фазылова… Правда, после громких заявлений об авторитарном стиле нового руководства «Ак жола» и ухода в «свободное плавание» все они сошли с реальной общественной арены, в лучшем случае – отмечаясь в социальных сетях. И это только подчёркивает значение организации для публичной политики.
Не случайно для постсоветского пространства в приоритете всегда было единогласие, а решения принимаются, как говорится, «без вариантов».
С другой стороны, опыт плебисцита говорит об открытой атмосфере и существующем плюрализме мнений в «Ак жоле», что позволяет возлагать определённые надежды на её эффективность и в будущих политических сезонах. Кроме того, применение данного метода вкупе с продолжительным (около года) обсуждением проекта программы на местах, приведшим к значительной переработке структуры и формулировок, даёт основание считать принятый документ действительно плодом коллективного труда. Как нам сообщили в партии, первый вариант проекта был подготовлен в 2013 г. группой экспертов Бурихана Нурмухамедова, обсуждение в регионах координировалось секретарями центрального совета Абдразаком Султановым и Бериком Дюсембиновым, заместителем председателя ДПК Анарбеком Орманом, руководителями областных организаций «Ак жола» Сериком Мергалиевым, Дмитрием Подковыровым, Сериком Бейсембаевым, Ерболом Арыновым, Маратом Беркалиевым, Болатом Момышевым, Ермеккали Юсуповым, Аскаром Садыковым, Аскаром Смагуловым, Дмитрием Васильевым.
Окончательный вариант дорабатывался редакционной комиссией центрального совета с участием заместителей председателя ДПК «Ак жол», известного поэта Казбека Исы и бизнесмена Ерлана Барлыбаева; экономиста Екатерины Никитинской, журналиста Сабита Байдалы, предпринимателя Андрея Линника, инженера Серикбая Ташенова и др. Это может означать, что в партии «Ак жол», с её непростой историей расколов, борьбы и вливаний «свежей крови», – сложилась команда разных, имеющих собственное мнение, дискутирующих и всё-таки – единомышленников. И эта команда не только успешно действует в парламенте, но и готовится к дальнейшей работе, мобилизуя свои немаленькие (как выясняется) интеллектуальные и организационные ресурсы.