Об автокреслах, законах и законотворцах - www.bisnews.kz (Атырау)
- Пригнись! – говорю я, сидя в машине, 4-летнему сыну при виде автоинспектора, который бдительно озирает вверенную ему проезжую часть, поминутно прикладываясь к рации. Мы не в розыске, а просто приспосабливаемся к ситуации, дабы не подставить нашего таксиста, у которого, как и у многих других, тоже нет детского автокресла. Было бы смешно, но сотням тысяч казахстанцев вовсе не до смеха – на дорогах страны уже неделю действуют новые нормы Правил дорожного движения. В тупике Несмотря на то, что о ключевых нововведениях в принятых 7-го января ПДД мельком и изредка упоминалось в республиканских СМИ на протяжении полугода, норма про необходимость установки детских автокресел грянула для казахстанцев как гром среди ясного неба. Со всеми вытекающими негативными последствиями… Сейчас в нефтяной столице редкий водитель согласится, на свой страх и риск, подвезти голосующего пассажира с ребёнком. Хоть стражи порядка официально обещали не штрафовать до 15 января, первые «жертвы автокресел» появились ещё до истечения «часа икс». Причём в этой ситуации страдают не только штрафуемые автомобилисты, но и «простые» граждане, - в смысле, не имеющие собственного легкового транспорта. Рядовая прежде утренняя поездка в школу или детсад обернулась для горожан настоящей проблемой, особенно для многодетных семей. Хуже всего приходится жителям новых микрорайонов, куда ещё не ездят маршруты общественного транспорта, а также жителям пригородных посёлков. Погодные условия тоже не прибавляют оптимизма. Кроме того, как мы писали в прошлом номере «ГР», в сложившейся ситуации нет надежды и на немногочисленные службы такси, которые тоже оказались не готовы к нововведениям. Из зарегистрированных в областном центре порядка 20-ти официальных фирм (такси), предоставляющих услуги по перевозке пассажиров, пока только одна имеет специальные удерживающие приспособления для детей. А про тысячную армию «бомбил» и говорить нечего. Права и свободы Сколько граждан оказались заложниками ситуации – говорить сложно. Давайте, лучше, обратимся к букве закона и к иным нормативно-правовым актам, которые, возможно, способны защитить от «лютых» новых ПДД. Можно понять заявления возмущённых родителей, что все дети страны в возрасте до 12 лет объявлены вне закона, но это слишком громко сказано. Однако ж, норма ПДД об автокреслах и иных придерживающих устройствах в настоящее время действительно может противоречить другим, причём более высоким в законодательной иерархии актам. Во-первых, эта норма реально ограничивает права ребёнка, в нарушение статьи 5-ой Закона РК «О правах ребёнка», согласно которой они «не могут быть ограничены, за исключением случаев, установленных законами Республики Казахстан». Речь может идти об элементарном праве на получение образования, в то время как детей проблематично отвезти в школу или детский сад. Во-вторых, «законодательство РК о правах ребенка основывается на Конституции Республики Казахстан» – статья 3-яя. А целью государственной политики Казахстана в интересах детей является, в частности, «обеспечение прав и законных интересов детей, а также недопущение их дискриминации» – статья 6-ая Закона. В-третьих, запуск в неподготовленное общество в целом нужной нормы ПДД, направленной на безопасность, действительно может носить дискриминирующий характер, - в нарушение статьи 14-ой Конституции РК, которая, как известно, «имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории республики». А она гласит: «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам». В-четвёртых, в данной ситуации ПДД также ограничивают право свободного передвижения на территории РК, - в нарушение статьи 21-ой Конституции. Нюансы правил дорожного движения А некоторые юристы-«буквоеды» советуют всем внимательно почитать сами новые ПДД в части причин остановки автотранспортного средства. Автоинспекторы не имеют права остановить и проверить, сидят ваши дети на детских креслах или нет. В противном случае это можно расценить как досмотр, для которого полицейские должны пригласить не менее двух понятых и только после этого приступать к досмотру и заполнению протокола. Об этом мало кто знает! Причём это относится не только к салону автомобиля, но и к капоту с багажником. Поэтому, если инспектор предложил вам открыть капот, багажник или двери автомобиля, вежливо попросите его составить протокол досмотра и пригласить двух понятых. А ежели страж порядка подменяет понятие «досмотр» на «осмотр» – он лукавит. Осмотр бывает технический или визуальный. Поэтому, если хочет, пусть рассматривает машину снаружи, а салон через боковые стёкла. Досмотр автомобиля без протокола и без понятых квалифицируется статьёй «Самоуправство». Если инспектор самовольно открывает двери салона или крышку багажника, роется в бардачке, то незамедлительно звоните в «102» и сообщите о незаконном обыске в вашей машине. Существует, правда, «хитрый» приём инспектора: после отказа открыть багажник без протокола досмотра, вас просят предъявить знак аварийной остановки (аптечку, огнетушитель). Тогда попросите инспектора указать номер статьи ПДД, которая обязывает вас предъявить наличие требуемого (огнетушителя, аптеки, детских кресел). Такой статьи нет. Хочет убедиться лично – пусть составляет протокол досмотра, и вы откроете ему все двери. Юрист Джохар Утебеков на своей страничке в Facebook также разъяснил, как жить и ездить после введения новых правил дорожного движения. «Кресло не обязательно!» - утверждает он. «В законе ни разу не упоминается слово «кресло». До сего времени мы 17 лет жили по ПДД, в которых употреблялось выражение «специальное детское удерживающее устройство» (СДУУ). Оно же используется в новых ПДД и Законе «О дорожном движении». СДУУ – это любое изделие, соответствующее национальному стандарту. Это необязательно кресло или люлька. Это может быть бустер, фиксатор, адаптер (ФЭСТ и прочие). Начнём с переднего сиденья. В сравнении с прежними ПДД ничего не изменилось: только СДУУ. Штатным ремнём и подручными приспособлениями, вроде подушечки, обойтись не получится. СДУУ не подлежат обязательной сертификации. Поэтому требовать у вас сертификат соответствия полиция не вправе. А если инспектору не нравится СДУУ, то доказывать, что оно не соответствует нацстандарту, должен он сам. Теперь самое главное. Заднее сиденье: тут появилась «обязаловка». Но здесь, помимо СДУУ, можно использовать «иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности». На них нацстандарт не распространяется. Под «иными средствами» можно понимать что угодно - даже подушку или корпешку под ребёнка. Тут о сертификате даже речи быть не может, лишь бы ремень безопасности «сидел» на ребёнке нормально, а не душил его за шею. В противном случае инспектор ДПП может обоснованно докопаться. Если ребенок рослый, крупный, и ремень на нём и так отлично сидит, то на заднем сидении использовать вообще ничего не обязательно. А начиная с веса хлопца в 36 кг, вопрос закрыт окончательно. Наш стандарт не ведает устройств для акселератов», - пишет юрист в социальных сетях. Первыми не выдержали в Алматы Знание законов, а особенно противоречий в них, двоякого толкования и прочих нюансов, способных защитить в трудной ситуации, - это, конечно, замечательно. Хотя редкий автолюбитель способен потягаться с автоинспектором и доказать его неправоту. Впрочем, не нужно ругать служивых. Они такие же родители, как и все остальные сограждане, просто в данной ситуации руководствуются приказами вышестоящего начальства, а те, в свою очередь, - ещё более вышестоящего руководства. Пусть даже эти приказы и являются образцом головотяпства. Конфликт назрел быстро, создав ту самую «социальную напряжённость» в обществе, которую как огня боятся власти. Первый тревожный звоночек прозвенел уже 13 января в Алматы, где жители микрорайона Шабыт устроили акцию протеста против нормы ПДД об автокреслах (на фото). А на следующий день, 14 января, «проснулись» народные избранники, которые, кстати, недавно эти самые Правила обсуждали и принимали. Депутаты парламентской фракции партии «Ак жол» призвали правительство ввести переходный период на год для того, чтобы водители в Казахстане смогли оснастить свои автомобили детскими креслами. Оглашая запрос от имени фракции, депутат Меруерт Казбекова отметила, что основным аргументом в пользу принятия этой нормы стала «необходимость обеспечения безопасности детей». На практике же эта норма «свелась к требованиям приобретения детских автокресел, и вызвала большой общественный резонанс». По информации депутата, в настоящее время в республике зарегистрировано 4,5 млн. автомобилей. «Если предположить, что хотя бы у четверти автолюбителей есть ребенок до 12 лет, то одновременно в продаже должно появиться до 1 млн. автокресел. Это совершенно нереально. А если в семье трое и более детей?» – возмутилась М. Казбекова. Как резонно считает депутат, «одномоментное исполнение требований закона и правил не представляется возможным и создает предпосылки к увеличению коррупционных правонарушений». Кроме того, в связи с принятием данной нормы на рынках республики возник ажиотаж, сформировались спекулятивные цены на автокресла и перевозку на транспорте ими оснащённом. Депутаты также призвали пересмотреть изменения в правила, обязав обеспечить автокреслами детей до 6 лет, а с 6-ти до 12-летнего возраста норму эту принять в качестве рекомендации. «Не виноватые мы!» Отсрочить и ввести поэтапное исполнение закона следом предложил и сенатор Дулат Куставлетов. «Мониторинг общественного мнения в СМИ и интернет-ресурсах указывает, что причиной всех этих проблем якобы является некачественные законы, принимаемые депутатами Парламента. Так ли это? Безусловно, это не так», - выступил он, первым делом, в защиту коллег. Он подчеркнул, что любой законодательный акт, принятый Парламентом, соответствует всем предъявляемым требованиям и отвечает международным стандартам. Но… «Думаю, всем ясно, что недовольство вызвано не просто изучением текста закона, а практикой его применения. Какой бы хороший закон ни был, если он не применяется либо применяется неправильно, обязательно вызовет в обществе негативную реакцию. Таких примеров много, - отметил он и пояснил. - При утверждении закона, который сегодня вызывает недовольство, Парламент давал Правительству полугодичный срок для подготовки применения норм этого закона». Эти полгода давались для того, чтобы акиматы, дорожная полиция и другие ответственные структуры провели среди населения разъяснительную работу, подготовив почву для внедрения новых норм. Причём речь идёт не только об автокреслах, но и о нанесении аэрографии, аптечках и прочих изменениях. Этого сделано не было, в результате, по мнению сенатора, крайними оказались законотворцы. «Разве данный закон плох? Ведь слабым его местом оказалась реализация уполномоченными государственными органами. И теперь эти самые уполномоченные органы пытаются на всех уровнях дать обществу невыученный урок», - считает депутат. Поддержит ли депутатов премьер-министр РК Карим Масимов, на чьё имя были направлены депутатские запросы, станет известно в ближайшее время. В Казахстане в 2014 году произошло 1399 ДТП с участием несовершеннолетних пассажиров, в которых погибли 89 детей и 1704 получили травмы различной степени тяжести.
Лев ГУЗИКОВ
Источник - www.bisnews.kz (Атырау), 16.01.2015