13
Октября

Системный провал - www.nomad.su

 
Деятельность министерства образования в очередной раз вызвала резкие нарекания
Талгат Ибраев
С сентября этого года Министерство образования и науки РК усиленно внедряет в жизнь свои очередные школьные реформы. Для начала, в качестве эксперимента в тридцати школах страны, а затем и по всей республики. В частности, в расписании школяров постепенно появятся новые предметы с дивными и интригующими названиями типа – 'проектная деятельность и глобальные перспективы', первоклассники параллельно с азбукой начнут изучение 'введений в науки', затем им предстоит постигать 'информационно-коммуникационные технологии', где они помимо всего прочего будут учиться чертить такие милые для чиновничьих сердец графики, диаграммы, таблицы роста экономики и прочие наглядные пособия, возможно приходящиеся им уже в зрелой жизни (ну, например, во время участия в аппаратных совещаниях). Что же касается части точных и естественных наук, типа физики, химии и биологии, то их впоследствии планируется преподавать только на английском языке. По оптимистичному прогнозу авторов этого начинания, в самом скором времени страна очевидно стремительно обрастет высококвалифицированными англоязычными педагогами, грамотными и доступными учебниками, да и самим школьникам этот язык (причем со всей его мудреной и весьма специфичной научной терминологией) будет прост и понятен не хуже родного…
К реформаторским тонкостям в целом и, кстати, реальному состоянию дел с педагогическими кадрами в частности, мы еще вернемся чуть позже. А пока спустимся с высоких небес на грешную землю, отвлечемся от радужных чиновничьих фантазий и посмотрим, как происходит внедрение новых образовательных стандартов и сопутствующих им законодательных норм в повседневной жизни. Ну, например, в зале нижней палаты парламента.
Прошедшее буквально на днях очередное обсуждение законопроекта 'О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам образования' уже по традиции было достаточно бурным и шумным. Для начала депутаты Нурлан Жазылбеков и Алмас Туртаев выразили целый ряд серьезных претензий по отдельным моментам в отечественной системе образования, затем для некоторых обобщающих моментов взял слово лидер фракции 'Ак жол' Азат Перуашев, который и вовсе обвинил министерство в срыве целой государственной программы образования. В эмоциональной речи парламентария, были упомянуты и низкое качество учебников, припомнена резкая критика МОН со стороны бывшего вице-премьера РК Бердыбека Сапарбаева, в свое время озвучившего неутешительные данные о том, что 'каждый четвертый студент, обучавшийся по государственным грантам, остался без работы, а потраченные деньги вылетели в трубу' и особо – отмечены некоторые сомнительные достижения последней аттестации школ:
– Как сообщали СМИ, летом текущего года, по данным Агентства по борьбе с коррупцией, только по одной области при аттестации школ собирается около 300 миллионов тенге. Умножьте это на шестнадцать и получите объем коррупционного потока только по средним школам. Недавний скандал – при распределении научных грантов, более 51 миллиарда тенге члены комиссии просто разделили между своими организациями, а деньги были успешно списаны. В то же время, отменяются бесплатные школьные обеды по всей стране, потому что в министерстве на них, якобы, не хватает денег, – возмутился народный избранник, заодно, напомнивший и о том, что опять-таки по вине министерства переход на международные стандарты аттестации планируется перенести с 2016 года на 2018-2020 годы. В итоге, Азат Перуашев предложил провести специальные парламентские слушания о положении дел в системе образования и причинах срыва конкретных показателей профильной госпрограммы начиная с 2011 года.
Кстати, предыдущие парламентские слушания, на которых как раз обсуждались некоторые из вышеупомянутых реформ 2015-2016 учебного года, так же выявили достаточно большое количество скептических откликов
– Очень плохо, что нашу систему образования без конца реформируют, – в частности, подчеркнула депутат Мажилиса Галина Баймаханова. – Ребенка нужно учить по устоявшейся системе, тогда он получит фундаментальное образование. Мы же в погоне за ультрасовременными стандартами теряем самое главное – качество знаний. Я много лет работала в КазНТУ имени Сатпаева на геологоразведочном факультете и как преподаватель видела результат этих реформ. Например, сегодняшние выпускники школ не знают элементарных химических элементов, но при этом поступают учиться на специальности, связанные с химией. В итоге получается абсурдная ситуация – в университете нужно давать материалы за восьмой класс…
А чуть позже разгорелся и крупный скандал, касающийся некоторых вопросов финансово-хозяйственной деятельности министерства (это к вопросу о пресловутой нехватке средств, о чем так любят жаловаться тамошние чиновники).
Согласно данным обнародованным Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета, именно Министерство образования и науки в прошлом году стало безусловным рекордсменом по всевозможным финансовым прегрешениям. Как стало известно, нарушения были выявлены на рекордную сумму – более чем 50 миллиардов тенге.
– У нас сегодня достаточно редкий случай, когда из общего объема охвата контроля 54,7 миллиарда тенге, нарушения выявлены на сумму в 51,2 миллиарда тенге. То есть, из охваченных контролем средств 93 процента – это нарушения. Сегодня в этом смысле вы являетесь рекордсменами. 93% из охваченных средств составляют ваши нарушения – это даже редкость, – подытожил в сентябре этого года итоги проверки председатель Счетного комитета Козы-Корпеш Джанбурчин.
Если же немного обратится к деталям, то, например, выяснится, что министерством образования была произведена оплата фактически неоказанных услуг по 36 договорам на сумму более одного миллиарда тенге по программе 'Подготовка специалистов и оказание социальной поддержки обучающимся'. Еще один миллиард 400 миллионов тенге оплачено этим же Министерством за неоказанные услуги по переподготовке специалистов с высшим образованием.
По одному из подведомственных учреждений Министерства образования в нарушение договорных обязательств не предоставлены отчеты на сумму 17 миллиардов тенге. Зато, целый ряд все-таки представленных отчетов скорей вызывал дополнительные вопросы, нежели хоть как то удовлетворил ревизоров. Так, например, согласно представленным документам, Министерство образования и науки затратило 240 миллионов тенге на подключение к базе данных, которое по факту было вообще бесплатным.
'Комитетом науки в 2014 году на подписку к реферативной базе данных 'SciVerse Scopus', несмотря на имеющийся к ней бесплатный доступ, израсходованы средства республиканского бюджета на сумму свыше 240 миллионов тенге', – указывается в материалах проверки.
Также, в прошлом году МОН нецелесообразно использовал и заемное финансирование.
'За счет средств международного займа, предназначенного на реализацию проекта по коммерциализации технологий, приобретены для собственных нужд автотранспортные средства и административное здание на общую сумму 608,5 миллионов тенге', – подсчитывают контролеры Счетного комитета.
Вызывали серьезные вопросы и достоверность расчетов бюджетных заявок при проведении научных исследований и неэффективность самих таких проектов, когда деньги оказывались буквально выброшенными на ветер (таковых проектов в итоге насчиталось 86 штук).
– Конечно же, это не хорошо, мы признаем, – начали оправдываться в ходе оглашения итогов проверки присутствующие чиновники министерства и, в частности, заместитель министра Есенгазы Имангалиев. – Но по некоторым проектам все же идет речь не о полном отсутствии результатов, а об отсутствии их внедрений …
На это им было дополнительно указано, что потраченная сумма в 10,2 миллиарда тенге заслуживала более тщательного предварительного изучения.
– Получается, вы 10,2 миллиарда тенге из бюджета истратили, но никаких результатов не получили. Зачем просить деньги, если вы заранее знаете, что результата не будет? – заинтересовался председатель Счетного комитета. – И кроме того по нашим данным, научные руководители 41 проекта грантового финансирования сами являются членами научного совета, одобрившими финансирование собственных проектов, а также ими осуществляется принятие промежуточных и итоговых отчетов о проведении научных исследований, – констатировал руководитель счетного комитета.
– Получается, я сам член научного совета, я сам отбираю собственные проекты, потом сам себе сдаю промежуточный отчет, одобряю его, а в конце говорю: 'Ура!' Так, что ли, получается? – любознательно интересовался у руководства МОН Козы-Корпеш Джанбурчин.
В итоге, в Счетном комитете проинформировали, что результаты проверки будут представлены правительству и президенту, а впредь ревизоры намерены размещать на своем сайте подробный отчет с именами чиновников, которые не справляются с должностными обязанностями.
И несмотря на то, что заместитель председателя Комитета науки МОН Амандык Тулешев самокритично признал справедливость выводов контролеров: 'Замечания Счетного комитета были по существу', с результатами проверки было решено ознакомить и правоохранительные органы. А в своем комментарии на этот счет партия 'Ак жол' отметила, что 'все эти факты свидетельствуют о серьезных проблемах в сфере планирования бюджетных расходов, недостаточном контроле за их эффективностью и обоснованностью. И ответственные лица министерства должны понести соответствующее наказание...'
Это что касается 'дефицита финансов' и персональной чиновничьей ответственности (точнее, более-менее успешным ежегодным попыткам уйти от таковой).
Ведь если вспомнить события не совсем давнего времени, то легко выяснится, что к всевозможным финансовым скандалам министерству в общем-то не привыкать.
Например, 2013 год, начавшийся бойким продолжением все тех же 'ранее начатых реформ', закончился шумным провалом программы внедрения системы электронного обучения 'е-learning' (на которую уже было израсходовано порядка 44 миллиардов тенге при 205 запланированных). В самый разгар закупок и поставок, правда, выяснилось, что компьютеры для большинства школ закупали по изрядно завышенным ценам, интернет в некоторые учебные заведения так до сих пор и не провели, а сломавшуюся технику вообще некому ремонтировать. Короче говоря, вердикт контролирующих органов тогда был тоже крайне неутешителен: 'Практически во всех регионах наблюдаются сбои в функционировании системы. По причине ненадлежащего проведения обучения преподавательского состава в большинстве школ система фактически не используется…'
Фигурировали и масштабные проверки деятельности министерства со стороны финансовой полиции, закончившиеся последовательным возбуждением как минимум трех уголовных дел и признанием фактов хищения в МОН РК на сумму свыше 200 миллионов тенге. А в качестве перемен позитивных, были произведены новые назначения в лице очередного министра с командой и оглашено торжественное объявление о старте новых (и, безусловно, судьбоносных) реформ.
Правда, если вернутся непосредственно к проводимым реформам последних пары лет, то и здесь можно будет обнаружить немало как обоснованной критики таковых, так и анализа самих последствий подобного бурного реформирования.
Согласно неоднократно высказываемым в СМИ мнениям, а также оценкам, прозвучавшим в ходе многочисленных дискуссий с участием родителей, педагогов и изредка присутствующих на них должностных лиц, ждать каких-то коренных улучшений от нынешнего министерства образования попросту бесполезно. Про беды нынешней школы, возмущенно говорили, пожалуй, практически все, кто имеет о ней хоть какое-то реальное представление. В частности, согласно озвучиваемым заявлениям, в настоящее время, среднюю школу практически полностью лишили самостоятельного значения. То есть, она перестала быть самодостаточным и самоценным периодом в жизни взрослеющего человека, а весь смысл ее деятельности фактически свелся к тому, чтобы подготовить ученика к поступлению в вуз. Внешне это выразилось в воцарении ЕНТ, и недаром предыдущие реформаторы образования видели свое главное свершение именно в едином экзамене – он и впрямь оказался фатальным, как для многих учеников, так и для всей системы школьного образования в целом.
Что же касается маловидимых стороннему глазу внутреннего положения дел в школах, то сами учителя (когда набираются духу) печально рассказывают о невыносимом чиновничьем давление, оказываемом на школу. На груды зачастую никчемных бумаг, которые обязан ежедневно оформлять каждый педагог, на непрестанные проверки (в основном, на соответствие этих бумаг друг другу и представлениям очередного чиновника районного, городского или республиканского масштаба об идеале). Как после всего этого остается время на собственно преподавание – это уже большой вопрос. Да и грядущие перспективы не очень радужные: ведь сама система педагогического образования в стране в свое время была практически разрушена и, несмотря на все обещания с высоких трибун, так толком и не восстановлена. В итоге, падает качественный уровень приходящих в школу молодых педагогов, снижается авторитет самих учебных заведений, а уж про глубину знаний детей говорить не приходится вовсе.
Не менее интересно обстоял вопрос с реформированием системы высшего образования. Так, например, на очередном заседании правительства была озвучена идея разгосударствления ведущих казахстанских вузов и передача их в частные руки. Особенно неожиданно эта мысль прозвучала на фоне предыдущих обещаний со стороны министерства в оказании помощи государственным вузам и, в частности, строительстве для них новых общежитий. Столь парадоксальная инициатива вызвала целый шквал критических оценок, как со стороны самого профессорско-преподавательского состава, так и от общественных деятелей и депутатов разного уровня, и на достаточно продолжительное время откровенно 'забуксовала'.
Чуть позже отличился и непосредственно новый министр, озвучивший план работы министерства на 2014-2016 годы, в котором была заложена революционная идея обучать нынешних школьников неким 'пока еще несуществующим' профессиям.
В тот период первыми стали терять терпение народные избранники. И в ходе очередного правительственного часа в парламенте руководству министерства пришлось держать ответ буквально по всем пунктам, а заодно выслушивать далеко не самые приятные отзывы в адрес руководимого им ведомства и положения с образованием в стране.
Например, мажилисмен Турсунбек Омурзаков в своем выступлении возмутился качеством школьных учебников и их постоянным переизданием, которое больно бьет по карману, как республиканский бюджет, так и непосредственно родителей. Более того, новых учебников выпускается не так уж и много, что позволяет перекупщикам каждый сентябрь устраивать ажиотаж и поднимать цены.
Чиновники наличие проблемы охотно признали, назвали это безобразие 'системными недоработками, и как это, наверное, принято, сходу переложили вину на 'смежников':
– За обеспечение учебниками у нас отвечают местные исполнительные органы, они должны заранее планировать. Что касается непосредственно выпуска учебников, то эта система декларируется как конкурентная. Но на самом деле есть проявления монополии. В определенных моментах мы видим, что рынок поделен…
Ну а конечная мысль уже по традиции захватывала своей парадоксальностью. Как выяснилось, бороться за эффективность и прозрачность системы выпуска министерство намерено путем издания новых учебников. Тогда же, очевидно, к ним автоматически приложится и качество исполнения, тем более что новый стандарт начали внедрять уже в нынешнем 2015 году. Правда, если вернутся к началу статьи, то можно увидеть, что претензий к учебникам меньше, увы, так и не стало. Таким образом, история, похоже, бродит по бесконечному замкнутому кругу.
– Вопрос своевременного и полного обеспечения учебниками поднимается из года в год, однако его острота до сих пор не снижается, – рассказывала в одном из своих интервью тогда еще депутат Мажилиса Дарига Назарбаева. – Сейчас, в середине октября, когда первая учебная четверть на исходе, в отчетах акиматов звучит как достижение, что обеспечено около 97% школьников. А это означает, что 90 тысяч детей были вынуждены покупать учебники за счет родительских средств. Здесь речь идет не просто об искусственно создаваемой проблеме, а о нарушении конституционного права детей на бесплатное образование и, в том числе, права на получение бесплатных учебников. К нам постоянно обращаются родители, которые до самого начала учебного года не знают ни школьной программы, ни перечня учебников, ни графика их завоза в школы. В итоге, мы каждый год видим бесконечные очереди в библиотеках, в магазинах, ажиотаж и озлобление людей. Те, кто не могут себе позволить купить комплект за 20-25 тыс. тенге, вынуждены покупать дешевые ксерокопии, не соответствующие санитарным нормам...
Дала тогдашний вице-спикер нижней палаты парламента свою оценку и проведению министерских реформ в целом:
– В образовательном процессе все реформы должны быть апробированы, научно доказаны и обоснованы. При этом, реформа не должна превращаться в очередную кампанейщину. Сейчас же слово 'реформа' вызывает апатию и неверие в обществе. Ни одна реформа в казахстанском образовании не была доведена до конца, и никто не понес ответственность за бездумно и неэффективно потраченные средства…
Как неоднократно отмечали наблюдатели эксперты, Министерство образования и науки РК, пожалуй, может быть и одним из рекордсменов по кадровой чехарде. Только за последние годы там сменились семь министров, каждый из которых проводил тщательную ротацию своих подчиненных. Сколько среди них было людей с профильным образованием и имеющим хотя бы минимальный опыт педагогической работы можно только догадываться. Нет, возможно, они конечно присутствовали, только на первом плане, к сожалению, все больше солировали чиновники из категории тех, кому в принципе все было равно где пребывать – хоть в индустрии, хоть в экономике, хоть в системе образования. И как следствие – мы имеем то, что имеем. И уже сейчас можно предположить, что высказанные нарекания последнего периода, увы, будут не последними. И впереди нас ждет еще немало шумных скандалов, связанных как с очередными 'реформами' и наплевательским отношением к выполнению служебных обязанностей со стороны целого ряда должностных лиц, так и весьма вольному обращению с государственными средствами. Вот уж с чем-чем, но с этим щепетильным вопросом в стенах министерства традиционно наблюдается полная стабильность и последовательность.

Источник - www.nomad.su  (Казахстан), 12.10.2015