13
Октября

Депутатский запрос премьер-министру: о нарушениях, допускаемых МОН РК - www.nomad.su

 
Речь идет о существенных нарушениях в системе Министерства образования при проведении конкурса на грантовое финансирование научных исследований на 2015-2017 годы. В частности, вызывает вопросы легитимность состава экспертов, по решению которых в течение трех лет будут выплачиваться из бюджета немалые денежные средства
Астана, 9 октября, Дом Мажилиса
На состоявшемся в среду, 7 октября, в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Парламента Нурлан Жазылбеков:
'В депутатскую фракцию ДПК 'Ак жол' поступило обращение от руководства Института теоретической математики и научных вычислений ЕНУ им. Л.Н. Гумилева по вопросу нарушений, допускаемых Министерством образования и науки РК.
Речь идет о существенных нарушениях в системе Министерства образования при проведении конкурса на грантовое финансирование научных исследований на 2015-2017 годы. В частности, вызывает вопросы легитимность состава экспертов, по решению которых в течение трех лет будут выплачиваться из бюджета немалые денежные средства.
В составе рецензентов 1229 отечественных и 1758 зарубежных ученых. По сообщению председателя Комитета по науке МОН РК С. Жолдасбаева, в этом списке – ученые, имеющие индекс Хирша не менее 5 и не менее 10 соответственно (индекс Хирша – это показатель цитируемости научных статей отдельного ученого). Откуда столько ученых с индексом Хирша? К примеру, в одном из старейших университетов страны КазНУ им. аль-Фараби такой индекс имеют не более 15 ученых.
Кроме того, по информации Института теоретической математики и научных вычислений ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, есть факты финансирования проектов, не набравших нужного количества баллов. В то же время другим проектам, набравшим нужное количество баллов, в финансировании отказано.
Приведенные доводы тем более убедительны, после оглашенных в СМИ и социальных сетях информации Счетного комитета РК, который в ходе проверки выявил нарушения в министерстве образования на сумму 51,2 млрд. тенге.
Выявлено, что в числе расходов значится покупка Комитетом по науке подписки к базе данных SciVerse Scopus за 240 млн. тенге, которая является абсолютно бесплатной, приобретение нового административного здания, автомобилей для чиновников министерства на 608 млн. тенге из средств, полученных по международному займу на коммерциализацию технологий. Выявлены суммы, выделенные на научные проекты, которые в итоге не принесли никаких результатов – на них потеряно более 10 млрд. тенге.
По данным Счетного комитета руководителями 41 проекта оказались члены научных советов, которые занимались регулированием денежных потоков. То есть решение о том, как потратить деньги, принимали люди, заинтересованные их получить.
И это – несмотря на то, что практикуется двухступенчатая система оценки работ. Сначала заявки на гранты изучают зарубежные специалисты, выставляющие свои баллы, а затем – самых достойных выбирают члены научных советов из отечественных ученых. Только в нынешнем году обнаружено около полусотни научных проектов, получивших высокие оценки зарубежных экспертов, но оставшихся без государственного финансирования.
Это означает, что разработки отечественных ученых не нужны казахстанской экономике. В своих лабораториях специалисты занимаются разработкой опытных образцов, но их не используют на практике и не внедряют на производстве.
Для чего тогда в этот сложный кризисный период, когда сворачивают и урезают многие программы, государство выделяет огромные суммы, если они не достигают поставленных целей?
Уважаемый Карим Кажымканович, учитывая, что вопрос идет о расходовании бюджетных средств, депутатская фракция ДПК 'Ак жол' просит Вас принять меры по решению вышеназванных проблем'.
Под этим запросом подписались также депутаты фракции ДПК 'Ак жол' А. Перуашев, Е. Никитинская, А. Абильдаев, Т. Ергалиев, С. Кадралиева, М. Казбекова, А. Туртаев.
-----
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС МИНЭНЕРГО: О ГАЗЕ И ГАЗОСНАБЖЕНИИ
Астана, 9 октября, Дом Мажилиса
На состоявшемся в среду, 7 октября, в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к министру энергетики РК Школьнику В.С. обратилась депутат Парламента Галина Баймаханова:
'В условиях развития газовой индустрии в Республике Казахстан становится актуальна проблема регулирования отношений в сфере газа и газоснабжения, в частности, создание условий для эффективной, надежной и безопасной эксплуатации объектов газоснабжения.
В последнее время активно развиваются автомобильные газозаправочные станции (АГЗС). Это связано и с экологической обстановкой в отдельных городах и с очевидной экономической выгодой. АГЗС для потребителей становятся хорошей альтернативой обычным АЗС. Однако как выяснилось, существующие автомобильные газозаправочные станции в Республике Казахстан осуществляют свою деятельность без стандартов, регулирующих реализацию газа для автомобильного транспорта. В настоящее время отсутствуют нормативно-технические требования по содержанию газа реализуемого с АГЗС. К примеру, в летнее время содержание пропана должно быть не менее 50%, а в зимнее время пропорции газа должны отвечать другим требованиям. Это значит, что, заправляясь на АГЗС, потребитель не застрахован от заправки некачественным топливом, так как реализация и содержание газа не регулируется требуемыми стандартами. До сих пор розничные реализаторы с АГЗС пользуются стандартами 1987 года (ГОСТ-27578).
Переоборудованием автотранспорта и установкой газового оборудования сейчас может заняться любое предприятие, так как и в этом случае не существует стандартов, сертификации и соответствующих требований для осуществления данного вида деятельности. Это может привести к серьезным последствиям вплоть до причинения вреда здоровью и жизни граждан. Данная отрасль на сегодняшний день заметно развивается и требуется техническое регулирование деятельности по переоборудованию автотранспорта.
Особую озабоченность вызывает реализация сжиженного газа населению в баллонах. Здесь мы также сталкиваемся с отсутствием регулирования со стороны компетентного органа в сфере газа и газоснабжения.
Как известно, оптовая реализация газа регулируется и на нее устанавливается предельная цена. К примеру, в 2012 году, после вступления Закона РК 'О газе и газоснабжении' в силу, установленная предельная стоимость оптовой реализации одной тонны сжиженного газа с учетом НДС составляла:
2012 г – 3-й и 4-й кв-л 40101 тенге;
2013 году – 1-й кв-л 36 970 тенге, 2-й кв-л 39 970 тг, 3-й и 4-й кв-л 38691 тг;
2014 году – 1-й и 2 -й кв-л 37 691 тенге, 3-й кв-л 43 345, 4-й кв-л 35320 тг;
2015 году – январь 35 320 тенге, февраль 18 000 тг, 2-й – 3-й кв. – 12357 тг.
Однако цена розничной реализации сжиженного газа в баллонах на протяжении всех 4 лет осталась почти неизменной, и составляла в среднем 1500 тенге за один баллон (10 кг). Это говорит об отсутствии должного регулирования цены розничной реализации сжиженного газа, которая в зависимости от изменения оптовой цены могла меняться, и стоить в отдельные периоды времени ниже.
В соответствии со статьей 4 Закона РК 'О газе и газоснабжении', основной целью государственного регулирования в сфере газа и газа и газоснабжения, является улучшение социально-экономического положения населения Республики Казахстан.
Однако недоработки вышеуказанного закона позволяют обеспеченным промышленным потребителям пользоваться установленными льготами, направленными для поддержания бытовых и коммунально-бытовых потребителей.
Согласно п. 3, 4, 5 статьи 27 Закона РК 'О газе и газоснабжении' на основе заявок, направляемых газосетевыми организациями в уполномоченный орган, разрабатывается и ежемесячно утверждается план поставок сжиженного нефтяного газа на внутренний рынок Республики Казахстан. При этом предельная цена оптовой реализации для газосетевых организаций в рамках плана поставок устанавливается как минимум в три раза меньше, чем текущая рыночная цена. Для включения в план поставок газосетевой организацией необходимо лишь получить свидетельство об аккредитации, после чего препятствий для получения газа по сниженной цене (предельной оптовой цене) не существует.
Этим пользуются промышленные потребители, получая сжиженный нефтяной газ в больших количествах по цене, значительно ниже его рыночной стоимости, что впоследствии сказывается на сокращении общего объема сжиженного нефтяного газа по предельной цене в рамках плана поставок на внутренний рынок для бытовых и коммунально-бытовых потребителей. В результате чего простое население в настоящее время остается и рискует остаться в будущем без газа по предельной цене либо получать его в ограниченном количестве, так как отмечается рост получения газа по предельной цене промышленными потребителями.
В связи с вышеизложенным, считаем, что отраслевому Министерству необходимо устранить эти недоработки и отрегулировать вопросы ценообразования, качества и безопасности газовой продукции, поставляемой населению.
В соответствии со статьей 27 Конституционного закона Республики Казахстан 'О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов' просим дать письменный ответ в установленный законом срок'.
Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса, члены парламентской фракции 'Народные коммунисты' Ахметбеков Ж.А., Кенжин Т.А., Коныров А., Косарев В.Б., Омурзаков Т.К., Сорокин Б.В.
 
Источник - www.nomad.su  (Казахстан), 12.10.2015