26
Октября

СПК: правила выдувания мыльных пузырей - www.radiotochka.kz

Central Asia Monitor исследует тему социально-предпринимательских корпораций: что это за чудо экономики и чем оно занимается? Предлагаем вашему вниманию выдержки из этого материала.
Деятельность социально-предпринимательских корпораций (СПК) всегда оценивалась неоднозначно. Эти аппендиксы, выросшие из тела государства, но одетые в форму АО, так и не смогли стать теми самыми 'устойчивыми бизнес-структурами', об эффективной работе которых в регионах когда-то мечтал глава государства. Скорее, наоборот, зачастую они выступают в роли тормозов экономики. На деньги, которые СПК гребут из бюджета совковой лопатой, построить почему-то получается только миражи. Парадокс? Увы, закономерность.
В очередной раз наличие этой закономерности подтвердил лидер фракции партии 'Ак жол' в парламенте Азат Перуашев. 'Неоднократные проверки этих институтов развития свидетельствуют о том, что управление активами в СПК осуществляется неэффективно, нормативно-правовая база их деятельности в зачаточном состоянии, в вопросах развития отсутствует единая стратегия и системность… Смешение коммерческих и некоммерческих задач не позволяет определить приоритеты. Следствием стала убыточность большинства из них… Отсутствуют четкие критерии оценки результативности компании и эффективной системы мотивации персонала. За время существования СПК фактически ничего не поменялось. На СПК по-прежнему сваливают обязанности, которые никак не вяжутся с понятием успешной предприниматель¬ской деятельности, их деятельность дублирует другие институты поддержки предпринимательства, созданные государством', - заявил депутат, зачитывая перед коллегами свое обращение к премьер-министру Кариму Масимову с просьбой предоставить отчет о деятельности СПК и рассмотреть вопрос целесообразности их существования. Столь резкая постановка вопроса обусловлена тем, что, по мнению мажилисмена, 'в настоящее время СПК превратились в хозяйственные ведомства при акиматах, распоряжающиеся средствами стабилизационного фонда. Они сегодня вместо поддержки бизнеса представляют из себя проблему для бизнеса, создавая дополнительные административные барьеры и являясь фактором, сдерживающим его развитие. Например, при выдаче разрешения на добычу общераспространенных полезных ископаемых СПК получают 50-процентную долю участия в уставном капитале, не вкладывая ни тиына, в то время как раньше предприниматель мог получить такое разрешение без участия СПК'. Идея создания социально-предпринимательских корпораций впервые была озвучена казахстанским лидером почти десять лет назад, в послании народу от 2006 года. По словам главы государства, СПК должны были стать 'локомотивами развития страны'. И, надо признать, поначалу казалось, что уж на этот раз президентская инициатива не будет превращена в профанацию. Во-первых, реализаторы проекта достаточно серьезно изучили опыт американских корпораций экономического развития, английских агентств регионального развития, Центра развития бизнеса в Дании - структур, которые у себя на родине делают погоду в социально-экономическом развитии регионов. Во-вторых, сразу же массово насаждать новые структуры в областях и двух столицах не стали. Полигоном для обкатки была выбрана Караганда, где в пилотном режиме начала действовать СПК 'Сары-Арка'. В-третьих, ее опыт стал основанием для внесения в законодательство серьезных поправок, которые должны были способствовать адекватному функционированию социально-предпринимательских корпораций и превратить их в перспективе в крупные региональные центры, выступающие в качестве катализаторов формирования конкурентоспособных производств. Но самое главное - предполагалось, что со временем государство выйдет из уставного капитала СПК, а сами они превратятся в своеобразные кооперативы малого и среднего бизнеса и уже самостоятельно будут реализовывать цели и задачи, заложенные в понятие СПК. Впрочем, уже через пару лет стало очевидным, что их постигнет роль пятого колеса в телеге, несмотря на то, что пилотный проект был признан удачным и в стране появилось еще шесть социально-предпринимательских корпораций. Первые годы работы СПК прошли под знаком минус. Как свидетельствовали проверки Счетного комитета, 'управление активами государства в социально-предпринимательских корпорациях осуществляется неэффективно'. В 2007-2008 годах все СПК - 'Сары-Арка', 'Ертіc', 'Тобол', 'Батыс', 'Каспий', 'Жетiсу' и 'Онтустік' - допустили нарушения на общую сумму 6,3 миллиарда тенге. 'Как показал анализ доходов отдельных СПК, зачастую они почти на 100% получены за счет вознаграждения от размещения средств на депозитах в банках второго уровня и по остаткам денежных средств на расчетных счетах', - говорилось в отчете. В принципе, никто и не сомневался в том, что основная причина неудач СПК, как и в большинстве подобных случаев, связанных с неэффективностью работы институтов развития, заключается в качестве менеджмента, вставшего у руля корпораций. Молодые, да ранние, а зачастую просто вчерашние чиновники, являющиеся до мозга костей порождением командно-административной системы, эти люди оказались падкими на красивые фантики. Тогда как суть содержимого в тех мифических победах, о которых они рапортовали наверх, уходила далеко на задний план. Итог такого отношения к делу не заставил себя ждать. Реализованные проекты, а уж тем более успешные, можно пересчитать по пальцам. Возьмем для примера 'первую ласточку' - СПК 'Сары-Арка', которая долго морочила всем головы стомиллионным (в долларах!) проектом строительства завода по производству биоэтанола в городе Есиль Акмолинской области совместно со словацкой компанией Korlea Invest. Запуск производства должен был состояться еще в 2008 году, но от проекта не осталось не то что мокрого места - архивной пыли. Примерно в то же время были заявлены еще несколько проектов. В частности, разработка угольного месторождения 'Куу-Чекинское' (участок Северный) в Карагандинской области стоимостью почти 4 миллиарда тенге, а также реконструкция и модернизация двух овощехранилищ общей стоимостью почти 700 миллионов тенге. Их судьба так и осталась тайной первых лет работы СПК, хотя акиматы все списали на кризис. Тут следует пояснить, что корпорацией на тот момент руководил небезызвестный Альберт Рау, ныне заместитель министра национальной экономики и развития, и то, каким образом он 'лепил' первую казахстанскую СПК, высоко ценит сам глава государства. Исходя из этого, можно предположить, что инвестиционный портфель в других СПК на порядок хуже. По крайней мере, слова президента свидетельствуют как раз об этом: 'Только СПК 'Сары-Арка', которую возглавлял Рау, была сделана по-человечески… в ЮКО еще. Все остальные ничего не делали. Огромные штаты сидят, мы им все месторождения отдали. Мы это не довели до конца, а в общем-то идея была правильная'. К такому выводу глава государства пришел еще весной 2010 года. И даже не исключил возможности 'уничтожить, ликвидировать' СПК. Но усилиями нынешнего министра национальной экономики и развития Асета Исекешева и его команды СПК были спасены, впоследствии переданы в подчинение акиматам, а еще через год и вовсе расплодились - их количество было доведено до 16, чтобы ни одному региону не было обидно. Была ли успешной эта реформа? Однозначно, нет - скорее, налицо сизифов труд, и такую форму организации деятельности СПК можно считать тем самым последним гвоздем, который нужно было забить в крышку гроба еще тогда, когда подобный сценарий предлагал президент. Как показывает практика, в данном конкретном случае горбатого только могила исправит. Для наглядности приведем всего лишь несколько фактов.

Источник - www.radiotochka.kz  (Казахстан), 23.10.2015