05
Ноября

По дороге разочарований - www.nomad.su

Несмотря на многолетнюю критику деятельность многих отечественных нацкомпаний крайне далека от идеала
Талгат Ибраев
Ровно год тому назад, в стране началась реализация масштабной программы трансформации группы компаний АО 'Самрук-Казына' и всех входящих в нее национальных компаний. Как неоднократно заявлялось при подготовке этой программы, группе компаний было необходимо провести ряд существенных изменений в своей деятельности. В частности, требовалось изменить подход к инвестированию. Также предстояло оптимизировать бизнес-процессы, формирование портфеля фонда, образ мышления всех заинтересованных сторон и добиться большей финансовой прозрачности всех дочерних и аффилированных структур (коих в общей сложности насчитывается порядка пятиста штук). И вот упрямый календарь проинформировал о том, что первый год модернизации вроде как завершился. И хотелось этого или нет руководству самих ярчайших представителей так называемого квазигосударственного сектора, но все-таки пришлось подводить первые предварительные итоги.
Таковых, кстати, оказалось немного. В частности, главный директор по трансформации бизнеса АО 'Самрук-Казына' Адамас Илькявичюс в первую очередь заверил о том, что никаких особых кадровых чисто или сокращений в штатном расписании не предвидится:
– Наоборот, мы хотим, чтобы наши сотрудники в полном объеме занимались более эффективной работой, более продвинутой, хотим убрать ручной труд, чтобы люди создавали благосостояние вокруг себя, но на более достойных местах работы', – подчеркнул топ-менеджер фонда.
А вот что касается некоторых нюансов повышения эффективности работы, то, судя по всему, это дело достаточно отдаленного будущего и процесс займет еще несколько лет, начавшись с избавления от убыточных активов:
– К 2020 году 'Самрук-Казына' не будет иметь ни одной компании, которая разрушает экономическую стоимость. Таким образом, 2020 год станет последним, когда национальные компании могут позволить себе иметь негативную добавленную стоимость. Компании группы фонда уже проработали стратегии по достижению положительных результатов в этой части…
Затем, очевидно посчитав, что сказанное выглядит ну как то совсем уж туманно, господин Илькявичюс попытался внести немного деловой конкретики:
– Для этого нужны определенные шаги. Такие как выход на международные рынки, улучшение построения управления собственной компанией. Это и есть основная часть той трансформации, о которой мы говорим…
Не знаю, насколько удовлетворили высказанные формулировки экспертов и аналитиков, принявших участие в обсуждении проходящих реорганизационных процессов, но на состоявшемся в последних числах октября этого года заседании Общественного совета при Агентстве по делам государственной службы и противодействию коррупции, в работе которого представителей государственных органов, депутатов Парламента, средств массовой информации и неправительственных организаций, вопрос противодействия коррупции и всевозможным злоупотреблениям именно в национальных компаниях был поднят, что называется, отдельной строкой.
В частности, заместитель председателя АДГСПК РК Алик Шпекбаев отметил, что в целях недопущения коррупционных проявлений в квазигосударственном секторе агентством были представлены рекомендации национальным компаниям по разработке и утверждении своих антикоррупционных планов, внедрения лучшей практики корпоративного управления, внедрения принципов меритократии в кадровую политику субъектов квазигосударственного сектора, а так же проведения на системной основе антикоррупционного мониторинга. Все это в целом должно так же повысить степень финансовой прозрачности компаний и, как следствие, улучшить эффективность их работы и последующие отчисления в бюджет.
Впрочем, практическая реализация и этих мер, похоже, является делом светлого будущего. А что касается менее радужного настоящего, то в ходе постоянно проходящих обсуждений по поводу положения с республиканским бюджетом, большинство экспертов продолжает отмечать его закрытость на стадии формирования. Если вкратце суммировать все высказываемые замечания, то получается, что до сих пор не совсем ясно, как именно формируется его структура, и в частности потому, что нет полной открытости по нацкомпаниям и подробной информации об активах госорганов. Несмотря на все требования, деятельность целого ряда национальных компаний непрозрачна до сих пор. А результаты проверок, которые могут осуществляться и Счетным комитетом, и международными аудиторами, в большинстве своем остаются конфиденциальными, а так же не разглашается структура портфелей. Ну и наконец, если обратится к мнению самих аудиторов, то по их данным, подобная непрозрачность проявляется в связи с отсутствием эффективных средств внутреннего контроля, отвечающего за организацию ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, а так же наличия сложных и необычных операций и значительного объема финансовых операций с аффилиированными сторонами.
Кстати, примерно об этом же летом этого года, говорил и депутат мажилиса и лидер депутатской фракции 'Ак жол' Азат Перуашев:
– Сегодня деятельность национальных компаний, госпредприятий, всех предприятий с участием государства выведена из-под действия закона о госзакупках, за нарушение которого предусмотрена реальная ответственность. Квазигоссектор регулируется типовыми внутренними правилами закупок фонда 'Самрук-Казына', а каждая компания устанавливает для себя еще и собственные правила, за нарушение которых максимальное наказание – выговор. И в итоге никакой реальной ответственности никто не несет. Зато, какие возможности открываются!..
В отчетах Счетного комитета встречались факты, когда такие предприятия проводили тендеры на Маршалловых островах, закупали там товары по цене в четыре раза дороже, чем на внутреннем казахстанском рынке. Для чего это делается? Товары закупаются по реальной цене, а разница в 200-300% остается в офшоре на чьих-то банковских счетах.
Поэтому я уверен, что нашему первоочередному вниманию должна подлежать деятельность именно квазигоссектора, а не только госорганов. Самое главное – надо сокращать участие государства в экономике и ограничивать его вмешательство в бизнес, передавать в конкурентную среду все созданные госорганами предприятия и их 'дочки', за исключением естественных монополий…
Это что касается наболевшего вопроса о государственных закупках, к которому мы немного вернемся чуть позже. А пока еще немного показательных штрихов на тему общей прозрачности. Ведь на самом деле трудно требовать от руководителей национальных компаний какой-то подробной и обстоятельной информации по заключаемыми ими сделкам, если в таких компаниях конфиденциально практически все. Включая даже тарифную сетку заработной платы.
В начале этого года, председатель правления акционерного общества 'Фонд национального благосостояния 'Самрук-Казына' Умирзак Шукеев во время своего брифинга в Службе центральных коммуникаций категорически отказался разглашать информацию о заработных платах топ-менеджеров нацкомпании. В качестве основного аргумента он рассказал о наличии некой корпоративной культуры, которая, собственно, и мешает ему предоставить подобную информацию. А последующие разъяснения юристов о том, что помимо некой 'корпоративной культуры' в стране еще существует и установленное Конституцией право граждан получать любую информацию, кроме государственных секретов, в число которых зарплаты чиновников и менеджеров 'Самрук-Казыны' явно не входят, так и остались без реакции.
Хотя, как показала практика, подобный интерес был отнюдь не праздным. Например, согласно опубликованной в республиканских СМИ информации, заработные платы руководящего персонала 'Самрук-Казына' и получаемые сотрудниками компаний бонусы уже не раз оказывались в центре внимания общественности.
В частности президент ассоциации 'ФармМедИндустрия Казахстана' Серик Султанов, в прошлом году сообщил о том, что по его данным, стоимость квартир в Астане во многом растет именно из-за выплаты чрезмерных бонусов топ-менеджерам госкомпаний, входящих в группу 'Самрук-Казына', суммы которых иной раз могут превышать 20 миллионов тенге в год.
Это, в свою очередь, вызвало интерес у депутатов парламента. В своем выступлении на эту тему сенатор Светлана Джалмагамбетова отметила, что по ее информации заработная плата топ-менеджеров госкомпаний по самым скромным подсчетам составляет до 1,5 миллионов тенге в месяц. Но даже для депутатов точная цифра остается под вопросом, так как в ФНБ 'Самрук-Казына' отказались разглашать данную информацию, несмотря на многочисленные депутатские запросы.
Кстати, что любопытно, еще несколько лет тому назад сам Умирзак Шукеев похоже придерживался другого мнения о степени прозрачности возглавляемого им фонда и сам заявлял о возможности сделать прозрачными доходы топ-менеджеров 'Самрук-Казына', хотя и с определенными оговорками:
– Когда мы говорим о прозрачности фонда, то нельзя забывать о том, что компания находится в рыночных условиях и на конкурентном фоне. Абсолютно прозрачным он не может быть. Есть какие-то вещи, которые конфиденциальны, все что возможно – будет опубликовано. Поэтому нельзя это буквально понимать. Есть определенные ограничения в законодательстве, поэтому я бы, например, считал, что это возможно, но это решение должно пройти у нас совет директоров, правления. В принципе, я бы не возражал против всего этого. Стратегия фонда – это важнейший документ, который очень внимательно смотрит наш конкурент, поэтому открытой будет только та часть стратегии, которая требует публичного обсуждения... – рассказывал Умирзак Естаевич.
С тех пор, правда, ничего особо не изменилось, что вызывает вполне обоснованно недоумение не только у целого ряда юристов, но и большинства представителей журналистского сообщества, усматривающего в этом очередную попытку добиться финансовой закрытости.
Впрочем, зарплаты-зарплатами, но, как выясняется, 'режим секретности' может распространяться даже на стандартную бухгалтерскую отчетность, которая априори должна быть доступна всем желающим. В результате, несмотря на свое горячее желание привлекать капитал на фондовой бирже, у целого ряда нацкомпаний фиксируется непрозрачность бизнеса и не полное следование международным стандартам корпоративного управления даже в этом сегменте. По данным, озвученным специалистами Казахстанской фондовой биржи, несмотря на то, что на КАСЕ зарегистрировано более 130 листинговых компаний, лишь порядка двадцати из них готовы полностью раскрывать данные о своей финансовой деятельности в виде годовых отчетов. Остальные, по каким-то малопонятным причинам и здесь периодически пытаются прикрыться режимом 'конфиденциальности'.
Пожалуй, единственным исключением здесь являются некоторые предприятия добывающих отраслей, да и то благодаря существенному давлению извне. Дело в том, что в грядущем, 2016 году, Казахстану предстоит подтвердить соответствие Стандартам Инициатив прозрачности добывающих отраслей – ИПДО. И сама реализация этого проекта направлена на прозрачность доходов компаний и правительства в добывающем секторе, в результате чего инициатива получила статус международной, политической и антикоррупционной. Итогом повышенного международного внимания и совместной работы профильных специалистов, стало предоставление данных для отчетов в электронном формате, с которыми отныне можно ознакомиться на сайте Комитета геологии и недропользования МИР РК.
Данный факт, безусловно, отраден, хотя, увы, скорей является исключением из правил, нежели повсеместным явлением. И здесь, пожалуй, даже можно будет немного обернутся назад, и взглянуть на историю того, насколько были успешны попытки добиться от квазигосударственного сектора пресловутой финансовой прозрачности в течение нескольких предыдущих лет.
Впервые, вопрос о том, что упорядочение управления госсобственностью и финансовая прозрачность компаний, в которых имеется государственный пакет акций, становятся серьезной проблемой для всей страны, был активно поднят еще в середине двухтысячных годов. Согласно данным экспертных исследований тех лет, национальные компании, помимо того, что они были громоздки и непрозрачны, превратились, чуть ли не в один из главных символов коррупции. А громкие скандалы, главными действующими лицами которых являлись топ-менеджеры крупнейших национальных компаний, возникали в ту пору едва ли не каждый месяц. В результате, глава государства несколько раз ставил перед правительством задачу реформировать управление госактивами и так же несколько раз это поручение было не выполнено, что, в свою очередь, приводило к громким разбирательствам и привлечению к ответственности должностных лиц, проигнорировавших поручения президента.
Параллельно с этим, выходили в свет все новые и новые исследования по рейтингу нацкомпаний, результат которых, по-прежнему был крайне неутешителен. В частности, деловой журнал 'Exclusive' был даже вынужден констатировать то, что по сравнению с прошлыми периодами, национальные компании еще больше стали склонны скрывать финансовую отчетность от широкой общественности. Более того, часть компаний попросту стала удалять финансовую отчетность со своих сайтов. В результате, только за один год, число 'непрозрачных' компаний увеличилось на треть…
Еще через некоторое время, об этом открыто заговорили даже в самом управляющем холдинге:
– У большинства национальных компаний низкая степень прозрачности, – заявил тогдашний управляющий директор АО 'ФНБ 'Самрук-Казына' Питер Хауз. – В данный момент прозрачность почти у всех национальных компаний крайне неудовлетворительна. Мы делаем диагностику управления внутри фонда. По структуре, по документам у них вроде нормально. По процедурам у многих не очень. А по транспарентности, прозрачности – очень плохо. Кроме того, поздно публикуются отчеты. Иногда и вовсе не публикуются. И вообще не всегда понятно – есть у них хотя бы какое-то понимание к чему они вообще стремятся?
Неоднократно ребром вставал вопрос и о наведении прозрачности в сфере государственных закупок (то есть то, о чем так настоятельно говорит Азат Перуашев):
– Я бы хотел обратить внимание на обеспечение прозрачности государственных закупок в национальных компаниях, – заявил еще в 2012 году на заседании республиканского общественного совета по противодействию коррупции при НДП 'Нур Отан' заместитель председателя Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Андрей Лукин. – Мы обошли вниманием национальные компании, в большей степени 'Самрук-Казына'. Я вас уверяю, что там денежные средства, которые находятся в обороте, достаточно серьезные, которые сопоставимы с бюджетом нашей страны. Исходя из этого, прошу вас рассмотреть вопрос ходатайства перед правительством в целях обеспечения прозрачности процедуры закупок, осуществляемых национальными компаниями, а также сокращения теневого оборота в сфере госзакупок, распространить положения закона о государственных закупках на национальные управляющие холдинги, национальные компании и аффилиированные с ними юридические лица.
Как отметил зампред агентства, национальные компании не являются субъектами закона о государственных закупках, что крайне негативно сказывается на степени их прозрачности в финансовых операциях. В этой связи, было предложено обязать все национальные компании размещать на своих интернет-ресурсах информацию о проведенных закупках и результатах конкурса, с указанием победителя и суммы, по которой осуществлялся закуп, что в свою очередь, будет способствовать достаточно широкий общественному контроля и повышению эффективности работы самих нацкомпаний.
Прошло некоторое время, и уже в 2013 году исследовательское агентство 'Рейтинг.kz' и ОО 'Казпотребнадзор' провели очередной экспертный опрос, по результатам которого составлен рейтинг эффективности дочерних структур ФНБ 'Самрук-Казына', итогом которого стало очередное признание неэффективности управления нацкомпаниями, входящими в структуру ФНБ 'Самрук-Казына'.
В первую очередь это опять касалось степени закрытости и непрозрачность как самого ФНБ, так и его дочерних структур.
'Большинство национальных компаний выделяют колоссальные средства на деятельность PR-отделов. Однако последние работают не на повышение прозрачности, а на оправдание деятельности своего руководства. Фактически делается все возможное для позиционирования национальных компаний как обычных бизнес структур, ориентированных на получение прибыли', – указывали в своих выводах эксперты.
Так же были отмечены провалы при реализации дорогостоящих проектов, актуальные проблемы коррумпированности и общую неэффективность их деятельности, что позволяет говорить о наличии целого ряда структурных проблем (это уже не говоря о проблемах неадекватного уровня заработных высшего руководства, а также непомерных запросы топ-менеджмента в части обеспечения должных условий для служебной деятельности).
С итоговыми выводами было ознакомлено и само руководств Фонда, которое часть высказанных замечаний признало справедливыми и пообещало устранить выявленные недостатки. Как они устранялись можно судить уже по публикациям в СМИ и депутатским заявлениям нынешнего периода, в большинстве которых упоминаются абсолютно те же проблемы, что и несколько лет тому назад.
Заодно, периодически стали выявляться факты, свидетельствующие о мягко говоря неэффективной работы целого ряда крупнейших нацкомпаний, по идее играющих стратегическую роль в экономике страны. Например, летом этого года, руководством самого АО 'Самрук-Казына' были обнародованы достаточно тревожные сведения, касающимся финансового положения главного казахстанского национального оператора по разведке, добыче, переработке и транспортировке углеводородов, то есть НК ''КазМунайГаз'. Как выяснилось, 'КазМунайГаз' перекредитован, имеет долг в 18 миллиардов долларов США и все, что он зарабатывает, попросту уходит на погашение набегающих процентов. Мало того, сама компания привлекать средства на внешнем рынке уже не может из-за того же долга, а надежд на обслуживание платежей и собственных инвестиционных нужд за счет текущей прибыли в обозримом будущем, увы, нет. Как выяснилось, причиной этого стали несколько весьма своеобразных с точки зрения экономической выгоды сделок самой компании и в частности – приобретение активов румынской компании 'Rompetrol Group', реальная цена покупки которых сначала оказалась выше на 2,85 миллиарда долларов вместо предполагаемых полутора, а затем и вовсе стала зашкаливать за 3,6 миллиарда долларов США. И это при том, что данная фирма стабильно показывала гигантские убытки, что, кстати, было отражено в соответствующих документах самого 'КМГ'.
Проблема, что теперь делать с дорогостоящим и малоприбыльным 'Rompetrol', решается до сих пор. Причем, целой командой дорогостоящих иностранных менеджеров, входящих в состав совета директоров как самой НК ''КазМунайГаз', так и его дочерних структур. И уже все чаще звучат голоса о том, что именно раздутые кадры руководящих работников и негибкая система самого руководства НК в целом, собственно, и привела к тем серьезным просчетам, которые с такой сложностью пытаются решить в эти дни.
Немногим лучше и положение Национального холдинга 'КазАгро', чьи дочерние структуры вроде АО 'Продовольственная контрактная корпорация', АО 'Аграрная кредитная корпорация', АО 'Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства' и АО 'КазАгроФинанс' в течение нескольких предыдущих лет становились героями различных финансовых скандалов, криминальной хроники в области коррупционных правонарушений и так же показывали весьма сомнительные результаты в части эффективности своей работы, что неоднократно отмечалось самыми различными контролирующими органами. Кстати, только чистый убыток АО 'НУХ 'КазАгро' в январе-сентябре 2014 года составил 3,249 миллиарда тенге, что оказалось в 6,5 раза больше, чем за аналогичный период 2013 года…
Заодно стали известны и некоторые другие весьма любопытные факты.
В частности, если опять немного обернутся назад, то можно вспомнить, как, собственно, наминался процесс 'трансформации' и какие надежды на него возлагались.
– Трансформация это отнюдь не некий эксперимент и мы не смотрим на этот процесс с простого ракурса 'получится-не получится'. Это тщательно продуманное действие, – рассказывала в те дни в своем комментарии одному из деловых изданий страны советник председателя правления АО 'Самрук-Казына' Лариса Зямзина.
– Если же говорить об экономическом масштабе, то серьезных экономических выгод можно ожидать после стадии реализации, которая должна охватывать период примерно в три года как минимум, – уверяла заместитель председателя правления АО 'Самрук-Казына' Елена Бахмутова. – Понятно, что есть какие-то более глубинные вещи, которые будут выходить за этот период. По нашим оценкам, трансформация в портфельных компаниях даст возможность получить экономические выгоды в размере от 80 до 125 миллиардов тенге после 2020 года в ежегодном исчислении. Оптимизация затрат, снижение стоимости капитала, и повышение возврата на инвестиции – вот в целом экономические выгоды, которые мы ожидаем…
На деле все оказалось куда как более проще. И как выяснило агентство по мониторингу экономики Казахстана 'Ranking.kz.' – Держать деньги на депозитах и счетах в банках для казахстанских нацкомпаний оказалось гораздо выгоднее, чем заниматься основной деятельностью, (то есть тем, ради чего, они собственно были созданы). В частности, по данным аналитиков этого портала, уже второй год валовая прибыль от реализации продукции и оказания услуг нацкомпаний оказалась существенно ниже, чем доход от финансирования.
Так, по итогам первого полугодия этого года, доходы от финансирования в три раза превысили валовую прибыль. Причем, согласно выводам экспертов, эта тенденция началась в прошлом году, то есть аккурат с момента начала пресловутой 'трансформации'. Экономический разрыв обозначился достаточно резко, когда объем валовой прибыли составил 60 процентов от суммы финансовых доходов нацкомпаний. Кроме того, в нынешнем году была зафиксирована резкое падение суммы доходов, причем валовая прибыль сократилась сильнее, чем доход от финансирования – на 43 процента и шесть процентов, соответственно.
По ним видно, что корреляция между прибыльностью финансово-хозяйственной деятельности нацкомпаний и их валовым доходом начала стремительно слабеть с начала 2014 года.
Хотя, в полном бездействии национальные компании будет обвинить, пожалуй, трудно. Правда, их деловая активность, почему то стала развиваться в весьма специфическом направлении. Опять-таки, согласно данным аналитических обзоров, нацкомпании продолжают усиленно набирать кредиты в банках второго уровня. Зачем? Ну, наверное, чтобы покрыть какие-то супер неотложные, или крайне важные для их топ-менеджмента организационные расходы. В общем как бы там ни было, но в результате такой кредитной перегруженности, по итогам первого полугодия задолженность нацкомпаний РК по банковским займам достигла рекордного значения в 2,6 триллионов тенге. А в целом за последний год долговая нагрузка нацкомпаний по банковским кредитам увеличилась более чем в пять раз.
Согласно банковским документам, набирать кредиты в БВУ нацкомпании начали ровно год назад. Так что, неудивительно, что если за второй квартал 2014 задолженность перед банками выросла в 2,3 раза, то за следующий период долговой прирост составил уже в 4,4 раза…
Приводить подобные показательные примеры можно будет достаточно долго. Причем, как сейчас, так, похоже и в обозримом будущем: ведь как мы уже убедились, модернизация и трансформация национальных компаний будет проходить как минимум до 2020 года, а значит, пяток лет вольницы для 'эффективных менеджеров' самого разного калибра в запасе еще существуют. Вот только практическая польза для страны от подобной бурной жизнедеятельности вызывает все больше и больше сомнений.
 
Источник - www.nomad.su  (Казахстан), 04.11.2015