Уважаемые коллеги!
Одной из задач, поставленных Главой Государства в Послании «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность», является фронтальное снижение издержек бизнеса, внедрению лучших стандартов и практики развитых стран.
Её решение направлено на оптимизацию и упрощение требований государства к бизнесу, включая таможенное администрирование.
В этой связи проектом Кодекса «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» внедряется новая модель использования авансовых платежей при таможенной очистке.
Его принципиальным отличием от норм статьи 138 действующего Таможенного кодекса, является отсутствие необходимости идентификации плательщиком конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Наверняка, многие из вас слышали претензии предпринимателей, связанные с проблемами определения кода завозимых товаров, когда таможенные органы уже во время оформления декларации, указывают неправильное применение декларантом кода ВЭД; возникновения курсовой разницы, по причине не совпадения курса валюты на день отправки с днём зачисления платежа; сбоев в работе электронного банкинга, приводящих к задержке поступления средств на счёт таможни, да и просто, математических ошибок при расчёта таможенных платежей.
Всё это влечёт дополнительные расходы средств и времени.
А в случае недостаточной суммы средств на счету, без основательных, по мнению таможенного органа, причин, декларация не принимается вовсе. Такая ситуация чревата задержкой оформления с последующими простоями и штрафами.
Внедрение же механизма авансовых платежей, позволит разрешить эти проблемы, и будет особенно востребована участниками ВЭД ввозящими несколько партий товаров на протяжении некоторого периода времени.
Её удобство заключается в том, что, внеся на счет таможни авансовый платеж, далее, при подаче таможенной декларации, таможня сама будет списывать необходимую сумму из этих средств.
Иными словами, изменение механизма использования авансовых платежей создаёт условия для ускорения процедуры таможенной очистки товаров, обеспечит автоматическое погашение задолженности по таможенным платежам и налогам.
Конечно же, при этом предпринимателям не надо забывать контролировать ситуацию и делать регулярные сверки с таможенными органами.
Считаем, что эта новация, наряду с отсутствием необходимости предоставления документов, которые могут быть получены таможенными органами из информационных систем государственных органов-членов Евразийского экономического союза в рамках информационного взаимодействия таможенных органов, и другими, эффективно отразится на импорте товаров, и позволит снизить бюрократический прессинг на предпринимателей.
В то же время, на наш взгляд, требует доработки вопрос с камеральными таможенными проверками.
Статьёй 417 проекта Кодекса, допускается неоднократная проверка одной и той же таможенной декларации. Причём, срок каждой такой проверки, может растянуться до шести месяцев.
А основанием для назначения камеральной проверки может быть обращение физических и юридических лиц, государственных органов, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства Евразийского экономического союза, таможенного и иного законодательства Республики Казахстан (п.п. 5) п.3.) .
Несвоевременное же, при этом, предоставление декларантом требуемых документов, считается недостоверно заявленными.
Такой подход ведёт к отвлечению человеческих, финансовых и временных ресурсов, как со стороны предпринимателя, так и со стороны государственного органа.
Так же, не бесспорной представляется норма об условном выпуске товаров для внутреннего потребления (статья 202 проекта Кодекса).
По сути, бессрочная отсрочка подтверждения их качественных и потребительских характеристик, может на наш взгляд, иметь непредсказуемые последствия в виде нанесения вреда здоровью и имуществу наших сограждан.
Установление конкретных сроков для сертификации условно выпускаемых товаров именно в Кодексе, позволит, на наш взгляд, избежать этих, а возможно и иных эксцессов.
Ещё одна проблема, которая, возможно, ожидает участников ВЭД – это готовность уполномоченного органа к работе в условиях электронного таможенного декларирования товаров.
В настоящее время, в поступающих к нам обращениях, экспортёры зерна, указывают, что действующий порядок оформления декларации только в бумажном виде, через канцелярии территориальные ДГД, создаёт определённые проблемы для сельских товаропроизводителей.
Уважаемые коллеги! Как уже было отмечено докладчиком, проект Кодекса кардинальным образом отличается от действующего и направлен на либерализацию внешнеэкономической деятельности. Он полностью гармонизирован с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
В этой связи, фракция «Ак жол» считает возможным поддержать вышеназванный законопроект с учетом высказанных замечаний.
Спасибо за внимание.