https://www.dw.com/ru/otcego-bogatyj-kazahstan-imeet-bolsoj-deficit-budzeta/a-71689784
Казахстану из-за дефицита бюджета не хватает средств на реализацию
различных программ. Правительство хочет повысить налоги. Эксперты говорят о
многолетнем неэффективном использовании бюджетных денег. Подробности
- у DW.
Правительство Казахстана объявило о необходимости проведения срочной
налоговой реформы. Первым делом предлагается повысить ставку налога на
добавленную стоимость (НДС) с нынешних 12 процентов до 16, а то и 20 процентов.
Говорит правительство и о необходимости изменения минимального порога оборота
для обязательной регистрации предприятий, уплачивающих НДС. Если в настоящий
момент он составляет 78,64 миллиона тенге или почти 150,5 тысячи евро в год, то
после утвержденных парламентом и президентом поправок в законодательство
минимальный порог может быть установлен на уровне 15 миллионов тенге (около 29
тысяч евро по текущему курсу).
В условиях заметного роста цен
Население Казахстана негативно восприняло предложение правительства. В стране
и без увеличения ставки НДС наблюдается стремительный рост цен на основные
товары и услуги. По официальной информации Бюро национальной статистики, в 2024 году уровень инфляции составил 8,6%, продолжив
рост до 8,9% в январе 2025 года. Больше всего подорожали картофель - на 59,3%, тарифы на холодную воду - на 43,2% и
аудиовизуальное оборудование - на 41,5%. Свыше 20 процентов зафиксирован рост
цен на отопление, горячую воду и репчатый лук.
Но правительство в Астане настаивает на своей позиции. В докладе инициировавшего
налоговую реформу министерства экономики, распространенном 14 февраля во время
встречи представителей кабинета министров с экспертным сообществом, отмечается,
что пойти на непопулярный у населения шаг придется. Прежде всего, для
предотвращения укоренившейся практики изъятия денег из Национального
накопительного фонда, средства в который в основном поступают от продажи нефти
на мировые рынки.
"Дифференцированный НДС и снижение порога для постановки на учет
позволят сократить зависимость от Национального фонда и направить
дополнительные средств на развитие инфраструктуры", - уверяют в
министерстве экономики, подчеркивая, что нынешний уровень поступлений от
налогов в бюджет составляет только 18 процентов от ВВП. При этом по уже
сложившейся в Казахстане традиции инициаторы налоговой реформы сослались на
международный опыт. "Если сравнивать с другими странами, то в России
данный показатель на уровне 42 процентов, в развитых странах - больше 50
процентов. Таким образом, отмечается недополучение значительных бюджетных
ресурсов для финансирования государственных программ. При отсутствии реформ, по
данным МНЭ РК, Национальный фонд при текущей динамике его использования к
2035-2036 годам будет истощен до минимума", - утверждается в докладе
министерства экономики.
Ранее в свою очередь министерство финансов Казахстана, представляя в
парламенте страны бюджет на 2025 год, обращало внимание депутатского корпуса,
что из-за низкой собираемости налогов - 72 процента от плана - правительство
будет вынуждено обращаться к трансферам из Национального фонда. Назывались и
цифры: при расходах в 24 триллиона тенге (чуть более 46 миллиардов евро по
текущему курсу в 520 тенге за евро) планируются доходы в размере 20 триллионов
тенге, из которых налоговые поступления могут составить только 14 триллионов
тенге (около 27 млрд евро).
Рекомендации правительству Казахстана
Экономист Эльдар Шамсутдинов в беседе с DW не исключил, что предложенная правительством
налогово-бюджетная реформа связана рекомендациями американских инвесторов.
"Если я правильно помню, еще в октябре прошлого года вышел отчет по
суверенным облигациям развивающихся рынков от Bank of America. И там был очень интересный пункт, где сравнивали
Казахстан и Азербайджан. Сравнивались риски и доходность. Казахстану дали
рекомендацию, что нужна бюджетная ребалансировка. Это значит, что необходимо
прекратить вливания из Национального фонда и заменить их устойчивыми налоговыми
поступлениями", - рассказал Эльдар Шамсутдинов.
Проблемы с налоговыми поступлениями, которые отразились на формировании
бюджета, по словам экономиста, появились еще в 2016 году. Тогда правительство
также вышло с предложением повысить налоги, но поддержки не получило.
"Предложение публично раскритиковали, сказали, что есть Национальный фонд,
давайте его тратить - ничего страшного в этом нет, - заметил собеседник DW, видя в отказе от увеличения налогов серьезную ошибку. -
В целом в экономике выявилось очень много искажений, в том числе из-за
заимствований из Нацфонда. Регулярные трансферы из него расслабили фискальную
дисциплину, поскольку появилось понимание, что всегда есть где взять деньги. Не
надо бежать на рынок, занимать у глобальных инвесторов".
Вторую серьезную ошибку Шамсутдинов усматривает в нежелании правительства
отказываться от социальных программ, которые были запущены в период пандемии
коронавируса COVID-19.
"В той шоковой ситуации это было нормально. Но когда стало понятно, что
жизнь нормализуется, надо было сократить их число. Проблема еще в том, что
одновременно был запущен действующий до сих пор социальный блок, ряд позиций
которого остается без уточнений. Это не только зарплаты госслужащим, пенсии и
пособия, как и субсидирование детских садов и школ. Есть еще много категорий
бизнеса, построенного на получении субсидий из бюджета. Это очень большое
искажение экономики, это надо отменять!" - уверен экономист.
Основные факторы бюджетного кризиса
Иные причины бюджетного кризиса в Казахстане называет лидер партии "Ак
жол", защищающей интересы местного бизнеса, депутат мажилиса (нижней палаты парламента) Азат Перуашев. Он
придерживается мнения, что наличие в стране больших запасов стратегически
важных ресурсов и благоприятный бизнес-климат не являются гарантиями
сбалансированности бюджета. "Казахстан расположен вдали от открытого моря.
Доставка нашей продукции на внешние рынки связана с необходимостью транзита
через третьи страны. Поэтому от цены, которая формируется на международных
рынках, приходится "минусовать" значительные расходы на
логистику", - указал Перуашев DW, подчеркнув, что речь в данном случае идет об
объективных факторах.
Вместе с тем, по его словам, существуют и факторы иного порядка. Среди них
- наличие в стране все еще не полностью контролируемых олигархических групп,
фактически монополизировавших добычу, переработку и торговлю стратегическими
ресурсами в собственных интересах. Вызывают вопросы и поступления в бюджет
средств от подписанных с транснациональными корпорациями в 1990-х годах
Соглашений о разделе продукции (СРП), информация о которых остается закрытой
для общества и парламента.
"Фракция партии "Ак жол" неоднократно направляла депутатские
запросы правительству с требованием раскрыть эти соглашения, но до сих пор
получала отказы. В декабре прошлого года мы обратились к главе "Инициативы
прозрачности добывающих отраслей" Хелене Кларк, но и от нее не получили
ответа. На заседании правительства 28 января уже сам президент Касым-Жомарт Токаев поручил при продлении соглашений о разделе продукции
пересмотреть их условия в пользу национальных интересов Казахстана. Это хорошая
новость. Но нужно учитывать, что одно из этих соглашений действует до 2033
года, а другое - до 2041 года", - подчеркнул лидер партии предпринимателей
"Ак жол".
Как и экономиста Эльдара Шамсутдинова, Азата Перуашева тревожит увеличение
расходов на социальные программы. Он признает их необходимость из-за
наблюдавшегося в течение 30 лет игнорирования сложившегося в стране социального
разрыва между бедными и богатыми, но в то же время отмечает, что такой подход
небезопасен. "Когда рост расходов на социальные нужды происходит на фоне
сокращений инвестиций в реальный сектор экономики, который призван
регенерировать доходы, происходит разрыв бюджета по расходящимся направлениям -
безвозвратные расходы увеличиваются, а база для идентичного роста поступлений
уменьшается", - отметил в своем комментарии DW Азат Перуашев.
По мнению руководителя депутатской фракции партии "Ак жол",
который одновременно является членом парламентского комитета по экономической
реформе и региональному развитию, увеличить доходную часть бюджета можно не
только за счет роста налоговых поступлений. Помимо отказа от помпезных
мероприятий за счет госбюджета, о чем говорил в прошлом году президент Токаев,
Перуашев предлагает исключить из бюджетов министерств и ведомств затраты на
различные исследования и консультации, усилить борьбу с коррупцией в госорганах.
Более того - пересмотреть роль Фонда "Самрук-Казына", контролирующий
национальные компании с их дочерними структурами, а также предприятия с
государственным участием.
"По разным оценкам, эти структуры составляют до 40 процентов ВВП, но
их вклад в бюджет остается небольшим. Например, за последние пять лет
национальные компании направили в бюджет всего лишь 12 процентов чистой
прибыли, а более 80 процентов расходовали вне бюджета. На претензии отвечают,
что эти средства тратятся по поручению правительства. Но мы считаем, что все
государственные финансы должны поступать в бюджет, обсуждаться в парламенте и
подвергаться парламентскому контролю", - настаивает депутат мажилиса от
партии предпринимателей "Ак жол" Азат Перуашев. По его убеждению,
обеспечение баланса бюджета является одной из важнейших задач, потому что это
основа стабильности государства и его социального благополучия.